Общий вид, 1908 год Вологда. Дворянское собрание. Открытка 1910-х годов Выставка книжных поступлений последних лет в читальном зале Вологодской публичной советской библиотеки, 1924 год Выставка книжных поступлений последних лет в читальном зале Вологодской публичной советской библиотеки, 1924 год Общий вид с юго-запада, 1948 год (Автор: арх. Н. Ленский) Вологда. Областная библиотека. Открытка, 1950-е годы Читальный зал областной библиотеки. Фото второй половины 1950-х годов. Главный фасад, 1962 год Общий вид, 1962 год Парадная лестница, 1970-е годы Интерьер, лестница с правой стороны, 1976 год Главный вход, 1976 год Вид с юго-востока, 1976 год Общий вид с юга, 1984 год Общий вид с юга, 1984 год Общий вид с востока, 1984 год Дворовый (северо-восточный) фасад, 1984 год Главный (юго-западный) фасад, 1984 год Боковой (северо-западный) фасад, 1984 год Окна первого этажа на главном фасаде, 1984 год Окна третьего этажа и аттик, 1984 год Окна второго этажа, 1984 год Окно второго этажа на главном фасаде, 1984 год Тройное окно второго этажа над главным входом, 1984 год Ворота с ул. Пушкинской, 1984 год Парадная лестница, 1984 год Интерьер первого этажа (окна ротонды), 1984 год Фрагмент интерьера первого этажа, 1984 год Первый этаж, фрагмент вестибюля, 1984 год Первый этаж, фрагмент вестибюля, 1984 год Двусветный зал, вид на северо-восток, 1984 год Двусветный зал, вид на юго-запад, 1984 год Зал второго этажа, 1984 год Ротонда, фрагмент интерьера второго этажа, 1984 год Дверь анфилады, 1984 год Лестница, вид сверху, 1984 год Аркада парадной лестницы, 1984 год Деревянная лестница на третий этаж, 1984 год Двусветный зал, фрагмент карниза, 1984 год Двусветный зал, окна второго света, 1984 год Розетка люстры в двусветном зале, 1984 год Деревянная лестница хора, вид сверху, 1984 год Информационная надпись, 1978 год Информационные надписи, 2022 год Общий вид с юго-востока, 2022 год Общий вид с юго-востока, 2022 год Главный (юго-западный) фасад, с юго-востока, 2022 год Декор ротонды на уровне второго этажа, 2022 год Северо-западный и главный (юго-западный) фасады, главный вход, 2022 год Дворовый (северо-восточный) фасад, с запада, 2022 год Дворовый (северо-западный) фасад, с востока, 2022 год Оформление главной лестницы, 2022 год Оформление главной лестницы, 2022 год Оформление главной лестницы, вид сверху, 2022 год Оформление дверей, второй этаж, 2022 год Двусветный зал с хоров, 2022 год Двусветный зал, с юго-запада, 2022 год Двусветный зал, с севера, 2022 год Декор потолка и люстра в двусветном зале, 2011 год Оформление дверей в двусветном зале, 2022 год Интерьер здания, зал на втором этаже, 2022 год Интерьер здания, зал на втором этаже, 2022 год Интерьер здания, зал на втором этаже, 2022 год Интерьер здания, второй этаж, ротонда, 2022 год Интерьер здания, второй этаж, ротонда, декор потолка, 2022 год Интерьер здания, второй этаж, 2022 год Интерьер здания, второй этаж, 2022 год Интерьер здания, второй этаж, 2022 год Интерьер здания, второй этаж, 2022 год Интерьер здания, второй этаж, 2022 год Деревянная лестница в интерьере, 2022 год Деревянная лестница в интерьере, 2022 год Деревянная лестница в интерьере, 2022 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Лермонтова, 21
  • Номер в госреестре: 351721288120006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XIX
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: областная
  • Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

История создания

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) ансамбль зданий дворянского собрания датирован XIX веком. Документы, хранящиеся в Государственном архиве Вологодской области, позволяют уточнить время строительства здания Дворянского собрания. В 1787 году коллежскому асессору Зубову было дано разрешение на строительство каменного дома на участке на углу современных улиц Лермонтова и Пушкинской. Вероятно, названный в документе по фамилии дворянин – это коллежский асессор Александр Фёдорович Зубов (не позднее 1756–1830), вышедший в 1776 году в отставку в чине лейтенанта флота, помещик, заседатель первого (уголовного) департамента Вологодского верхнего земского суда. Неизвестно, был ли этот трёхэтажный кирпичный дом выстроен именно Зубовым, но в 1796 году дом уже существует: он числится главным домом усадьбы надворного советника помещика Алексея Семёновича Колычева, состоявшего в Вологодском наместническом правлении одним из двух советников – на должности, следующей по рангу за генерал-губернатором и губернатором. 26 января 1822 года здание продано сыном этого владельца кадниковским помещиком Иваном Алексеевичем Колычевым дворянству Вологодской губернии, и с этих пор оно известно как Дом дворянского собрания (иначе – Дворянское собрание).

Подробнее об истории создания комплекса и его владельцах до национализации можно прочитать в «Этюдах по вологдоведению» Игоря Борисовича Воронина.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Трёхэтажный кирпичный дом в стиле раннего классицизма оформляет угол улиц Лермонтова и Пушкинской. Его архитектура отличается монументальностью, сочетающейся с изящным лаконичным декором. В плане здание Г-образное. Его угловая часть представляет собой полуротонду, выделенную восемью ионическими пилястрами и небольшим ступенчатым аттиком на крыше. Оконные проёмы хорошего рисунка и пропорций заключены в лёгкие обрамления. Как архитектурную особенность, восходящую ко второй половине XVIII века, можно отметить практически равную ширину окон и простенков между ними. Оконные проёмы парадного второго этажа значительно более высокие, чем первого и третьего этажей; часть из них декорирована сандриками. В угловой части главного фасада оконные проёмы второго этажа имеют арочное завершение. Над окнами первого этажа – небольшие замковые камни. Парадный вход в здание устроен с улицы Лермонтова. Из вестибюля дома в парадную анфиладу ведёт широкая лестница с чугунными перилами, вдоль которой расположены арки, прорезанные в боковых стенах, с ионическими пилястрами в простенках. За ними находится узкая деревянная лестница, ведущая на хоры. Двусветный парадный зал с хорами оформлен коринфскими пилястрами и крупным лепным карнизом с консолями и пальметками. В этом зале сохранились кафельные печи, в ряде других помещений – угловые кирпичные с вогнутым зеркалом. В парадных помещениях сохранились распашные филёнчатые двери с вызозолочеными декоративными элементами.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Здание на протяжении своего более чем двухсотлетнего существования неоднократно подвергалось перестройкам. Достаточно упомянуть, что в описании 1822 года упоминается венчающий здание купол, вероятно, находившийся над названной здесь же «круглой горницей» с пятью окнами, в которой помещалось, помимо прочей мебели, 84 стула. Серьёзный ремонт здания, в ходе которого оно приобрело черты высокого классицизма, был осуществлён сразу после его приобретения вологодским дворянством.

После большого пожара 1848 года, уничтожившего интерьеры здания, в ходе реконструкции 1849–1852 годов выполнена перепланировка: произошло укрупнение внутреннего пространства парадной части (в ней устроен двусветный зал) и изменён лестничный всход на второй этаж.

Здание также ремонтировалось на рубеже XIX–XX веков, а в 1960-е и 1990-е годы проводилась его реставрация. В ходе последней реставрации произведены значительные работы по спасению пришедшего в аварийное состояние архитектурного памятника: сделано укрепление фундамента и несущих стен здания, на прилегающей территории по периметру стен снят до первоначального уровня культурный слой, накопившийся за время существования здания, проводились работы по восстановлению интерьеров (особое внимание уделялось восстановлению отделки главного зала и парадной лестницы) и т. д.

В 2020 году был проведён капитальный ремонт коммуникаций и возобновлена отделка фасадов и помещений.

События и лица, связанные с объектом

В XIX веке зал дома дворянского собрания использовался для торжественных приёмов и собраний, для обсуждения злободневных вопросов, проведения музыкальных вечеров и спектаклей, готовившихся вологодским дворянством. В октябре 1824 года устроенный здесь дворянами бал посетил император Александр I, а в 1858 году на балу присутствовал Александр II. На приёмах, устраивавшихся в здании дворянского собрания, бывали и другие члены дома Романовых: великие князья Александр Александрович (1870), Владимир Александрович (1885) и Сергей Александрович (1898). В 1844 году для «приятного препровождения времени в дозволенных играх, чтении газет, журналов и всяких периодических изданий» здесь был открыт дворянский клуб. В 1850-е годы в стенах Дворянского собрания возникло Общество благородных любителей музыки, а позднее – Общество любителей музыкального и драматического искусства. Музыканты-любители из числа дворян устраивали концерты, многие из которых были благотворительными.

2 апреля 1870 года в здании дворянского собрания начала свои заседания вновь учреждённая Вологодская губернская земская управа, располагавшаяся здесь до перемещения в дом Левашова 1 июня 1870 года.

В конце XIX – начале ХХ века зал дворянского собрания предоставлялся и для проведения некоторых культурных мероприятий. Например, в последние десятилетия XIX века здесь проходили гастрольные выступления профессиональных музыкантов. Например, в 1890 году перед вологодской публикой выступал знаменитый столичный хор А.А. Архангельского. В здании дворянского собрания проходили почти все (за исключением первой) художественные выставки, организованные учреждённым в феврале 1906 года Северным кружком любителей изящных искусств (СКЛИИ), пользовавшиеся невероятной популярностью и изменившие культурный ландшафт Вологды. На этих выставках (в 1908, 1909, 1913, 1914, 1918 годах) были представлены произведения ряда выдающихся художников и архитекторов своего времени, в том числе членов объединений «Мир искусства», «Новое общество художников», «Товарищество передвижных художественных выставок». Помимо работ современных авторов на некоторых выставках демонстрировались произведения вологодской художественной старины XVIII – начала XIX века из частных собраний – живопись, миниатыра, ювелирные изделия, произведения из бронзы, хрусталя, фарфора и вологодское кружево.

Организованную по распоряжению губисполкома публичную библиотеку, размещённую в здании Дворянского собрания, постановлением губисполкома от 6 февраля 1919 года предложено было именовать «Вологодской публичной советской библиотекой в честь годовщины Октябрьской революции». Были утверждены штаты библиотеки. Библиотека официально открыла двери для читателей 9 февраля 1919 года. Основу её фонда (насчитывавшего вначале всего 1,5 тысячи томов) составили активно поступавшие с 1918 года книжные собрания дворянских усадеб, монастырей, духовной семинарии, мужской гимназии, жандармского управления и ряда частных лиц. Наряду с накоплением книжных фондов, библиотека вела активную культурно-просветительскую деятельность, при ней было создано общество друзей книги. С 1923 года она выполняла функции центральной губернской библиотеки, а в 1938 году в связи с образованием Вологодской области её реорганизуют в областную. В годы Великой Отечественной войны библиотека обслуживала эвакогоспитали, санитарные поезда, предприятия оборонного значения, комплектовала фонды для библиотек освобождённых районов СССР. В послевоенные годы она продолжала свою деятельность как крупный культурный, просветительский и организационно-методический центр. В 1963 году библиотека переведена в новое здание на улице Марии Ульяновой, 1; ныне это Вологодская областная универсальная научная библиотека имени И.В. Бабушкина.

Здание Дворянского собрания после реставрации передали Вологодской областной филармонии. На сцене филармонии выступали знаменитые оркестры, хоры, выдающиеся музыканты и певцы Э. Гилельс, Н. Петров, З. Долуханова, С. Рихтер, М. Ростропович, П. Лисициан, И. Архипова и многие другие. 25 ноября 1999 года Вологодской областной государственной филармонии имени присвоено имя народного артиста России, композитора В. А. Гаврилина.

Источники и литература

Из статьи Миры Есеевны Даен о деятельности СКЛИИ:

«Северный кружок любителей изящных искусств был организован в Вологде в феврале 1906 г. Идея художественного просветительства народа была популярна в среде местной художественной интеллигенции. При Северном кружке любителей изящных искусств были открыты библиотека и рисовальные классы. Члены кружка читали лекции по истории изобразительного искусства, музыке и архитектуре.
      Среди постоянных экспонентов были известные художники И.Е. Репин, Е.Е. Лансере, А.А. Киселев. В выставках, организуемых кружком, участвовали художники разных направлений: передвижники – Н.Н. Дубовский, В.Е. Маковский, В.В. Матэ, художники, группировавшиеся вокруг журнала "Мир искусства", – С.Л. Бакст, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, А.Н. Остроумова-Лебедева, художники Севера – А.А. Борисов, Ф.М. Вахрушов, А.Н. Каринская.
      В 1913 г. кружок установил связи с открывшимся Архангельским кружком любителей изящных искусств, а в 1915 г. с аналогичными обществами в Ярославле и Вятке.
      По инициативе кружка с 1915 г. началась регистрация памятников старины в крае. С 1916 г. Северный кружок любителей изящных искусств начал издавать журнал "Временник".
      В 1915 г. при Северном кружке любителей изящных искусств был создан Музей нового и старого искусства, располагавшийся первоначально в здании Дворянского собрания, а в 1919 г. он был переведён в Иосифовский корпус Вологодского кремля.
      Северный кружок любителей изящных искусств планировал организовать в Вологде мастерскую, в которой предполагалось возродить искусство резьбы по дереву, организовывать кружевные артели, вести продажу картин и репродукций, книг по искусству.
      В марте 1917 г. совместно с архангельским кружком была организована пятая художественная выставка, которая ставила своей задачей представить по возможности все направления русской живописи начала XX в. Наряду с живописью экспонировались старинные миниатюры, фарфор, бронза, хрусталь, вышивки и кружева. Здесь же были представлены архитектурные проекты Л.Е. Лансере, Г.К. Лукомского, В.А. Покровского, А.И. Таманова, И.А. Фомина.
      С образованием в 1923 г. единого Вологодского государственного музея деятельность Северного кружка любителей изящных искусств прекратилась. Собранные им произведения искусства составили художественный отдел музея.
      С Северным кружком любителей изящных искусств связана деятельность художников А.А. Борисова, Ф.М. Вахрушова, А.Н. Каринской и писателя И.В. Евдокимова.
      Борисов Александр Алексеевич (1866–1934) – художник-пейзажист. Родился в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область) в семье крестьянина. Учился в иконописной мастерской Соловецкого монастыря (1884–1886), рисовальной школе Общества поощрения художеств (1886–1887), в Академии художеств (1888–1897). С 1894 г. участвовал в экспедициях по обследованию Мурманского побережья, Норвегии, Швеции, Финляндии, островов Новая Земля и Вайгач, одновременно писал этюды, картины, посвящённые суровой природе Заполярья. Среди них "Ледник Витте" (1901), "Страна смерти" (1903), "На моржа" (1902), "Зимняя сказка" (1914). В 1906 г. А.А. Борисов принимал активное участие в создании и разработке устава СКЛИИ, а затем в организации всех выставок кружка (1905–1919), был избран его почётным членом. Персональные выставки А.А. Борисова состоялись в Париже, Лондоне, Праге, Петербурге, Вене, Берлине. С 1908 г. А.А. Борисов жил и работал в Красноборске. В 1918 г. все его картины из Красноборска были перевезены в Великий Устюг и в первую годовщину Октября в Великоустюгском музее была организована выставка картин А.А. Борисова. Умер А.А. Борисов в Красноборске и похоронен на сельском кладбище.
      Вахрушов Феодосии Михайлович (1870–1931) – русский художник. Ф.М. Вахрушов принимал участие во всех организационных начинаниях СКЛИИ, экспонировал свои картины на всех организованных им выставках.
      Каринская Анна Николаевна (1871–1932) – русская художница, инициатор создания СКЛИИ. Родилась в Тотьме в семье обедневшего дворянина. С детства обнаружила склонности к живописи и к музыке. В 1890-х годах училась у пейзажиста А.А. Киселёва в Санкт-Петербурге, который первым обратил внимание на её способности к живописи. Участвовала во всех выставках СКЛИИ в Вологде, на выставках Общества поощрения художеств в Москве. Умерла А.Н. Каринская в Москве.
      Евдокимов Иван Васильевич (1887–1941) – писатель, искусствовед. Родился в Кронштадте. Детские годы провёл в местечке Сяма на берегу Кубенского озера. До 1902 г. учился в березниковской земской школе, затем перешел в новленскую. С 1903 по 1908 г. принимал участие в подпольной работе Вологодской большевистской организации. В 1911 г. экстерном сдал экзамены в вологодской гимназии и получил аттестат зрелости. С 1911 по 1915 г. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи членом СКЛИИ, опубликовал в журнале "Временник" статьи "Вологодский иконник Григорий Агеев", "Русские города – рассадники искусств" и некоторые очерки. И.В. Евдокимов был также членом Вологодского общества изучения Северного края, в изданиях которого также публиковал свои исследования. И.В. Евдокимов был знатоком древнерусской живописи и архитектуры. В Вологде изданы его работы: "Север в истории русского искусства" (1921), "Вологодские стенные росписи" (1922), "Русская игрушка" (1925). Позднее он пишет о творчестве русских художников – о Н.Е. Борисове-Мусатове, М.А. Врубеле, В.И. Сурикове, И.Е. Репине, И.И. Левитане. Умер И.В. Евдокимов в Москве.»

См.: Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Вологодская область. М., 1979.

Воспоминания вологжан:

Александр Иринеевич Сазонов вспоминает:

«С миром искусства ребёнок впервые сталкивается, наверное, на спектаклях кукольников, если не считать Деда Мороза со Снегурочкой. Знакомства с музеями, картинными галереями, драматическими и музыкальными спектаклями случаются позже, – у меня, по крайней мере, было так.
Последние в этом перечне встреч – филармонические концерты, хотя, постойте! В 1960 году, в первом классе был я в филармонии (располагалась она тогда в здании, занятом нынче Театром кукол «Теремок»), но вот что слушал-смотрел, не помню. Зато запомнил море разливанное вблизи перекрёстка Калинина-Менжинского (ныне – Зосимовская-Предтеченская), от которого сейчас поднимается дорога на мост 800-летия Вологды. В весенние дни правый берег река заливала в двух местах: на Верхнем и вот здесь – на Нижнем долу.
А в нынешний концертный зал филармонии заходил ещё дошкольником со своей тётей Алей. Только вместо зрительного тот же зал был читальным, в абонементе вологжане получали книги, а всё здание занимала областная библиотека (тогда ещё без имени Бабушкина в названии).
Сознательно сам начал ходить в филармонию, уже учась в институте. Любое образование, видимо, способствует расширению кругозора и пробуждению интереса к миру во всех его ипостасях. Обо всех концертах говорить не буду, вспомню только несколько уникальных по составу инструментов или по мастерству исполнителей.
Когда слушаю стихи в исполнении мастеров художественного слова, всегда что-то нравится, что-то нет, лишь чтение нескольких актёров – Смоктуновского, Юрского, Ланового – не вызывает чувства внутреннего несогласия. А чтобы артист ещё и пел проникновенно и с глубоким пониманием текста, да сам и программу составил с авторским комментарием – из таких только один Алексей Покровский и вспоминается. Помню его программу о Николае Рубцове, с которой он выступал и в Вологде...
«Русский соловей», «Мистер Калинка» – как только не называли за рубежом народного артиста Советского Союза Евгения Беляева, который в концертном зале нашей филармонии давал сольный концерт.
Прекрасных теноров в России много, а вот певица с небесно-ангельским сопрано одна – Виктория Иванова. Послушайте в её исполнении арию из кантаты Вивальди, например, или романс «Вам не понять моей печали». Можете представить лучшее исполнение? В конце её концерта в Вологде из последнего ряда зала выбежал с букетом цветов Виктор Астафьев. Потом из его миниатюры, которая так и называется «Вам не понять моей печали», я узнал, что Виктория Николаевна – любимая певица писателя.
А моей любимой певицей стала Елена Камбурова. Без вступлений и поклонов стремительно появилась она на сцене и запела с такой степенью искренности, экспрессии, что мурашки по телу пошли. В конце так же быстро ушла. С тех пор мурашки стали для меня главным критерием качества исполнения. Бывая в Москве, старался попасть на её концерты.
В сезоне 2022–2023 годов филармония запланировала выступление квартета гитар. Редкий случай. А я помню выступление квартета арф, единственного в мире на то время.
Если арфистки на небольшой сцене разместились вполне комфортно, то вот Аркадий Шилклопёр своим инструментом – альпийским рогом – задел ближайшую к сцене люстру, чем немало встревожил сидевших под ней слушателей. Рог у него ещё был не самый длинный из возможных – всего-то метров пять.
Но люстру можно задеть не только рогом, но и … голосом. В первый приезд в Вологду Зураб Соткилава пел в концертном зале филармонии. Сказал, что впервые так близко видит публику. Начал с не самого известного романса Чайковского (даже в интернете его не нашёл) о страданиях разуверившегося в жизни человека; по настроению он близок бунинскому тексту: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить». Зато в конце концерта заведённая маэстро публика сводным неаполитанским хором ревела «Фуникули-фуникуля!» Последнее «ля» Соткилавы накрыло этот наш хор, как океанской волной. Вот тут подвески люстры и заволновались.
Друзья! Заходите почаще в это здание и лет через десять и вам будет о чём вспомнить!»

Авторы фотографий:

А.А. Бобкова, И.Б. Воронин, Е.В. Дементьев, А.В. Суворов

Исторические фотографии:

П.А. Мошков, А.И. Финогенов

Документы