Фото 1970-х годов Кружевницы, торгующие кружевом возле ограды Благовещенской церкви, начало ХХ века Улица Клары Цеткин (ныне Благовещенская), дома №20, 22, 24, 1940-е годы (ГАВО. Ф. 5137. Оп. 1. Д. 20. Л. 86) Фото 1970-х годов Общий вид, 1972 г. Общий вид, 1972 г. Балкон, 1972 г. Балкон, 1972 г. Вид сбоку, 1972 г. Общий вид двора, 1972 г. Общий вид окна, 1972 г. Орнамент балкона, 1972 г. Орнамент балкона, 1972 Фрагмент окна, 1972 г. Фрагмент балкона, 1972 г. Орнамент фриза, 1972 г. Фрагмент декора, 1972 г. Двери, 1972 г. Лестница, 1972 г. Общий вид каретника, 1972 г. Общий вид усадьбы, 1972 г. Каретник, 1972 г. Ворота каретника, 1972 г. Арка каретника, 1972 г. Ворота каретника, 1972 г. Общий вид, 2011 год Главный фасад, 2011 год Фрагмент главного фасада, 2011 год Фрагмент главного фасада, оформление балкона, 2011 год Демонтированный в ходе реставрации декор лоджии, 2013 год Крыльцо в ходе реставрационных работ, 2016 год Общий вид, 2016 год Главный фасад Общий вид, 2017 год Крыльцо с лоджией, 2019 год Вид на крыльцо с лоджией, 2019 год Декор главного фасада Боковой фасад Общий вид со двора Фрагмент лоджии Декор крыльца Оформление дверей Резное «полотенце» на полуфронтоне бокового фасада Декор на главном фасаде, 2022 год Декор на главном фасаде, 2022 год Пилон проездных ворот с калиткой для прохода во двор, 2022 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Благовещенская, д. 20
  • Номер в госреестре: 381310005940006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XIX
  • Материал: дерево
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: муниципальная
  • Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

История создания

В госреестре объектов культурного наследия дом датируется XIX веком, но, по всей видимости, его строительство началось в первой половине 1910-­х годов крестьянином Константином Ивановичем Наумовым. Об этом свидетельствуют архивные документы. На плане 55 квартала 1912 года участок уже числится за ним. В списке жилых домов 1914 года крестьянину К.И. Наумову принадлежит двухэтажный деревянный дом на улице Большой Благовещенской, 18. Среди национализированных домов в списке 1923 года по 2 участку он значится как дом Наместникова (бывший Наумова). Связь строительства дома с неким Красильниковым не подтверждается, хотя в паспорте объекта он значится как "Дом Красильникова".

Прежде на этом месте стоял схожий по размерам "деревянный двухэтажный крытый тёсом, имеющий 14 комнат, 14 окон, 5 печей, 12 дверей" дом, возведённый в 1872 году крестьянином И.И. Жуковым. Этот дом можно разглядеть на фотографии 1905 года, снятой с колокольни Софийского собора. Поскольку место в центре города высоко ценилось уже и в те времена, через 40 лет дом Жукова был заменён новым. Подробнее об истории создания дома и его владельцах с обширными цитатами из архивных документов можно прочитать в "Этюдах по вологдоведению И.Б. Воронина.

Фрагмент фотографии, сделанной с колокольни Софийского собора

(район современных улиц Благовещенской и Батюшкова).

Фото сделано около 1905 года. Из собрания ВГИАХМЗ (ВГМЗ 37295/37)

 

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Усадебный комплекс изначально включал дом и деревянный каретник, но сохранился только двухэтажный деревянный дом с мезонином.

Сарай­-каретник находился во дворе дома до конца XX века. Композиция и декор этой рубленной "в лапу" постройки были предельно лаконичны и функциональны. Выразительность внешнему облику каретника придавало оформление центральной части. Широкий вход располагался в нише под треугольным щипцом, который прорезала большая полуциркульная арка. Каретник представлял собой переходный тип от традиционной городской архитектуры хозяйственных построек XIX века к упрощённой, характерной для начала XX века.

К 2000-м годам дом, занятый квартирами, находился в аварийном состоянии. На фасадах была утрачена часть декоративных элементов. В доме была произведена перепланировка, разобрана часть печей.

Дом отреставрирован на средства бюджета города Вологды. Реставрационные работы были начаты в 2012 году специалистами ООО "Реставрационный центр: архитектура, производство, обучение" (ООО "РЦАПО", г. Кириллов) под руководством А.В. Попова. Разработанной проектной документацией предусматривалась полная переборка сруба памятника. В 2013 году дом был разобран и перевезён на базу ООО "РЦАПО" около г. Кириллова, где была произведена реставрация сруба. На месте дома перед устройством котлована были проведены археологические исследования. В 2014 году сруб был возвращён на прежнее место и поставлен на новый фундамент. По ряду причин реставрационные работы затянулись и были завершены уже другими подрядчиками. Одной из проблем стало затопление прежде не существовавшего обширного подвала здания, устроенного под ним согласно проекту реставрации и приспособления. Стенам дома, к моменту реставрации имевшиму лишь следы побелки, согласно проекту реставрации возвращён светло-зелёный цвет, который они, как установлено, имели первоначально. Декоративные элементы окрашены белой краской.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Представляет собой образец вологодского деревянного доходного дома на несколько квартир. Является одним из важнейших элементов застройки улицы Благовещенской.

В убранстве фасадов дома сочетаются мотивы неорусского стиля и модерна. Стены обшиты тёсом и увенчаны большим карнизом с выкружкой, дополненным резным фризом и подзорами. Наличники окон главного фасада с резными боковыми колонками завершены треугольными фронтонами с резными вставками. Углы здания украшают поэтажные резные пилястры. Вход в дом с сохранившимися дверями, выполненными в стиле модерн, находится в глубине крыльца, декорированного широкой аркой. Над крыльцом расположена лоджия с фигурными столбами, объединёнными резными ажурными арками. На восток, в сторону некогда существовавшей здесь площади вокруг Благовещенской церкви, выходит мезонин с тремя окнами, завершённый полуфронтоном с "полотенцем". Проёмы боковых и дворового фасадов имеют простые рамочные обрамления.

События и лица, связанные с объектом

Крестьянин Константин Иванович Наумов, построивший дом, занимался торговлей, в том числе кружевом. Традиционным местом торговли кружевом с рук являлась площадка перед Благовещенской церковью, располагавшейся непосредственно к востоку от дома. Помимо жилых комнат в доме, возможно, находилась и мастерская кружевниц. Видимо, поэтому сегодня памятник известен в публикациях СМИ и как "дом кружевниц".

В 1977 году исполком Вологодского областного совета депутатов трудящихся в соответствии с рекомендациями ЦНИИП градостроительства по содержанию охранных зон и зон регулирования застройки города Вологды (1975 год, руководитель темы – С.К. Регамэ) включил усадьбу Наумова в список памятников деревянного зодчества республиканского значения, подлежащих государственной охране. Этот статус был подтверждён в 1995 году, когда согласно указу президента России она была включена в перечень памятников градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения под названием "Усадьба (дер.), XIX в." (ул. К. Цеткин, 20).

В советское время дом использовался под жильё. Ныне в здании размещается МАУК "Центр ремёсел": здесь проходят выставки, мастер-классы, творческие встречи.

Воспоминания вологжан:

Воспоминания известного вологодского экскурсовода и автора популярных книг о Вологде Александра Иринеевича Сазонова:

«Этот дом для меня был символом деревянной Вологды, как Софийский собор всегда был и остаётся символом Вологды каменной. "А как же особняки Левашова, Волкова, Засецких?", – спросит читатель. Действительно, и дореволюционные, и советские авторы, писавшие о городе, отмечали, прежде всего, дворянский деревянный классицизм. "Дома с верандами, балконами и мезонинами", ввиду своей многочисленности оставались лишь фоном для этих шедевров.
Меня же привлекали как раз балкончики, наличники, узорочье карнизов рядовой (для Вологды) застройки. В сплошь-сером деревянном море домов, к середине двадцатого века часто аварийных, встречались живописные поленовские "московские дворики" в вологодском варианте – с обязательными воротами, открывавшими вид на заросший травой двор с поленницами дров и покосившимися сарайками, с приглашавшими присесть крылечками… Знакомя приезжих друзей и знакомых с "моей Вологдой", я всегда приводил их в деревянный квартал улицы Клары Цеткин, особо выделяя дом №20, который очень достойно нёс свою старость. Позже, уже работая внештатным экскурсоводом в Вологодском бюро путешествий и экскурсий, показывал деревянный город московскому архитектору С.А. Ариарскому, читавшему для экскурсоводов курс мировой архитектуры. Взглянув на дом, мэтр сказал: "Это лучшее, что я видел сегодня!" В лекциях и экскурсиях с конца 1970-х годов я рассказывал о нём как об образце того типа дома, который Вологда дала "городу и миру", который ещё и сплавил в себе вологодские традиции с народным зодчеством и элементами стиля каменной архитектуры – модерна.
Вот однажды повествую гостям города о доме; на крылечко, как часто в подобных случаях бывало, выходит старожил и обращает внимание – моё и экскурсантов – на "родные" элементы оконной фурнитуры и другие детали, причём делает всё это с большой любовью к дому, даже приглашает меня в гости. Вскоре я приглашением воспользовался – и не один, а с корреспондентом областного радио Натальей Столяровой (Лымарь). Возникла у нас идея передачи "Как живётся в памятнике?" Телефоны в 1980-х годах были далеко не у всех, о сотовых тогда и вовсе не слышали, поэтому мы пошли к пожилой чете без предварительной договорённости вечером, посчитав, что пенсионеры в это время гарантированно должны быть дома. Взойдя на крыльцо и растворив дверь (о домофонах тогда тоже представления не имели), Наталья Борисовна включила микрофон, чтобы записать скрип старых ступеней. Дошагали до третьего этажа (если взглянуть на здание с правого бокового фасада, то на этом уровне расположен фронтон с "полотенцем" в центре) и … остановились перед запертой дверью. "Ушли хозяева", – пояснили молодые соседи.
Хотели уйти и мы: о какой любви к дому может нам рассказать молодая пара, которая наверняка ждёт не дождётся улучшения жилищных условий? Оказалось – всё не так. Глава семьи, по профессии строитель, сказал, что ему нравится жить в центре, и вот если бы им сделали удобства, как в соседнем доме №22 (тот тогда уже был отреставрирован), то никуда бы семья отсюда не уехала.
Ещё одна история, связанная с этим домом, научила меня тому, что не всегда надо брать на веру воспоминания современников и очевидцев. В 1980-х годах через Вологду проходил железнодорожно-водный всесоюзный маршрут – было такое славное время. После экскурсии по Вологде туристы на теплоходе отправлялись в Великий Устюг. В одном из рейсов участвовал и я как культмассовик от бюро путешествий. После моей лекции в салоне теплохода о деревянном зодчестве Вологды директор рейса, преподаватель труда школы №8 СЖД (сейчас это городская школа №39) Денисов (имя-отчество позабыл) рассказал мне, что в детстве часто бывал в этом доме, так как дружил с сыном его владельца, инженером путей сообщения Кирхогланиным. Фамилия редкая – нарочно не придумаешь, как и некоторые бытовые подробности. Кирхогланин был охарактеризован как человек строгих правил, требовательный не только к другим, но и к себе. Однажды он позволил себе выпить лишнего; на следующий день извинялся перед сыном за своё недостойное поведение.
Позднее исследователи доказали, что дом принадлежал совсем другим людям. В списках избирателей Вологды 1917 года я обнаружил только одну похожую на эту фамилию. Отсутствие в фамилии последней буквы сразу превратило ее носителя в грека, но семья Дмитрия Константиновича Кирхоглани проживала совсем в другом районе города, в Заречье.
Почему же любимый дом перестал быть для меня главным символом деревянной Вологды? Перед его реставрацией меня спрашивали, как лучше дом реставрировать: методом лифтинга (подъема) на месте или методом сплошной переборки на другой площадке. Я ответил, что такой вопрос надо задавать специалистам; для меня же важно, чтобы после окончания работ я дом узнал. Увы, этого не произошло. К соседнему дому, отреставрированному в советское время, мне хочется подойти и потрогать его руками, потому что руками всё это сделано. На "дом кружевниц", как часто называют дом №20, я сейчас смотрю метров с пятидесяти: в результате реставрации он, на мой – и не только мой – взгляд, превратился в увеличенный туристический сувенир. На что затрачено 53 миллиона рублей?
Начиналось всё хорошо. Инициировал восстановление дома тогдашний мэр города Е.Б. Шулепов. Работы были поручены самому опытному специалисту по работе с деревом – А.В. Попову. А дальше, как в сбившейся программе, "что-то пошло не так". По отдельности говорил с обеими персоналиями. Евгений Борисович сетовал на то, что Александр Владимирович работал не аутентичными инструментами, а Александр Владимирович обвинял мэра в прекращении финансирования. В результате дом переходил у реставраторов из рук в руки. Снятый с дома декор хранился так … – дрова в поленницу, живя в деревянном доме на Первомайской, я складывал аккуратнее. Сам видел. А резную арку балкона – главный элемент декора – по сообщениям СМИ, распилили пополам, перевозя с места реставрации под Кирилловым, иначе она в газель не влезала!
Если в деревянный дом поставить батареи по нормам как для кирпичного, в доме будет жарко: дерево тепло держит лучше. Поэтому, когда зимой зашёл в этот дом и в вестибюле увидел работающий на нагрев кондиционер, возник когнитивный диссонанс: ведь я прекрасно знал, что все бревна сруба деревянные!
Вот теперь задним умом и думаю: что лучше – то, во что бывший шедевр превратился сейчас (ну ведь внешне сохранён и впечатляет тех, кто видит его впервые!), или надо было подождать, когда на дом положили бы глаз инвесторы, вроде семьи Якимовых и их последователей? Место-то уж больно завидное, выигрышное во всех смыслах, не зря молодой жилец дома не хотел отсюда уезжать.
Если бы Евгений Борисович не поссорился с Александром Владимировичем и "помэрствовал" бы ещё один срок, тогда, вероятно, воплотилась бы идея Снежаны Малашиной о превращении этого дома в Музей советского быта, для которого уже частично были собраны экспонаты. Но история, как известно, частицы "бы" не признаёт».

Наталья Теосс вспоминает:

«Мы жили в этом доме около 10 лет, с 1972 по январь 1982-го. В квартире на втором этаже с окнами на Благовещенскую: 3 окна на дорогу, два окна – на дом 22. Недавно побывала в своей квартире, прошлась по второму этажу (на первый этаж я и в 70-е не заходила). Была очень разочарована реставрацией, в сравнении с реставрацией у Якимовых. Я бы назвала увиденное так: ремонт по мотивам старинного дома. Кстати, сведения для Александра Иринеевича: в начале 20-х годов того века в нашей квартире жил чекист с женой, ребёнком и прислугой, помогающей жене с ребёнком и по хозяйству. Потом чекист попался на злоупотреблениях и был уволен без права работать в органах, в местном архиве УФСБ есть, должно быть, такое дело, которое можно найти по тематической картотеке о событиях начала 20-х. Фамилию чекиста уже не помню».

Источники и литература
  • ГАВО. Ф. 169. Оп. 3. Д. 155. Л. 161 об.–165; Ф. 475. Оп. 1. Д. 216. Л. 138–138 об.
  • ГАВО. Ф. 475. Оп. 1. Д. 1611. Поквартальные планы Вологды на 1912 г.
  • ГАВО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 600. Списки населенных мест и подготовительная перепись жилых домов по 1, 2, 3 участкам г. Вологды на 22 апреля 1914 г.
  • ГАВО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 69. Список окончательно национализированных домов г. Вологды.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / гл. ред. А.В.Суворов. Вологда: Древности Севера, 2022. 2-е изд., испр. и доп. С. 156–157.
  • Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению // Древности Севера (сайт).
  • Жилой дом (дер.), 1912, г. Вологда, ул. Благовещенская, 20. (Дом К.Н. Наумова 1904–1910 гг.): историко-­архивные библиографические исследования / Попов А.В., Мальцев А.П., Иванова Г.О., Петрова Л.Л., Бабичева А.Е., Веретьева В.О. // Архив ООО "Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение". Комплексные научные исследования. Кириллов, 2012. Т. 2, кн. 2. № 160.
  • Паспорт памятника истории и культуры "Дом Красильникова". Дата составления 01.12.1972 г. // Архив АУК ВО "Вологдареставрация", отдел учёта.
  • Сазонов А.И. Деревянная Вологда: сохранённое и утраченное. Вологда, 2021. С. 29–32.
  • Уникальные находки вологодских археологов // Красный Север. 2013. 6 ноября. №205.
Авторы фотографий:

А.А. Бобков, А.В. Суворов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

В.И. Соколов, Н. Розов