Краткая информация
- Адрес: ул. Сергея Орлова, д. 15
- Номер в госреестре: 351410256060036
- Категория: федеральное значение
- Вид ОКН: памятник
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
- Датировка: XVII
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: хорошее
- Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
История создания
Зимой 1671–1672 годов в Вологде и прилегающей округе после неурожая был сильный голод, поэтому многие голодающие стекались в Вологду. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон в эти годы, рачительно используя имеющиеся ресурсы, построил вокруг строений Архиерейского двора стены и башни с хозяйственными помещениями, в большинстве своём сохранившиеся до нашего времени. Он организовал, как бы мы сказали сегодня, масштабные общественные работы. «Ограда каменная состроилась по воле Всесильного Бога в гладное время небольшой казной, и многие православные христиане работали из хлеба, безденежно», – писал позднее Симон в столицу.
Строительство длилось с 1671 по 1675 год. Среди строений в этот период был возведен и Трёхэтажный корпус.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Трёхэтажный каменный прямоугольный в плане корпус расположен в восточной части Архиерейского двора, выходящей на Кремлёвскую площадь. С одной стороны он соединен с Воскресенским собором, с другой – с двухэтажным корпусом.
Оштукатуренный и окрашенный в белый цвет корпус сделан из большемерного кирпича, имеет плоские деревянные перекрытия. Корпус состоит из одновременно возведённой крепостной стены и ряда смежных с ней крупных помещений.
Декор корпуса представлен венчающим и междуэтажным профилированными карнизами, гладкими лопатками и пилястрами. Особенно выделяют здание декоративные башенки на высокой "теремной" крыше с переломом, расположенные вдоль внешней стороны корпуса, а также большое «бочкообразное» чердачное окно на крыше с внутренней стороны Архиерейского двора. Входы в здание ведут с первого этажа через неокрашенные деревянные крыльца с тесовыми навесами, стилизованными под древнерусское зодчество.
Сохранена планировка здания в капитальных стенах, внутренняя деревянная лестница в поперечной стене.
Перестройки, утраты, реставрационные работы
Проект реставрации корпуса в 1960-х годах выполнен и реализован архитекторами В.С. Баниге и Г.Г. Щапиным. В 2020-х годах планируется новая реставрация здания, в ходе которой предполагается заменить пришедшие в негодность конструкции крыши и декоративного мезонина, крытого «бочкой», заменить инженерные коммуникации, окрасить фасады и отремонтировать интерьеры.
События и лица, связанные с объектом
Корпус частично был жилым.
Здесь первоначально помещалась учрежденная в 1730 году славяно-латинская школа (семинария), где было всего 20 учеников. Она занимала весь второй этаж, состоящий из трёх больших палат, разделённых сенями. Сейчас здесь располагается постоянная экспозиция художественного отдела Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, представленная выставками «Древнерусское искусство» и «Народное искусство».
Из путевых заметок Михаила Погодина
Михаил Петрович Погодин (1800–1875). Историк, издатель, публицист. Преподавал, издавал журналы «Московский вестник», «Москвитянин». В Вологде Погодин провел несколько дней в августе 1841 года, в том числе посетил помещения семинарии, размещавшейся в 1730–1798 годах в Трёхэтажном корпусе Архиерейского дома.
«Зашёл ко мне г. Саваитов и я показал ему харатейные [пергаментные] рукописи. «Да у нас есть ещё древнее», – отвечает он. «Где?» «В семинарии. Что за богатство было у нас в рукописях!»
Забрался в одно из пустых отделений архиерейского дома с позволения преосвященного, который слышал о каких-то бумагах, там валяющихся. Эта кладовая есть нечто отличное в своём роде, заслуживающее особого описания, чтоб дать понятие о тех местах, где ныне надо искать рукописей.
Представьте себе огромной дом в три больших этажа, из которого выломаны все полы и потолки, и осталась одна железная чёрная крыша. Какое-то ужасающее пространство! Вверху едва только достаёте вы глазом несколько стропил, а по стенам видите выдолбленные гнезда для переводов [балок перекрытий этажей]. В первой половине этого пространства стоят лари с мукой, крупой, овсом. На полу на длинных рогожах навален лук.
В этой половине нет ничего страшного, но вдали вы видите тёмные горы, на горах нагроможденные, с какими-то пустотами между собою, и усовами, которые выдаются из их наружной поверхности. Взволнованное деревянное море! Где же хранятся вещи? «А вот здесь, пойдёмте дальше», – сказал старый монах. Приближаюсь со страхом и трепетом и чуть-чуть примечаю, что вся эта безобразная куча накрыта вверху, на самом верху, чёрными дощатыми плоскостями. «Надо подниматься наверх», – сказал монах. Меня так и обдало страхом. Где же лестница? «Здесь». Мы пробрались кое-как в промежутках моря, натыкаясь беспрестанно головою, плечами, спиною на клыки деревянных чудовищ, зиявших из своих ущелий. Лестница ступеней в тридцать вела на морскую поверхность. Но какая лестница? В которой ни одной ступеньки не было на месте, лестница, которой, верно, триста лет. Надо было держаться беспрестанно за её стенки и искать хоть таких мест, откуда упасть было б легче. На Везувий, Монблан и Лилиенштайн поднимался я гораздо смелее и спокойнее. Взошли. Чёрные плоскости оказались старыми иконами, на которых остались едва приметные следы древних изображений.
Между тем я всё еще не видал никакой кладовой. «Куда же ещё идти?» – спросил я даже с досадой монаха. «В тот угол». По тонким лестницам, сквозь которые видна была морская бездна и которые тряслись под нашими ногами, едва доставая, кажется, своими концами до перекладин, мы пошли к углу, отгороженному, или, лучше сказать, не отгороженному, а заслонённому такими же чёрными плоскостями. Монах принялся отодвигать и отворачивать одну из них. Ей-богу, было страшно! Наконец, он отодвинул и я мог просунуть голову в сделанное отверстие. Что же я увидел там? Сотни фигур, изваянных из дерева, коих, впрочем, в полумраке я не мог разглядеть порядочно. Мне объяснили, что это деревянные изображения Спасителя, отобранные в разные времена у раскольников. «Покойный преосвященный приказал мне спрятать их подальше». Ну уж подлинно они спрятаны далеко, без замков и дверей... «Как вы втащили их сюда?» «Втащили кое-как». «Как вы приходите сюда?» «Ходим как-нибудь». «Да ведь это очень опасно?» «Опасно». «А можно устроить всё это полегче?» «Можно». «Да для чего же вы не устроите?» «Да так! Ведь сюда не часто ходишь!» Каков народец русский!
Под деревянными фигурами валялись лоскутки. Я начал их шарить. Вынул лист: харатейный из Триоди; вынул другой: послесловие к книге, печатанной при Михаиле Феодоровиче. Но пыль поднималась столбом. Я не мог оставаться дольше и просил о приказе служителям повыбрать всё бумажное. Мне принесли два короба. Оказалось листов шестьдесят харатейной триоди, осьмушки [осьмушка – восьмая доля листа] четыре харатейные, которыми переплетён был молитвенник, и еще поллиста харатейного, служившего также обвёрткой негодной книжонке».
Погодин М. Дорога из Нижнего до Вологды / Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII – начало XX века / [составитель М.Г. Ильюшина; редактор Н.Н. Белова]. Вологда: Русь, 1997.
Источники и литература
Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.
Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 94.
Вологодский кремль // Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник [официальный сайт].
Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914. С. 276–277.
Погодин М. Дорога из Нижнего до Вологды / Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII – начало XX века / [составитель М.Г. Ильюшина; редактор Н.Н. Белова]. Вологда: Русь, 1997.
Приказ от 3 октября 2016 года N 299-О «Об утверждении охранного обязательства объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Вологодского кремля: Софийский собор, XVI–XIX вв.; Колокольня, XVI–XIX вв.; Собор Воскресения, 1776 г.; Архиерейский дом и другие здания, XVI–XIX вв." по адресу: г. Вологда, Кремлевская площадь, 1 (уточненный адрес: г. Вологда, ул. С. Орлова, 15)» // Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области [Официальный сайт].
Сазонов А.И. Вологда. Каменная летопись. 4-з изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2020.
Соколов Г.И. Вологодский кремль, где размещается Областной краеведческий музей – один из центров культурно-просветительной работы области // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР : Вологодская область / под ред. Н.К. Андросова. М., 1979.
Суворов Н.И. Вологодский архиерейский дом : с одиннадцатью рисунками и планом. Вологда, 1898.
Авторы фотографий:
Ю.А. Судакова
Исторические фотографии:
Ж. Легра, В.В. Волков
Документы
- Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
- Паспорт памятника истории и культуры "Архиерейский двор. Стена Восточная". Дата составления: 15.12.1981. Составитель: архитектор Асафов А.А.
- Учетная карточка памятника истории и культуры "Стена Восточная Архиерейского двора". Дата составления: 13.12.1981. Составитель: архитектор Асафов А.А.