Успенский собор, 1900-е годы Успенский собор, 1900-е годы. Репродукция из книги: Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество : Город Вологда. М., 1914. Успенский собор с тёплой церковью Преподобного Сергия Радонежского, 1926 год (ВГИАХМЗ, ВОКМ 17628-4) Общий вид с северо-востока, середина ХХ века Успенский собор, вид с юго-запада, 1951 год Успенский собор, вид с юга, 1951 год Успенский собор, вид с юго-востока, 1951 год Успенский собор, вид с юго-востока, 1962 год Общий вид, 1967 год Успенский собор с Сергиевской тёплой церковью, вид с северо-запада, 1984 год Успенский собор, вид с юго-востока, 1984 год Успенский собор, восточный фасад, 1984 год Успенский собор, западный фасад, 1984 год Успенский собор и церковь Сергия Радонежского, апсиды, 1984 год Тамбур придела Сергия Радонежского, с юго-запада, 1984 год Успенский собор, венчающий карниз апсиды, 1984 год Успенский собор, наличник окна апсиды, 1984 год Успенский собор, изразцовый декор северной полуколонки апсиды, 1984 год Изразцовый декор пилястры Сергиевского придела, 1984 год Сергиевский храм, интерьер, лепной декор западного лотка свода, 1984 год Сергиевский храм, лепной декор и росписи свода четверика, 1984 год Сергиевский храм, основание светового барабана, 1984 год Общий вид с юго-востока, 2011 год Общий вид с востока, 2011 год Успенский собор и Сергиевский храм, вид с северо-запада Успенский собор, вид с южной стороны Успенский собор, информационная надпись Успенский собор и Сергиевский храм, алтарные апсиды Успенский собор и Сергиевский храм, вид с севера Успенский собор и Сергиевский храм, северный фасад Успенский собор и Сергиевский храм, вид с северо-востока Колокольня Успенского собора, с запада Колокольня Успенского собора, с запада Колокольня Успенского собора, с запада Успенский собор и Сергиевская церковь, вид с юго-запада Элементы декора фасада трапезной Сергиевской церкви, с северо-запада Успенский собор, апсида, с юга Успенский собор, вид с южной стороны Колокольня Успенского собора, с юга

Краткая информация

  • Адрес: ул. Бурмагиных, 19а
  • Номер в госреестре: 351711288210025
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Существующий каменный холодный собор построен монастырём в 1692–1695 годах на пожертвования царей-соправителей Петра и Ивана Алексеевичей. Благословение на строительство было дано архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом 31 декабря 1689 года, но "с великому нуждею и займам зачали строить" только в 1692 году. В указанном году игуменья Екатерина с сёстрами обратились с челобитной на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей с просьбой разрешить разобрать на кирпич недостроенную при Иване Грозном Богоявленскую церковь возле Софийского собора. Разрешение было дано, и к 1694 году "церковь воздвигнули. А в [7]203-м [1695] году месяца майя в 23-м числе преосвященный архиепископ Вологоцкий и Белоозерский тое каменную святую новую церковь во имя [Пречистыя Богородицы] честнаго и славнаго Ея Успения… сам освятил".

История храма восходит к самому началу XIV века. Это первый известный по письменным источникам храм Вологды, центр Успенской трети храмов Вологды. О нём известно благодаря тому, что в 1303 году в Вологду на освящение деревянного Успенского храма приезжал сам Новгородский епископ Феоктист. Очевидно, в этой части города, находившегося тогда в совместном управлении Новгорода и великих князей, располагалась подвластная Новгороду часть Вологды. Та самая "церковь Пречистые старая со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь" сгорела в 1499 году и позднее была вновь отстроена из дерева.

Тёплая придельная церковь Сергия Радонежского, примыкающая с севера к Успенскому собору, начала возводиться вместе с ним в 1692 году, а достраивалась в 1697–1699 годах уже после освящения собора. Работы выполняли "Спасова Прилуцкого монастыря крестьяне села Коровничья подмастерье Василей Карпов сын, назвищем Ваган, с сыном своим Дмитреем да с товарыщи своими с Семёном Архиповым, с Гаврилом Яковлевым, с Фёдором Ондроновым, с Фёдором Ильиным".

Архитектурные особенности (описание) объекта

Холодный Успенский собор представляет собой каменное одноэтажное здание. Его двусветный четверик увенчан пятью главами с барабанами (световой центральный и четыре угловых декоративных), украшенными аркатурой. Декор фасадов лаконичный, напоминающий постройки XVI века. Каждый фасад разделён на четыре прясла плоскими лопатками, простой карниз с поясом поребрика отделяет ряд кокошников, наличники окон и аркатура глав выполнены в виде простых валиков с "бусинами". К северной стене собора на всём её протяжении примыкает придельный тёплый храм Сергия Радонежского. Он имеет собственный вход с запада, а также сообщается через проход с холодным собором. У Сергиевского и Успенского храмов имеется по одной полукруглой апсиде, декорированной карнизом с поребриком. Апсида собора имеет дополнительный ярус кирпичного декора в виде упрощённого колончатого пояса. Обе апсиды с XIX века имеют ампирные кровли в виде сферических куполов, завершённых миниатюрными главками, поставленными на ступенчатые постаменты. На круглой полуколонке, расположенной между апсидами храмов, сохранился равноконечный крест, выложенный из рельефных безрамочных стеновых изразцов с растительным орнаментом, закрашенных краской. Схожие небольшие кресты из изразцов находятся и на лопатках Сергиевского храма (из сохранившихся в Вологде церквей изразцы применены только на фасадах колокольни Владимирской церкви и на фасадах Сретенской церкви).

С запада к собору примыкает низкая паперть, над которой возвышается колокольня. Первоначальная, построенная одновременно с собором колокольня была шатровой, видимо, именно в ней на 1760 год над входом располагалась церковь Богоявления Господня. В 1880 году старая колокольня была разобрана и выстроена новая в неорусском стиле, высокое покрытое железом деревянное завершение которой имитирует шатёр. В помещении на втором этаже колокольни была устроена ризница. На колокольне имелось 10 колоколов, самый большой из которых весил более 220 пудов.

"Несмотря на многочисленные переделки и пристройки, – отмечено в учётно-охранной документации, – памятник является интересным примером небольшого монастырского собора, выстроенного в конце XVII века в традициях предыдущего столетия. Здание является архитектурным и высотным акцентом не только комплекса Успенского монастыря, но и всего близлежащего района".

На начало XX века в соборе был пятиярусный золочёный иконостас.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Кресты на луковичных главах собора некогда были позолочены, и благодаря этой редкостной для Вологды особенности к названию собора прибавляли пояснение "Золотые Кресты". В XVIII веке произошел пожар, повредивший крышу и главы, и собор утратил эту достопримечательность. Однако оно не забылось полностью, а перешло на стоящую недалеко Никольскую церковь на Горе, которая стала известна как Николы у Золотых Крестов, а затем – просто как Никола Золотые Кресты.

В начале XIX века завершение Сергиевского храма было переоформлено в классическом стиле: на смену прежнему завершению в виде главки на небольшом световом барабане пришло перекрытие в виде широкого сферического купола, опирающегося на дощатый треугольный фронтон, увенчанное декоративной ампирной сферической главкой с перетяжкой. Первоначальные небольшие окна с арочной перемычкой и наличниками с килевидными завершениями были растёсаны до широких прямоугольных и утратили декор. На фасадах трапезной части храма первоначальный вид имеют скромные пилястры, опирающиеся на отделённый валиком цоколь, и венчающий ступенчатый карниз, имеющий в основании ряд поребрика. В верхних частях пилястр сохранился декор в виде равноконечных крестов, выложенных рельефными муравлёными рамочными изразцами с растительным орнаментом. Позже был пристроен небольшой входной тамбур, перекрытый восьмигранным куполом с маленькой главкой, стены которого декорированы сходно с основным объёмом. В интерьере Сергиевского храма на лотках свода и вокруг основания главки сохранялись крупные барочные лепные картуши с росписями в них.

В 1880 году по проекту, составленному в 1879 году вологодским губернским архитектором В.Н. Шильдкнехтом, была перестроена колокольня, на втором этаже которой расположилась монастырская ризница.

В 1920-х годах после закрытия собора главы угловых барабанов, колокольни и придела были демонтированы, с центральной главы был снят крест, полностью утрачено оформление интерьера. Собор и придельный храм несколько раз приспособливались для различных хозяйственных нужд.

В 1970–1980-х годах в ходе архитектурной реставрации собора восстановлены четыре угловые барабана, пять глав и завершение колокольни собора, перекрыта крыша, окрашены стены. Сергиевский придел, который не был затронут реставрацией, использовался как авторемонтная мастерская.

С 1995 года приходом (а с 2015 года – монастырём) ведётся работа по ремонту и обустройству действующего храма.

События и лица, связанные с объектом

Храм Успения Пресвятой Богородицы имеет историю, уходящую корнями в начало XIV века. Известно, что в 1303 году в Вологду на освящение деревянного Успенского храма приезжал архиепископ Новгородский Феоктист (в 1664 году причислен к лику святых). Это старейшее письменное свидетельство о конкретном храме в Вологде. В 1499 году эта "церковь Пречистые старая со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь". Упомянутый в этой записи XV века "монастырь" некоторые исследователи склонны понимать буквально, но монастырь на этом месте ранее 1590 года нигде не упоминается; видимо, под "монастырём" здесь (как это было и в начале ХХ века) понимался комплекс построек и ограждение приходского храма.

Главный престол придельного тёплого храма был освящён во имя преподобного Сергия Радонежского. На северной стороне в трапезной части придела был престол во имя святителя Николая Мирликийского, освящённый в 1714 году (престол во имя этого угодника существовал в монастыре, по крайней мере, с 1627 года); на южной – во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Иосифовско-Александровский престол был освящён в 1888 году в память чудесного спасения императора Александра II при покушении на него 4 апреля 1866 года. Александр Невский почитался небесным покровителем царствующего императора, а на день спасения Александра II приходилась память преподобного Иосифа.

В 1918 году монастырь был закрыт. Некоторые монахини ещё несколько лет жили в бывших монастырских домах. Успенский собор начал действовать в качестве приходского храма до своего закрытия 21 июня 1924 года. Храмовым образом Успенского собора являлась икона "Успение Богоматери" XVI века "греческого письма". В каменный собор она была перенесена из деревянной церкви Успения, созданной на месте сгоревшего в 1499 году храма. Ещё одной находившейся здесь иконой XVI века было "Вознесение – Сошествие во ад". Оба памятника живописи после закрытия монастыря поступили в Вологодский объединённый музей и в настоящее время находятся в экспозиции художественного отдела Вологодского государственного музея-заповедника. Имелись в соборе и другие старинные иконы, в частности образ Спасителя и образ преподобного Сергия Радонежского.

В конце 1920-х годов на территории монастыря находилась пересыльная тюрьма для спецпереселенцев (преимущественно раскулаченных крестьян), а затем размещалась воинская часть, использовавшая Успенский собор как клуб и кинозал. В 1960-е годы храмы были переданы управлению культуры и использовались после ремонта в качестве складов (в частности, для хранения декораций драмтеатра), а в Сергиевском приделе располагалась автомастерская спортклуба.

В 1995 году Успенский храм был передан общине верующих как приписной к церкви Константина и Елены, началось его восстановление, и с 1996 года в нём проводятся службы.

В 2014 году принято решение образовать Горне-Успенский женский монастырь в статусе архиерейского подворья, были начаты подготовительные работы. Со 2 октября 2015 года, с переезда в Вологду насельниц псковского Снетогорского женского монастыря монахини Филареты (Дорохиной) и инокини Фотины (Рясновой) здесь возродилась монашеская община. 24 декабря 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть монастырь. 26 декабря 2015 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) возвёл монахиню Филарету в игуменское достоинство. Вологодский Горне-Успенский женский монастырь продолжает действовать.

 

Источники и литература

 

Авторы фотографий:

Л.В. Власова, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

А.И. Финогенов