Главный фасад, 1961 год (из книги: Вологда. Вологда, 1961. Илл. 117) Главный фасад, 1970-е годы Декор фасада, 1970-е годы Декор наличников, 1970-е годы Главный фасад и оформление ворот, 1976 год Главный фасад, 1976 год Ворота и крыльцо, вид с  севера, 1976 год Фрагмент южного фасада, 1976 год Декор фасада и наличников, 1976 год Крыльцо, 1976 год Крыльцо, 1976 год Ограждение кровли, декор фасада, 1976 год Оформление ворот, 1976 год Оформление ворот, 1976 год Оформление фасада и наличников, 1976 год Декор наличников, 1976 год Декор наличников, 1976 год Декор наличников, 1976 год Калитка, вид со двора, 1976 год Парадные двери, 1976 год Угловая колонна, 1986 год Фрагмент интерьера, 1986 год Декор печи, 1986 год Фрагмент большого северного зала, 1986 год Двупольная дверь в интерьере, 1986 год Одинарная дверь в интерьере, 1986 год Фрагмент северного фасада с угловой пилястрой, 2010 год Пилон ворот в процессе реставрации, 2021 год Наличник окна в ходе расчистки, 2020 год Деталь резного наличника окна в ходе расчистки, 2020 год Общий вид с севера, 2022 год Мемориальная доска, установленная на здании в 1950-е годы, фото 2022 года Западный фасад, 2022 год Южный и восточный фасады, с юго-востока, 2022 год Южный и восточный фасады, с юго-востока, 2022 год Северный фасад, 2022 год Восточный фасад, 2022 год Наличник окна восточного фасада в ходе реставрации, 2022 год Декор наличника окна в ходе реставрации, 2022 год Деталь наличника окна в ходе реставрации, 2022 год Угловая пилястра в ходе реставрации, 2022 год Детали угловой пилястры в ходе реставрации, 2022 год Деталь угловой пилястры в ходе реставрации, 2022 год Деталь угловой пилястры в ходе реставрации, 2022 год Восточный и северный фасады, 2022 год Восточный фасад, 2022 год Декоративные элементы восточного фасада, 2022 год Декор наличников в центре восточного фасада, 2022 год Декор наличника, 2022 год Декор наличника, 2022 год Декоративные элементы фасада и оформление наличников Декоративный элемент фасада Декоративный элемент фасада Декоративный элемент фасада Крыльцо и входная группа ворот Оформление входной двери Декоративные элементы двери Декоративные элементы двери Декоративный элемент крыльца Декоративные элементы крыльца Декоративные элементы крыльца Декоративные элементы крыльца Южный фасад Слуховое окно на южном фасаде Южный фасад Декоративные элементы фасада и оформление дымохода Входная группа ворот Декор наличника, фрагмент, 2024 год Декор наличника, фрагмент, 2024 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Октябрьская, 11
  • Номер в госреестре: 351711288180005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XX
  • Материал: дерево
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета депутатов трудящихся от 30 декабря 1958 г. № 760 "Об утверждении дополнительного списка памятников истории, подлежащих государственной охране"

История создания

В «Этюдах по вологдоведению» Игоря Борисовича Воронина описано, как располагавшееся на этом месте имение В.А. Васильевой, оценивавшееся в 1890-е годы в 4087 рублей, «16 марта 1901 г. было приобретено купцом Александром Яковлевичем Бурловым. Журнал страхования в сентябре 1902 г. … фиксирует в 61 квартале на углу Власьевской и Обуховской-Дворянской улиц деревянный дом, оцениваемый в 15150 рублей [это в 3,7 раза больше, чем старый дом Васильевой]. Дом по ул. Октябрьской, 11 был построен между 1893 и 1902 г. По данным ГУП "Вологдагортехинвентаризация" это произошло в 1895 г. Но, судя по вышеприведённым сведениям, его постройку следует приписать скорее новому домовладельцу – А.Я. Бурлову и приурочить тем самым к 1901–1902 гг.». Подробнее об истории создания дома и его владельцах до национализации можно прочитать здесь: Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Стоящий на углу улиц Октябрьской и Челюскинцев деревянный одноэтажный дом на кирпичном цоколе выполнен в русском стиле. Фасады обшиты тёсом и богато украшены пропильной и объёмной резьбой. Углы фланкированы резными балясиновидными колонками с каннелюрами и стилизованными ионическими капителями. Главным украшением дома являются наличники окон с треугольными сандриками и фигурными боковыми колонками. Здание венчает сильно вынесенный карниз с выкружкой-повалом, декорированный широкой лентой резного фриза и подзорами.

Над центральными частями обоих уличных фасадов возвышается вычурные аттики, декорированные пропильным растительным орнаментом. В центре аттика размещается небольшое чердачное окно с арочным завершением. Сохранились металлические решётки ограждения крыши, опирающегося на деревянные тумбы, декорированные пропильной резьбой.

Нарядным выглядит высокое парадное крыльцо с арочным оформлением навеса над ним, расположенное со стороны улицы Октябрьской. К этому фасаду дома примыкают пышно декорированные кованые ворота, крепящиеся к двум кирпичным пилонам с арочными калитками для прохода. Тосканские колонны пилонов ворот поддерживают сложный профилированный карниз и фигурный аттик.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В 1958 году, после того как дом вошёл в число памятников истории и культуры регионального значения, он был отреставрирован.

Ещё одна масштабная реставрация проводилась ООО «Электра» под руководством К.Л. Смирнова с 2016 по 2022 год. Выполнен большой комплекс работ по приспособлению здания к современному использованию. В интервью порталу "Вологда.РФ" Константин Львович рассказал о важнейших особенностях выполненной реставрации.

«Здесь был чердак исторически холодный – здесь сушили веники, половики; под ногами была глина, маленькие дорожки, по которым люди ходили. Но, увидев этот масштаб помещения, мы решили приспособить его для показа. Посмотрите этот конструктивизм плотницкого мастерства конца XIX – начала XX века! Сегодня современные проектировщики скажут: это надо делать из металла, из бетона, с подпорными столбами. А вот конструктив того времени позволяет такие помещения раскрыть в полном масштабе. На чердаке ни одного столба, ни одной подпорки», — восхищается реставратор. При Бурловых на чердак вела небольшая, почти вертикально расположенная лестница типа времянки. Она была приставлена к узкому и неудобному лазу в потолке, через который можно было попасть наверх — раньше в деревянных домах такой способ попадания на чердак был общепринятым. Воссоздавать такую же лестницу было бы странно, признаётся реставратор, это абсолютно не функциональное и даже небезопасное решение. «Сделать лестницу а-ля XIX век? Это подделка, ведь её же здесь не было. А люди, которые не знают этого, могли бы подумать, что так и было на самом деле. А это уже обман. И мы приняли решение изготовить лестницу в индустриальном современном стиле – металлическую, чтобы ни у кого даже не возникло вопросов, была она здесь или нет. Понятно, что её здесь быть не могло», – размышляет К.Л. Смирнов.

При реставрации эксперты старались показать ценность возраста дома, его старину, не закрывая эту страницу дома Бурловых новыми красками и материалами. На фасадах резные детали, освобождённые от наслоений краски, оставлены неокрашенными. «При расчистке открылась сложнейшая витиеватость узоров дерева. И первое, что пришло в голову, – показать эту красоту, эту кажущуюся ветхость в первозданном виде. На самом деле дом был малахитового цвета. Мы решили оставить маленькие вкрапления, которые не удаётся расчистить до конца. И фасады законсервировать натуральными материалами. В то время это была олифа, но сегодня в магазине даже олифы натуральной не купить. Она вся химическая. Мы купили просто масло по дереву и законсервировали фасад», – открывает тайну необычного цвета дома Бурлова реставратор. По его мнению, важно было не просто законсервировать, а суметь показать то время. Пусть с утратами и отпечатками ветхости. «Нет ничего лучше сохранения подлинности. Никто не сделает лучше, чем тогда. Любой воссозданный элемент – это подделка. Обходя фасад, вы увидите, что есть утраты резных элементов, опрелости. Но всё это подлинное. Этот подход перешёл постепенно и внутрь дома – и на чердак, и на первый этаж, и в подвал», – говорит эксперт.

К примеру, на первом этаже при расчистке стен от штукатурки выяснилось, что при хозяевах дом не был оштукатурен. Это было сделано уже, вероятно, при губкоме РКП(б). На стенах видна «решётка» от дранки, которую используют при оштукатуривании. Изначально же прямо по дереву здесь были приклеены обои. «На сегодня таких обоев нигде не купить, и никакая фабрика их не сделает. А если мы поклеим обои, близкие по цвету к историческим, это будет искажением истории. Решили просто вычистить стены, сделать противоаварийные работы, потому что гнилых элементов было много. Они были конструктивные, их необходимо было менять, чтобы дом стоял. Затем покрыли бесцветным маслом», – рассказывает реставратор.

Сохранили на объекте и подлинные двери. Они прошли полный процесс реставрации, поскольку находились в плачевном состоянии: много раз были перекрашены, бесчисленное количество раз врезались новые замки и петли. «Мы их расчистили, некоторые двери пришлось разбирать, потому что была потеряна геометрия. Заново собрали, сделали докомпоновку и прямо на объекте кистями покрасили», – признаётся Константин Смирнов.

Настоящая находка – показать будущим посетителям, как устроена старинная печь – ровесница дома. На первом этаже реставраторы раскрыли один из таких объектов. «Здесь была безликая покрашенная белая стенка. А вскрыли – оказалось, там две топки, какие-то ходы, вьюшечки, каналы печные. И мы решили не закрывать это, а показать. Такой способ называется "экспонируемый зондаж". Как устроена печь начала века ведь никто не знает. Пока не разберёшь – не увидишь», – улыбается Константин Смирнов.

Фундамент и цоколь укрепили, сгнившие окладные венцы заменили, приподняв здание методом лифтинга. По периметру здания проведён кольцевой дренаж. В интерьере подвала сохранён и показан бутовый фундамент — это большие камни природного происхождения. К слову, подвал дома Бурлова площадью порядка 350 квадратных метров ещё одно чудо реставрации. Он был здесь изначально, но в советское время использовалась только его половина. Специалисты приняли решение расчистить его и углубить, опять же проведя комплекс работ по приспособлению помещений. Теперь это полноценные подвальные помещения. 

События и лица, связанные с объектом

Постройку дома связывают с вологодским купцом Яковом Александровичем Бурловым.  В конце XIX – начале XX века Яков Александрович Бурлов был владельцем двух кожевенных заводов. В 1875 году им был открыт завод на Фрязиновской набережной, который выпускал кожи разных сортов, в том числе юфть, пользовавшуюся спросом не только на местном рынке, но и в Санкт-Петербурге. В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде юфть Бурлова была отмечена золотой медалью. После смерти Якова Александровича кожевенные заводы перешли в совместное владение его сыновей – соучредителей торгового дома «Яков Бурлов с сыновьями».

8 января 1910 года А.Я. Бурлов продал этот участок со всеми постройками Вологодскому уездному земству. В 1910-е годы в особняке размещалась Вологодская уездная земская управа. Здесь проходили земские собрания, съезды учителей, врачей.

В 1918–1920 годах дом занимал Вологодский губком РКП(б), первым секретарём которого был Александр Васильевич Мальцев (1882–1942) – революционер, видный государственный и партийный деятель. Имя Мальцева в Вологде носит бывшая Пятницкая улица. На здании в 1950-х годах установлена мраморная мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1918–1919 гг. помещался Губком РКП(б)».

В 1958 году дом вошёл в число памятников истории и культуры регионального значения. В здании размещалась библиотека Вологодского педагогического училища (с 1993 года – колледжа).

В 1988–2016 годах два помещения в здании занимал офис Вологодского отделения Советского детского фонда (позднее – Вологодское региональное отделение Российского детского фонда), созданного согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. №872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дом был приватизирован, в 2016–2022 годах выполнена комплексная реставрация здания с приспособлением под размещение ресторана и выставочного пространства. 

В 2023 году на средства Администрации города Вологды в здании открыто Культурно-выставочное пространство «Дом вологодского масла». Пять залов первого этажа занимает современная интерактивная экспозиция, посвящённая истории этого знаменитого бренда. В обширном мансардном помещении, оборудованном мультимедийным оборудованием, проходят творческие встречи и мастер-классы, разнообразные события, объединяющие до нескольких десятков участников. В цокольном этаже работает ресторан итальянской кухни. 

Воспоминания вологжан:

"Этот дом на углу улицы Челюскинцев помню с самого раннего детства, он всегда отличался особенной резной красотой, даже когда был не в лучшем виде. Но его благородный вид привлекал внимание. Мои предки по материнской линии жили двумя кварталами дальше и помню, как моя бабушка рассказывала о своём детстве. Родилась она в 1923 году и в этом красивом доме на Октябрьской, 11 находилась начальная школа. Бабушка говорила, что было приятно туда ходить, зимой топили печи, было тепло заниматься. А в задней пристройке дома жила женщина, которая работала в школе, она как раз и топила печи, прибиралась, встречала ребятишек, вела хозяйственную работу в школе. Вот всё, что я помню из рассказов бабушки".
 

Александр Валерьевич Суворов вспоминает:

«Однажды, лет десять тому назад, мы с супругой и собакой шли осенним вечером мимо этого дома, который ещё был частично обитаем, но уже переживал не лучшие свои дни. А день тот был весьма ветреный, и стоявшая возле угла дома берёза своими разлапистыми ветвями неспешно, но звучно "шваркала" по карнизу и кованому ограждению крыши. И тут мы обратили внимание, что одной большой веткой (сейчас её опилили – и правильно) отломило довольно приличный кусок кованого завершения ограды крыши размером чуть больше листа А4, который благополучно валялся на тротуаре... Я поднял этот прихотливо изогнутый железный трилистник и подумал: здание уже закрыто, и если железяку оставить валяться на улице – то пропадёт ведь!.. Решил унести ценный завиток домой, где он несколько лет украшал один из углов лоджии. Голубовато-зелёная отбеленная солнцем краска растрескалась и наполовину облупилась, из-под неё проглядывали растрескавшиеся слои краски других цветов. Когда началась реставрация дома, я увидел, что с крыши демонтировали ограждение. Прихватив "свою" деталь, я решил, что настало время приобщить её к этому историческому железу. Пришёл, сказал, что вот поднял это здесь однажды возле угла, и спрашиваю: куда бы, мол, положить? Мне отвечают, показывая на внушительную кучу уложенных у стены секций ограды: кидай сюда! Я так и сделал (почему-то именно кинул); железка глухо и перекатисто прозвякала, и я удалился с чувством выполненного долга... Надеюсь, сохранённый мною столетний кусок ковки был прилажен на своё место – по крайней мере, отреставрированное ограждение, возвращённое на своё законное место, выглядит замечательно. Фотографию штуковины сделать я тогда не догадался – так что надеюсь, "мой" завиток есть среди прочих, где-то справа, сверху – по моему, это как раз тот, что венчает навершие угловой тумбы».

Учитель истории школы №32 Иван Васильевич Перебинос рассказывает об истории школы в 1956–1977 годах:

«В декабре 1960 года школа №10 СЖД была преобразована в школу №32. <…> В 1961 году к школе была присоединена начальная школа №21. Это привело к значительному росту числа учащихся (были также присоединены отдельные классы из школ №27 и №29). Школа стала располагаться в трёх деревянных зданиях (Мира, 38; Октябрьская, 11 и Октябрьская, 13), которые имели печное отопление. В соответствии с предписанием пожарного надзора топку печей производили только утром не позднее 6 часов или днём до 17 часов. Для поддержания удовлетворительного санитарного состояния за 7–8 классами была закреплена ежедневная уборка – влажное мытьё полов. В школе была введена сменная обувь, и от всех учащихся требовали наличия тапочек, запрещали "хождение по школе в галошах, ботах и сапогах". <…> Директор Анатолий Фёдорович Малков постоянно просил предоставить новое помещение для школы и добился этого. Вскоре началось строительство нового здания для школы. В 1970 году строительство закончилось, и школа, до этого уже ставшая средней, переехала в современное здание [на улице Кирова, 35]».

Эдуард Захаров вспоминает:

«Замечательный дом! Я вот жил недалеко от него. Старшая сестра закончила здесь начальную школу, а я в 1946 году посещал организованный в этом доме летний детский лагерь. Но главное, что мне врезалось в память – это крыльцо. На этом прекрасном высоком крыльце мы, ребята, часто сидели, рассказывая друг другу разные истории. Здесь я впервые услышал от товарища историю "Всадника без головы" Майн Рида. Она меня просто потрясла. С этого началось моё увлечение книгами».

Из воспоминаний Аллы Иосифовны Казанцевой:

«Работая в ВоГУ, я много лет была волонтёром Вологодского детского фонда. Председатель общества "Знание" Милитина Ивановна Кукушкина перешла в 1988 году работать в недавно созданное областное отделение Советского детского фонда имени В.И. Ленина, руководителем которого стал известный писатель Альберт Лиханов. Председателем Вологодского фонда был В.А. Шутов, заслуженный учитель школы РСФСР, свыше 30 лет возглавлявший областной отдел народного образования, а с 1994 года председателем стал Ю.М. Леднев – журналист и известный писатель.
Оказалось, что много людей и даже семей нуждаются в помощи – не только финансовой, но и медицинской. Сотрудники фонда сразу включились в работу, помогая детским домам, многодетным и неполным семьям, малообеспеченным. Находился фонд в крепком особняке на улице Октябрьской, 11, построенном в конце XIX века, в двух просторных комнатах. В одной принимали родителей, обратившихся за помощью, а в другой устраивали выставки вологодских художников, сочувствующих работе фонда. Так семьи узнали вологодских живописцев В. Корбакова, Ю. Петрова, В. Вахрамеева, С. Радюка, А. Рябкова, А. Чиркова, Г. Дементьеву, А. Медведскую, В. Иванова, увидели прекрасные работы ребят из детских художественных школ Вологды и Великого Устюга, мягкие игрушки детей Сокольской школы-интерната. Семь лет в фонде организовывали выставки педагоги детской студии керамики "Синяя птица" Центра дополнительного образования города. С 2017 года фонд работает в доме исторической постройки на Советском проспекте, 8. Возглавляет его Татьяна Сергеевна Голубева.
Работа Детского фонда все 33 года была востребована. Если только перечислить его добрые дела, получится внушительный список. В перестроечные годы слабо слышащие дети оказались без слуховых аппаратов. Позже в помощи стали нуждаться дети-диабетики, им были необходимы глюкометры – измерители уровня сахара в крови. Фонд стал собирать средства, покупать аппараты и дарить их детям. Помогали купить дорогие лекарства, участвовали в дорогостоящих операциях, реабилитации, некоторым детям оплачивали массаж, лечение в клиниках других городов.
В некоторых семьях не хватало денег на еду, одежду, обувь, школьные товары, игрушки. Волонтёры все это приносили – находили дарителей или делились своими вещами. Склад регулярно пополнялся – люди сочувствовали нуждающимся семьям.
Очень нужной студентам колледжей и вузов оказалась программа фонда «Мы верим в тебя». Это стипендии ребятам, желающим получить образование, профессию. Выплачивается она все годы обучения.
Особая программа – помощь талантливым детям. Им фонд помогает поехать в другой город на конкурс или спортивный чемпионат, купить инструменты. В день 25-летия фонда коллективу детской студии керамики «Синяя птица» Милитина Ивановна, председатель фонда с 2005 года, вручила сертификат на экскурсию в Москву и посещение спектакля МХАТ им. М. Горького, детскому дому им. В. Гаврилина – установку мультимедиа, а семейному детскому дому Смирновых – холодильник. Много лет совместно с "Вологдаэнерго" детям дарили путёвки в оздоровительный лагерь на Чёрном море.
1 июня, в День защиты детей, фонд радует своих подопечных походами в ТЮЗ и драмтеатр. Дети сопереживают героям спектаклей "Дюймовочка", "Волшебная лампа Алладина", "Остров сокровищ", "Бременские музыканты".
Милитина Ивановна Кукушкина в 2015 году была награждена Русской Православной Церковью орденом Святого Благоверного Царевича Димитрия "За Дела Милосердия". В.А. Шутова, Ю.М. Леднева и М.И. Кукушкину можно назвать основателями общественной благотворительной организации защитников детства в нашей области.
Вся эта работа была бы невозможной без помощи вологжан. Кто-то оказал материальную помощь, кто-то поделился своими запасами, руководители некоторых организаций поддержали дорогостоящие медицинские программы. Например, "Северсталь", Сбербанк, "Севергазбанк", "Вологдаэнерго", ООО "Строймост", Шекснинское и Грязовецкое ЛПУ МГ, филиал "Лукойл-Волганефтепродукт", ЗАО "Вологодский электромеханический завод", ООО "Термоизолстрой"... В результате помощь была оказана тысячам вологжан и жителей области. Спасибо всем огромное от Детского фонда и его подопечных!» 

Воспоминания опубликованы в книге: Вологжане о Вологде / Вологодская городская патриотико-краеведческая общественная организация «Держаться корней»; [В.А. Яцкевич (главный редактор) и другие]. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 210–212.

Источники и литература
Авторы фотографий:

Г.В. Суворова, А.В. Суворов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

Э.Э. Наседкин, П.А. Мошков, А.И. Финогенов

Документы