Краткая информация
- Адрес: ул. Бурмагиных, 19а
- Номер в госреестре: 351711288210025
- Категория: региональное значение
- Вид ОКН: памятник
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
- Датировка: XVII
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: хорошее
- Собственность: частная
- Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
История создания
Существующий каменный холодный собор построен монастырём в 1692–1695 годах на пожертвования царей-соправителей Петра и Ивана Алексеевичей. Благословение на строительство было дано архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом 31 декабря 1689 года, но "с великому нуждею и займам зачали строить" только в 1692 году. В указанном году игуменья Екатерина с сёстрами обратились с челобитной на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей с просьбой разрешить разобрать на кирпич недостроенную при Иване Грозном Богоявленскую церковь возле Софийского собора. Разрешение было дано, и к 1694 году "церковь воздвигнули. А в [7]203-м [1695] году месяца майя в 23-м числе преосвященный архиепископ Вологоцкий и Белоозерский тое каменную святую новую церковь во имя [Пречистыя Богородицы] честнаго и славнаго Ея Успения… сам освятил".
История храма восходит к самому началу XIV века. Это первый известный по письменным источникам храм Вологды, центр Успенской трети храмов Вологды. О нём известно благодаря тому, что в 1303 году в Вологду на освящение деревянного Успенского храма приезжал сам Новгородский епископ Феоктист. Очевидно, в этой части города, находившегося тогда в совместном управлении Новгорода и великих князей, располагалась подвластная Новгороду часть Вологды. Та самая "церковь Пречистые старая со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь" сгорела в 1499 году и позднее была вновь отстроена из дерева.
Тёплая придельная церковь Сергия Радонежского, примыкающая с севера к Успенскому собору, начала возводиться вместе с ним в 1692 году, а достраивалась в 1697–1699 годах уже после освящения собора. Работы выполняли "Спасова Прилуцкого монастыря крестьяне села Коровничья подмастерье Василей Карпов сын, назвищем Ваган, с сыном своим Дмитреем да с товарыщи своими с Семёном Архиповым, с Гаврилом Яковлевым, с Фёдором Ондроновым, с Фёдором Ильиным".
Архитектурные особенности (описание) объекта
Холодный Успенский собор представляет собой каменное одноэтажное здание. Его двусветный четверик увенчан пятью главами с барабанами (световой центральный и четыре угловых декоративных), украшенными аркатурой. Декор фасадов лаконичный, напоминающий постройки XVI века. Каждый фасад разделён на четыре прясла плоскими лопатками, простой карниз с поясом поребрика отделяет ряд кокошников, наличники окон и аркатура глав выполнены в виде простых валиков с "бусинами". К северной стене собора на всём её протяжении примыкает придельный тёплый храм Сергия Радонежского. Он имеет собственный вход с запада, а также сообщается через проход с холодным собором. У Сергиевского и Успенского храмов имеется по одной полукруглой апсиде, декорированной карнизом с поребриком. Апсида собора имеет дополнительный ярус кирпичного декора в виде упрощённого колончатого пояса. Обе апсиды с XIX века имеют ампирные кровли в виде сферических куполов, завершённых миниатюрными главками, поставленными на ступенчатые постаменты. На круглой полуколонке, расположенной между апсидами храмов, сохранился равноконечный крест, выложенный из рельефных безрамочных стеновых изразцов с растительным орнаментом, закрашенных краской. Схожие небольшие кресты из изразцов находятся и на лопатках Сергиевского храма (из сохранившихся в Вологде церквей изразцы применены только на фасадах колокольни Владимирской церкви и на фасадах Сретенской церкви).
С запада к собору примыкает низкая паперть, над которой возвышается колокольня. Первоначальная, построенная одновременно с собором колокольня была шатровой, видимо, именно в ней на 1760 год над входом располагалась церковь Богоявления Господня. В 1880 году старая колокольня была разобрана и выстроена новая в неорусском стиле, высокое покрытое железом деревянное завершение которой имитирует шатёр. В помещении на втором этаже колокольни была устроена ризница. На колокольне имелось 10 колоколов, самый большой из которых весил более 220 пудов.
"Несмотря на многочисленные переделки и пристройки, – отмечено в учётно-охранной документации, – памятник является интересным примером небольшого монастырского собора, выстроенного в конце XVII века в традициях предыдущего столетия. Здание является архитектурным и высотным акцентом не только комплекса Успенского монастыря, но и всего близлежащего района".
На начало XX века в соборе был пятиярусный золочёный иконостас.
Перестройки, утраты, реставрационные работы
Кресты на луковичных главах собора некогда были позолочены, и благодаря этой редкостной для Вологды особенности к названию собора прибавляли пояснение "Золотые Кресты". В XVIII веке произошел пожар, повредивший крышу и главы, и собор утратил эту достопримечательность. Однако оно не забылось полностью, а перешло на стоящую недалеко Никольскую церковь на Горе, которая стала известна как Николы у Золотых Крестов, а затем – просто как Никола Золотые Кресты.
В начале XIX века завершение Сергиевского храма было переоформлено в классическом стиле: на смену прежнему завершению в виде главки на небольшом световом барабане пришло перекрытие в виде широкого сферического купола, опирающегося на дощатый треугольный фронтон, увенчанное декоративной ампирной сферической главкой с перетяжкой. Первоначальные небольшие окна с арочной перемычкой и наличниками с килевидными завершениями были растёсаны до широких прямоугольных и утратили декор. На фасадах трапезной части храма первоначальный вид имеют скромные пилястры, опирающиеся на отделённый валиком цоколь, и венчающий ступенчатый карниз, имеющий в основании ряд поребрика. В верхних частях пилястр сохранился декор в виде равноконечных крестов, выложенных рельефными муравлёными рамочными изразцами с растительным орнаментом. Позже был пристроен небольшой входной тамбур, перекрытый восьмигранным куполом с маленькой главкой, стены которого декорированы сходно с основным объёмом. В интерьере Сергиевского храма на лотках свода и вокруг основания главки сохранялись крупные барочные лепные картуши с росписями в них.
В 1880 году по проекту, составленному в 1879 году вологодским губернским архитектором В.Н. Шильдкнехтом, была перестроена колокольня, на втором этаже которой расположилась монастырская ризница.
В 1920-х годах после закрытия собора главы угловых барабанов, колокольни и придела были демонтированы, с центральной главы был снят крест, полностью утрачено оформление интерьера. Собор и придельный храм несколько раз приспособливались для различных хозяйственных нужд.
В 1970–1980-х годах в ходе архитектурной реставрации собора восстановлены четыре угловые барабана, пять глав и завершение колокольни собора, перекрыта крыша, окрашены стены. Сергиевский придел, который не был затронут реставрацией, использовался как авторемонтная мастерская.
С 1995 года приходом (а с 2015 года – монастырём) ведётся работа по ремонту и обустройству действующего храма.
События и лица, связанные с объектом
Храм Успения Пресвятой Богородицы имеет историю, уходящую корнями в начало XIV века. Известно, что в 1303 году в Вологду на освящение деревянного Успенского храма приезжал архиепископ Новгородский Феоктист (в 1664 году причислен к лику святых). Это старейшее письменное свидетельство о конкретном храме в Вологде. В 1499 году эта "церковь Пречистые старая со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь". Упомянутый в этой записи XV века "монастырь" некоторые исследователи склонны понимать буквально, но монастырь на этом месте ранее 1590 года нигде не упоминается; видимо, под "монастырём" здесь (как это было и в начале ХХ века) понимался комплекс построек и ограждение приходского храма.
Главный престол придельного тёплого храма был освящён во имя преподобного Сергия Радонежского. На северной стороне в трапезной части придела был престол во имя святителя Николая Мирликийского, освящённый в 1714 году (престол во имя этого угодника существовал в монастыре, по крайней мере, с 1627 года); на южной – во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Иосифовско-Александровский престол был освящён в 1888 году в память чудесного спасения императора Александра II при покушении на него 4 апреля 1866 года. Александр Невский почитался небесным покровителем царствующего императора, а на день спасения Александра II приходилась память преподобного Иосифа.
В 1918 году монастырь был закрыт. Некоторые монахини ещё несколько лет жили в бывших монастырских домах. Успенский собор начал действовать в качестве приходского храма до своего закрытия 21 июня 1924 года. Храмовым образом Успенского собора являлась икона "Успение Богоматери" XVI века "греческого письма". В каменный собор она была перенесена из деревянной церкви Успения, созданной на месте сгоревшего в 1499 году храма. Ещё одной находившейся здесь иконой XVI века было "Вознесение – Сошествие во ад". Оба памятника живописи после закрытия монастыря поступили в Вологодский объединённый музей и в настоящее время находятся в экспозиции художественного отдела Вологодского государственного музея-заповедника. Имелись в соборе и другие старинные иконы, в частности образ Спасителя и образ преподобного Сергия Радонежского.
В конце 1920-х годов на территории монастыря находилась пересыльная тюрьма для спецпереселенцев (преимущественно раскулаченных крестьян), а затем размещалась воинская часть, использовавшая Успенский собор как клуб и кинозал. В 1960-е годы храмы были переданы управлению культуры и использовались после ремонта в качестве складов (в частности, для хранения декораций драмтеатра), а в Сергиевском приделе располагалась автомастерская спортклуба.
В 1995 году Успенский храм был передан общине верующих как приписной к церкви Константина и Елены, началось его восстановление, и с 1996 года в нём проводятся службы.
В 2014 году принято решение образовать Горне-Успенский женский монастырь в статусе архиерейского подворья, были начаты подготовительные работы. Со 2 октября 2015 года, с переезда в Вологду насельниц псковского Снетогорского женского монастыря монахини Филареты (Дорохиной) и инокини Фотины (Рясновой) здесь возродилась монашеская община. 24 декабря 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть монастырь. 26 декабря 2015 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) возвёл монахиню Филарету в игуменское достоинство. Вологодский Горне-Успенский женский монастырь продолжает действовать.
Источники и литература
- ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп 1. Д. 73. Л. 122.
-
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда. Официальная группа ВКонтакте.
- История православных храмов и монастырей Вологды / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда: Древности Севера, 2022). С. 39–40.
- Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / гл. ред. А.В.Суворов. Вологда: Древности Севера, 2022. 2-е изд., испр. и доп. С. 21.
- Лебедев А. Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь. Вологда, 1899.
- Паспорт памятника архитектуры "Успенская церк. б. Ново-Девичьего монастыря (или Горно-Успенского монастыря)". Дата составления 01.02.1951 г. // Архив АУК ВО "Вологдареставрация", отдел учёта.
- Паспорт памятника архитектуры "Успенская церк. б. Ново-Девичьего монастыря (или Горно-Успенского монастыря)". Дата составления 01.02.1962 г. // Архив АУК ВО "Вологдареставрация", отдел учёта.
- Паспорт памятника истории и культуры "Монастырь Успенский Горний. Собор Успенский". Дата составления сентябрь 1984 г. // Архив АУК ВО "Вологдареставрация", отдел учёта.
- Полное собрание русских летописей. Т. 37. Л., 1982. С. 188.
- Суворов Н.И. Несколько материалов для истории вологодского Горнего Успенского женского монастыря // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. №6. С. 154–163.
- Суворов Н.И. Время основания Горняго Успенского Девичья монастыря // Вологодские губернские ведомости. 1860. №47, часть неофициальная. С. 327–328.
- Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда: Древности Севера, 2012. С. 102.
Авторы фотографий:
Л.В. Власова, Ю.А. Судакова
Исторические фотографии:
А.И. Финогенов
Документы
- Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
- Паспорт памятника архитектуры "Успенская церк. б. Ново-Девичьего монастыря (или Горно-Успенского монастыря)". Дата составления 01.02.1951 г.
- Паспорт памятника архитектуры "Успенская церк. б. Ново-Девичьего монастыря (или Горно-Успенского монастыря)". Дата составления 01.02.1962 г.
- Паспорт памятника истории и культуры "Монастырь Успенский Горний. Собор Успенский". Дата составления сентябрь 1984 г.