Вид на Казанскую (ныне – Торговую) площадь и здание губернских присутственных мест с соборной колокольни, 1900-е годы (ВГИАХМЗ, ВГМЗ 37259-17) Главный фасад, вид с левого берега реки Вологды, начало ХХ века Вологда. Присутственные места. Открытка 1910-х годов. Фотография сделана с Нового (Архангельского) моста. Вологда. Общий вид. Открытка 1910-х годов. Фотография снята с соборной колокольни. Фото главного (обращённого к реке) фасада. 1930-е годы. Северный фасад, 1947 год Южный фасад, 1951 год Фрагмент главного фасада, 1976 год Общий вид с запада, 1977 год Общий вид с юго-востока, 1983 год Главный фасад, 2011 год Фасад со стороны улицы С. Орлова Мемориальная доска Информационная надпись на фасаде Общий вид со стороны улицы С. Орлова, с юго-востока Главный вход на фасаде со стороны улицы С. Орлова Декор главного фасада Декор наличников Западное крыло Южный фасад западного крыла Западный фасад Западный фасад Западный и северный фасады Северный фасад Северный фасад Декор северного фасада Северный и восточный фасады Восточный фасад. Справа - угол здания по ул. Сергея Орлова, 4А Восточный фасад Восточное крыло здания Южный фасад восточного крыла Фасад со стороны улицы С. Орлова, с юго-востока Декор фасада со стороны улицы С. Орлова Главный фасад и восточное крыло Интерьер здания: чёрная лестница в восточном крыле, вид с первого этажа Интерьер здания: лестничная площадка чёрной лестницы в восточном крыле Интерьер здания: парадная чугунная лестница в центральной части здания Интерьер здания: парадная чугунная лестница в центральной части здания

Краткая информация

  • Адрес: ул. С.Орлова, 6
  • Номер в госреестре: 351711288280005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XIX
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. № 434 "О постановке под госохрану памятников истории и культуры"

История создания

Здание построено в 1858–1861 годах. 15 марта 1858 года удельным крестьянином из с. Турундаево Александром Васильевичем Сорокиным был заключён контракт с губернской строительной и дорожной комиссией, возглавляемой М.А. Зубовым, на постройку в течение трёх лет здания губернских присутственных мест. Подробнее об истории строительства здания написано в "Этюдах по вологдоведению" Игоря Борисовича Воронина.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Здание губернских присутственных мест построено по типовому проекту, при привязке которого губернским архитектором А.И. Иваницким были, вероятно, внесены некоторые изменения. Оно представляет собой образец строений середины XIX века, предназначенных для размещения государственных учреждений.

Здание трёхэтажное, кирпичное, П­-образное в плане. Стоит на берегу реки Вологды и неслучайно первоначально его главный фасад был ориентирован именно на набережную. Оформление фасадов выполнено в духе позднего классицизма. Первый этаж рустованный. Окна обрамлены наличниками с дробной профилировкой, которые на первом этаже декорированы ложными замковыми камнями, а на втором – прямоугольными профилированными сандриками. Фасады делятся по горизонтали межэтажными карнизами, а по вертикали – рустованными пилястрами. В интерьере по длинной оси на всех этажах здание делится коридором, на первом и втором этажах перекрытым цилиндрическим сводом. Первый этаж имеет арочные дверные проёмы. Этажи соединяют две чёрные трёхмаршевые металлические клёпанные лестницы, расположенные в концах коридора. В центре здания находится парадная литая чугунная лестница, обрамлённая изящными перилами.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Главный фасад в центральной части первоначально был увенчан ступенчатым аттиком, который в 1957 году надстроили возвышавшейся над крышей площадкой при сооружении покрытой куполом станции для астрономических наблюдений (демонтирована после пожара в середине 1990-х годов). Парадный вход в середине ХХ века был перенесён в центр дворового фасада, где для него был устроен тамбур, декорированный в конце ХХ века портиком.

События и лица, связанные с объектом

8 мая 1867 года удельный крестьянин из села Турундаево Александр Васильевич Сорокин, выполнявший с 1858 года контракт на постройку здания губернских присутственных мест, был введён во владение выстроенным им зданием. В июне 1884 года здание и земля при нём принадлежали уже другому домовладельцу – Христофору Семёновичу Леденцову (1842–1907), общественному деятелю, крупному предпринимателю, меценату, вологодскому городскому голове (1883–1887). Леденцову здание принадлежало недолго. Исследователь И.Б. Воронин полагает, что "интересующее нас здание ещё принадлежало Х.С. Леденцову 20 марта 1885 г. (ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3129. Л. 43–44об.). Когда оно отошло в казну – неизвестно, но, учитывая, что 25 октября 1895 г. было принято решение об устройстве в Вологде водопровода, здания которого расположились на земле, входившей изначально в участок, выделенный А.В. Сорокину, следует предположить, что это произошло не позднее первой половины 1890-х гг.".

До революции 1917 года в здании размещались губернские присутственные места. Здесь располагались основные губернские учреждения: канцелярия губернского правления, казённая палата, казначейство, управление земледелия и государственных имуществ, губернское по крестьянским делам присутствие, статистический комитет, редакция газеты "Вологодские губернские ведомости" (издававшееся с 1838 по 1917 год) и губернская типография.

После революции здание называли Третьим домом Советов, поскольку здесь располагались советские губернские административные и некоторые хозяйственные организации (в частности, трест республиканского значения "Вологдолес"). 14 января 1929 года Вологодская губерния была упразднена и её территория оказалась в составе Северной области со столицей в Архангельске. Но с 15 июля 1929 года Вологда стала центром состоявшего из 14 районов Вологодского округа Северной области, практически соответствовавшего прежней губернии. Однако 30 июля 1930 года Вологодский округ был упразднён и Вологда единственный раз в своей истории потеряла статус значительного административного центра.

В 1930 году высвободившееся здание было передано вновь открытому Северному краевому педагогическому институту имени С.А. Бергавинова. Открытие института состоялось 15 октября 1930 года. Первоначально он состоял из четырёх отделений: химико­-биологического, физико­-технологического, историко-­экономического и коми­-зырянского (последнее в 1931 году переведено в г. Сыктывкар). Срок обучения был три года. В 1933 году институт перешёл на четырёхгодичный срок обучения, отделения были преобразованы в факультеты: исторический, русского языка и литературы, физико­-математический, естествознания. Приказом Наркомпроса РСФСР от 9 июля 1935 года ВУЗ переименовали в Вологодский государственный педагогический институт (ВГПИ). В 1940–1957 годах институт носил имя В.М. Молотова. В 1946 году открыты географический факультет (с 1950 – естественно­-географический) и факультет иностранных языков.

В годы Великой Отечественной войны (с сентября 1941 года по декабрь 1944 года) в здании находилось одно из отделений эвакогоспиталя № 1538, куда поступали на лечение раненые с Ленинградского и Волховского фронтов.

С конца 1944 года в здании возобновились занятия со студентами. До 1955 года здесь располагались все факультеты ВГПИ. Здесь всегда находились ректорат, библиотека и бухгалтерия ВУЗа.

Преподавателями в институте в разное время работали многие известные учёные. Далее мы расскажем о некоторых из них.

Александр Генрихович Гольдман (1884–1971) – советский физик, академик АН УССР (1929). Родился в Варшаве. Окончил Лейпцигский (1908) и Киевский (1909) университеты. Преподавал в Петроградском политехническом институте (1914–1918), Киевском политехническом институте (1918–1930), Киевском университете (1929–1938), профессор (1921). Организатор Киевского научно-исследовательского института физики (ныне – Институт физики НАН Украины), в 1929–1938 годах – директор этого института. В 1944–1952 годах – профессор Вологодского педагогического института. Позднее работал в Балашове, Ростове-на-Дону, Киеве. С 1959 года заведовал лабораторией Института физики АН УССР.

Алексей Исаевич Гуковский (1895–1969) – историк, доктор исторических наук (1939), профессор (1940). Окончил юридический факультет Московского университета (1918), Институт красной профессуры (1925). С 1921 года преподавал в институтах Москвы, Горького, Вологды. Автор работ по истории Гражданской войны и источниковедению истории России.

Игорь Семёнович Кон (1928–2011) – социолог, философ, сексолог, историк. Окончил исторический факультет Ленинградского пединститута (1947) и аспирантуру по кафедре новой истории (1947–1950). Кандидат исторических наук (1950). В 1950–1952 годах работал старшим преподавателем на кафедре всеобщей истории ВГПИ. С 1952 года преподавал в различных вузах Ленинграда. В 1960 году защитил докторскую диссертацию по философии. Работал в Институте философии АН СССР, Институте конкретных социальных исследований АН СССР, Институте общественных наук при ЦК КПСС, Институте этнологии и антропологии РАН.

Артур Владимирович Петровский (1924–2006) – российский психолог, доктор психологических наук (1965), член-корреспондент (1968), академик (1971), вице-президент АПН СССР (1976–1979), президент Российской академии образования (1992–1997). В 1947 году закончил филологический факультет Московского городского педагогического института им. В.П. Потёмкина, в 1950 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1950–1952 годах работал преподавателем в ВГПИ. Позднее преподавал в МПГИ. Создатель социально-психологической теории коллектива, исследователь психологии личности.

В 1991 году согласно решению исполкома Вологодского областного совета народных депутатов здание губернских присутственных мест под названием «Здание Вологодского педагогического института, первого высшего учебного заведения на Европейском Севере, где преподавали заслуженный врач РСФСР, профессор Лебедев Василий Вячеславович (1893–1969 гг.); доктор биологических наук, профессор Чулков Николай Александрович (1881–1956 гг.); доктор философских наук, профессор Шишкин Александр Федорович (1902–1974 гг.)» (ул. С. Орлова, 6) было включено в список памятников истории и архитектуры местного значения, принятых под государственную охрану.

В 1995 году пединститут переименован в Вологодский государственный педагогический университет (ВГПУ), а в 2014 году в итоге ряда реорганизационных процессов он стал структурным подразделением Вологодского государственного университета (ВоГУ).

Воспоминания вологжан

Воспоминания Юрия Ивановича Веселовского, связанные со зданием по ул. С. Орлова, 6:

"В России для подготовки учителей городских, уездных и высших начальных училищ, а также приходских школ в середине XIX века была создана система средних специальных учебных заведений – учительских институтов. Срок обучения в них составлял три года. Учительские институты давали хорошую педагогическую подготовку: в них студенты изучали психологию, педагогику, историю педагогики, методику преподавания предметов, большое внимание уделялось педагогической практике. Кроме того, преподавались такие обязательные предметы, как Закон Божий, церковнославянское чтение, русский, немецкий и французский языки, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естествознание, физика, черчение, рисование, гигиена, гимнастика.

В Вологде учительский институт был образован 22 ноября 1912 года. Он располагался на правах аренды в деревянном здании Карла Цеха по современному адресу ул. Зосимовская, 73, где в настоящее время находится детский сад. На основании декрета СНК РСФСР от 5 июня 1918 г. Вологодский учительский институт был преобразован в педагогический институт, в состав которого уже входили отделения: физико-математическое, естественно-географическое, историческое, языка и литературы.

15 октября 1930 г. на базе педагогического института был открыт Северный краевой педагогический институт, задача которого состояла в обеспечении учителями всего Русского Севера. В 1936 году приказом Наркомпроса РСФСР от 9 июля 1935 года его переименовали в Вологодский государственный педагогический институт (ВГПИ).

В пользование институту был передано трёхэтажное каменное п-образной формы здание, построенное подрядчиком А.В. Сорокиным в 1858–1861 годах по плану архитектора И.А. Иваницкого для губернских присутственных мест. Здание представляет собой образец строений середины XIX века, предназначенных для государственных учреждений. Главный фасад выходил на набережную, был оформлен в духе позднего классицизма и в центре увенчан аттиком, снесённым в середине ХХ века, который было бы правильным вернуть, тем более, что обсерватории на его месте на крыше учебного заведения давно уже нет.

В этом здании первоначально располагались канцелярия губернского правления, казённая палата, казначейство, управление земельного и государственного имущества, статистический комитет и губернская типография. После 1917 года в нём находились различные организации.
Исходя из своих детских и школьных интересов в области биологии и химии и видя пример своего классного руководителя, учителя физики Владимира Анатольевича Кузьминского и учителя химии Зинаиды Семёновны Одинцовой мне захотелось тоже стать учителем. После окончания школы я подал документы на отделение биологии и химии естественно-географического факультета ВГПИ.

Первым преподавателем, с которым столкнулись первокурсники, и который сразу произвёл неизгладимое на нас впечатление, стал доцент кафедры химии Исаак Абрамович Подольный. Он сразу поразил всех студентов своим внешним видом классического вузовского преподавателя, манерой выслушивать вопросы студентов и отвечать на них, построением и проведением лекций по неорганической химии, глубокими знаниями по предмету, пониманием на своём личном опыте учителя, директора школы и преподавателя педагогического института, тяжёлой, но благородной и нужной обществу и стране работы учителя.

Во времена заведывания кафедрой химии ВГПИ с 1966 по 1977 года И.А. Подольный внёс неоценимый вклад в развитие как собственно кафедры химии и естественно-географического факультета, так и всего института. Он принял участие в организации строительства нового здания ВГПИ в 1971 году, в обустройстве аудиторий кафедры современным лекционным и научным оборудованием, в открытии на кафедре лаборатории коррозии и защиты металлов, на которой проводились научные исследования и подготавливались молодые преподаватели кафедры химии.

Под руководством И.А. Подольного на кафедре много лет работали доценты Р.А. Парамонова, Л.А. Коробейникова, Л.И. Щеголева, З.В. Киреева, О.Б. Кузнецова и другие преподаватели и сотрудники. Все они безоговорочно любили химию, были превосходными учителями, передавали свои знания и большой опыт студентам, пользовались их уважением.

За время учёбы в ВГПИ большое впечатление оставили лекции преподавателей других кафедр естественно-географического факультета и общеинститутских кафедр: зоологии – доцентов Н.М. Радченко, В.Е. Киселева и старшего преподавателя Е.Л. Смолиной; ботаники – доцентов Р.В. Бобровского и И.С. Шарыгиной; физиологии человека и животных – доцента И.А. Лапочкина и старшего преподавателя Л.В. Королёвой; физической географии – доцентов Н.Д. Авдошенко и В.В. Комиссарова; педагогики – доцента А.В. Тихоновой; психологии – доцента В.Н. Карандашева; философии – доцента Б.В. Ковригина; политической экономии – доцента Л.А. Летунова; математики – доцента В.С. Рыко; физики – доцента Н.А. Летунова и многих других педагогических работников института.

Первую педагогическую практику я прошёл в родной 1-й школе. Я заглянул в знакомые с детства классы и лаборантские, занял рабочее место за знаменитым, со времён реального училища, подковообразным столом в учительской. Меня приветливо встретили мои учителя, и я стал подготавливать и проводить уроки. Оказавшись на месте учителя у доски, я совсем по-другому посмотрел на класс. Мне сразу стало понятно, какие физические и душевные силы учитель расходует на общение с детьми и передачу учебных знаний. Это благородная, но очень тяжёлая работа, которую ученики в силу своего возраста во многом не понимают. Но так устроена жизнь. Всему своё время. На педагогической практике я вновь стал учеником, но уже более готовым к восприятию не только учебного материала, но и секретов работы с ним и к общению с детьми. И в этом мне опять помогли мои школьные учителя. На заключительной конференции по педагогической практике директор школы Ирина Николаевна Соловьёва поздравила студентов-практикантов с началом работы и пожелала дальнейших успехов в овладении секретами профессии. С той поры я до выхода на пенсию занимался педагогической деятельностью в различных школах и вузах города. Спасибо учителям!"

 

Источники и литература

 

Авторы фотографий:

Ю.А. Судакова, С.А. Ушакова

Авторы исторических фотографий:

А.А. Асафов, П.А. Мошков