Краткая информация
- Адрес: ул. Монастырская, д. 2
- Номер в госреестре: 351620550880006
- Категория: федеральное значение
- Вид ОКН: ансамбль
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
- Датировка: XVI
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: хорошее
- Собственность: частная
- Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"
В ансамбль входят:
- Спасский собор, XVI в.
- Святые врата с надвратной церковью Вознесения (Феодора Стратилата) и колокольней, конец XVI в.
- Введенская церковь с трапезной палатой, XVI в.
- Корпус братско-настоятельских келий с церковью во имя Всех Святых, XVIII в.
- Стены и башни монастыря, XVII в.
- Церковь во имя великомученицы Екатерины и равноапостольного великого князя Владимира, 1830 г.
- Древненастоятельские кельи, XVI в.
История создания
Многовековая история обители берёт свое начало в конце XIV века и связана с подвижнической деятельностью духовного последователя Сергия Радонежского святого Димитрия Прилуцкого. Предание об основании монастыря запечатлено в Житии преподобного, согласно которому монах Димитрий, взяв с собой ученика Пахомия, отправился в поисках уединения на Север. Достигнув Вологды и обозрев окрестности, преподобный изъявил желание основать обитель к северу от города. На левом берегу реки Вологды, в том месте, где река образует излучину (луку), был основан мужской монастырь, который стал называться Спасо-Прилуцким. Точное время появления монаха Димитрия в вологодских краях в источниках не сообщается. Его приход в Вологду часто относят к лету 1371 года, однако установлено, что в 1377 году он ещё состоял игуменом монастыря Николы на Болоте в Переславле. В связи с этим, согласно иной точке зрения, приход Димитрия в Вологду состоялся между 1378 и 1382 годами.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря является одной из жемчужин Северной Фиваиды. Он основан у места переправы через реку Вологду старинной дороги, идущей из Вологды на север, разделяющейся возле монастыря надвое: на восток уходит дорога на Двину, а на запад – в Белозерье. Святые врата монастыря устроены в северо-западной стене, вдоль которой шла дорога от переправы.
Древняя обитель, поражающая суровой неприступностью вблизи, с противоположного правого берега реки Вологды представляется живописным сказочным городком, придающим особое очарование окружающему равнинному пейзажу. Неизгладимое впечатление производят величаво раскинувшиеся над заливным лугом могучие крепостные стены и высокие многогранные башни монастыря, отражающиеся в реке. «Внешний вид Спасо-Прилуцкого монастыря, с величественными в нём зданиями храмов, – писал архимандрит Анатолий (Смирнов), настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря в 1888–1908 годах, – …окружённого высокими стенами и башнями и расположенного среди значительного села Прилуцкого, представляет, можно сказать, Троице-Сергиеву лавру и Сергиев Посад в миниатюре».
«Редкостное, сказочное, чрезвычайное зрелище вообще представляет общий вид Прилуцкого монастыря, – писал искусствовед И.В. Евдокимов в 1921 году, – с его стройными, могучими и не менее того красивыми, удивительно сложёнными башнями, с выступающими за ними куполами собора, крышами и густыми деревьями. Ранним утром при восходе солнца, или вечером при закате, когда красно-оранжевые стены монастыря как бы загораются, дышат пламенем... Какая создана необычная, положительно неповторимая декорация, доступная, безусловно, только великому художнику... Смелая и свободная рука, широкий взмах ничем не стесняемой воли и самое совершенное, виртуозное мастерство работы чуются и осознаются при взгляде на стены и башни Прилуцкого монастыря. Так строить нельзя, не будучи одарённым щедро и безгранично природой. Север России и вся страна имеют в прилуцких стенах и башнях исключительный памятник былой художественной культуры, исключительный ансамбль, может быть, красивейший и цельный из всех известных в истории русского искусства».
Перестройки, утраты, реставрационные работы
В XVII–XIX веках комплекс монастырских зданий не раз перестраивался. В 1923 году комплекс монастыря был включён в создаваемую титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения (Главнауки). За сохранностью основных памятников монастыря осуществлялся государственный надзор. Несмотря на это использование монастырских построек не по назначению приводило к плачевным для них последствиям. В 1927 году при осмотре используемых собесом построек монастыря архитекторы-реставраторы Д.П. Сухов и П.Д. Барановский отмечали, что в крепостной стене близ Белозерской башни были пробиты ворота для проезда и прохода в кинотеатр, паперть собора использовалась под склад «всякого хлама» и для сушки белья, а в его подклете был устроен свиной хлев. Архитектурно-реставрационный отдел Центральных государственных реставрационных мастерских, возглавляемых академиком И.Э. Грабарём, настоял на заключении с собесом охранного договора на пользование зданиями и принятии некоторых неотложных мер. С начала 1950-х годов началась многолетняя научная реставрация построек монастыря.
События и лица, связанные с объектом
Основные сведения о преподобном Димитрии даёт его житие, составленное, как считается, в 1470-х годах пятым игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря Макарием. Будущий подвижник родился в начале XIV века в Переяславле (ныне Переславль-Залесский) в купеческой семье. Димитрий постригся в монахи в Горицком Успенском монастыре, где был рукоположен в иерея. Через несколько лет он основал вблизи города общежительный Николаевский на Болоте монастырь и был поставлен его игуменом. Ища спасения в уединении, Димитрий с учеником Пахомием отправились на Север и достигли Вологды. Вологда предстала перед Димитрием как «город, украшенный многими церквями, лишь не было… общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря». Обозрев окрестности, преподобный изъявил желание основать здесь обитель. Согласно преданию, местные жители Илья Раков и Исидор Выпряг, желая поддержать решение Димитрия, уступили ему землю и даже немедленно вытоптали на своём поле ещё не созревший хлеб. Здесь был построен деревянный храм, освященный в честь праздника Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, празднуемого 1 (14) августа (Медовый Спас). Согласно житию, средства для строительства монастыря прислал великий князь Московский Димитрий Иоаннович Донской. Так у переправы на старинной Белозерской дороге при излучине реки Вологды более шести веков назад монахом Димитрием был основан монастырь, который впоследствии стал известен как Димитриев Спасо-Прилуцкий. В его названии нашло отражение название местности – Прилук.
Димитрий впервые в обителях Русского Севера по примеру преподобного Сергия ввёл общежительный устав, предписывающий монахам совершение общих молитв в церкви и общую трапезу, труд для нужд обители, отсутствие личной собственности, послушание настоятелю. Настоятель подавал пример смиренной и добродетельной жизни, наполненной молитвой. Житие сообщает, что Димитрий был наделён дарами прозрения и чудотворения: так, он сообщил братии о кончине великого князя Димитрия Иоанновича ранее, чем весть об этом пришла в Вологду. Димитрий скончался в преклонном возрасте, предсказав время своей смерти. В житии день кончины преподобного указан без года. Принятая дата – 1392 год – неточна; сегодня на основе датировки первого посмертного чуда считается, что преподобный умер около 1406 года. Почитание Димитрия как святого началось вскоре после его смерти. Первые записанные в житии посмертные чудеса относят к началу XV века: исцеления от смертоносной «корчеты» связывают с эпидемией 1408 года, а чудо лишения жизни вятчанина, срывавшего покров с гробницы Димитрия, – с нападением вятчан на Вологду в 1417 году. К концу XV века почитание Димитрия Прилуцкого распространилось и стало общерусским. Святой почитался покровителем не только Вологды, но и всего русского воинства.
Учреждённая обитель пользовалась особым покровительством как великого князя Дмитрия Донского, так и последующих московских князей и царей. Монастырю-крепости, расположенному на пересечении водных и сухопутных путей, придавалось значение важного военно-стратегического пункта. Это обстоятельство позволило исследователям называть его форпостом Московского княжества в борьбе с Новгородом за овладение северными землями. Острая борьба между Москвой и Новгородом неоднократно приводила к разорению обители военными отрядами как с одной, так и с другой стороны. Лишь с окончательным переходом Вологды в политическую зависимость от Москвы монастырь достиг своего расцвета к началу XVI века, став крупным хозяйственным и культурным центром. Во второй половине XVI века на территории обители появились первые каменные постройки. В обитель на богомолье приезжали великие князья и цари. Настоятели монастыря принимали активное участие в общецерковной и государственной жизни.
Одним из наиболее тяжёлых периодов в истории Спасо-Прилуцкого монастыря стало Смутное время начала XVII века. В челобитной 1614 года царю Михаилу Фёдоровичу игумен Кирилл сообщает, что в сентябре–октябре 1612 года «пришли безвестно на Вологду польские, и литовские, и руские воры и город выжгли до основанья, … и те воры, пришед в монастырь, братью, и служек, и крестьянец многих посекли, и в церкви Божие милосердие образы ободрали, и казну монастырскую без остатков поимали», а в конце декабря 1612 года «пришёл на Вологду для обереганья сибирской царевич Араслан Алеевич с дворяны, и с детьми боярскими, и с татары, и с казаки и учал … мучить на правеже черезо весь день нещадно, а на ночь служек наших и крестьянец без рубашек велел сажати в подпол и вверх ногами вешать», принуждая к выдаче огромного числа фуража и продовольствия, денег. В феврале 1613 года, пишет игумен Кирилл, «будто для обереганья, пришел к Вологде с Романова Барай мурза Кутумов с татары и с казаки, и стал в нашем сельце под монастырём, и нас … досталь разорил», казаки «разъезжали по монастырской вотчине днём и ночью по сёлам и по деревням, служек и крестьянишек грабили и жгли огнём», а в конце ноября 1613 года «соли … двадцать три тысячи пудов, и то, пришед, литовские люди пожгли; и крестьянишка, государь, наши … розно розбрелись». 18 декабря 1614 года отряд казацкого атамана Баловня сжёг в трапезной 59 монахов, а всего в самом монастыре и в его вотчинах погибли более двухсот человек. Казаки грабили монастырь три дня и, помимо прочего, сожгли часть архива. Несмотря на это, сохранившееся документальное наследие Спасо-Прилуцкого монастыря XV–XVII веков является крупнейшим в регионе, превосходя по объёму даже документацию архиерейской кафедры. Несколько столетий в монастыре существовали книгописная и иконописная мастерские, велось местное летописание.
Ко второй половине XVII века хозяйство монастыря было восстановлено, возобновилось интенсивное каменное строительство, во многом определившее его будущий архитектурный облик. Были возведены мощные каменные стены с башнями, надёжно обезопасившие обитель от вражеских набегов. В XVI–XVII веках к монастырю были приписаны три небольших монастыря: находящийся рядом женский Николаевский на Валухе, Спасо-Преображенская Глубокоозерская пустынь, Воскресенский монастырь на реке Великой. К концу XVII века во владения монастыря входило девять сёл, четыре сельца, 88 деревень, в которых проживали 2 819 человек. Ему принадлежали три соляные варницы, две водяные мельницы, две рыбные ловли, сенокосы. Имелись подворья в Вологде и Москве.
Из числа православных реликвий, хранившихся в монастыре, особо известны две. Первая – почитающийся чудотворным образ преподобного Димитрия Прилуцкого, написанный знаменитым Дионисием Московским. По преданию, царём Иваном III из Спасо-Прилуцкого монастыря для моления во время военного похода был увезён небольшой образ Димитрия Прилуцкого. 3 июня 1503 года написанная по царскому заказу икона прибыла в Вологду и была торжественно встречена вологжанами. В память «сретения» образа на месте встречи на тогдашней окраине Вологды была возведена церковь Димитрия Прилуцкого, позднее переосвящённая во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Четыре века ежегодно 3 июня по повелению великого князя вологжане проводили празднование «со всенощным бдением и крестным в оную обитель из града хождением».
Другой монастырской святыней являлся запрестольный деревянный крест начала XVI века, известный как Киликийский крест, украшенный 84 резными костяными иконками и покрытый позолоченной басмой. По преданию, он был принесён преподобным Димитрием из Переславля и водружен на месте основания Спасо-Прилуцкого монастыря. Эта святыня была взята из обители Иваном IV на время похода на Казань в 1552 году.
После секуляризационной реформы Екатерины II 1764 года Спасо-Прилуцкий монастырь был отнесён ко второму классу. Ликвидация финансовой самостоятельности привела в последующие десятилетия к постепенному хозяйственному упадку обители.
В октябре–декабре 1812 года во время вторжения французов в Россию в Спасо-Прилуцком монастыре хранились эвакуированные святыни и ценности Патриаршей ризницы, ряда крупнейших московских монастырей и храмов.
В 1918 году монастырь закрыли, имущество национализировали. К этому времени в нём проживало 15 насельников.
В советское время монастырские здания использовались для разных целей: некоторое время здесь был губернский отдел социального обеспечения, пункт содержания административно-ссыльных раскулаченных крестьян, военные склады, в 1957–1975 годах – Вологодская специальная научно-реставрационная производственная мастерская, с 1979 года – филиал краеведческого музея (с 1988 года – Вологодского государственного музея-заповедника). В 1990 году началось возрождение монастыря, была создана приходская община. 16 июня в праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого впервые за многие десятилетия был совершён крестный ход по городу до Лазаревского храма. В 1991 году возрождён мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти преподобного Димитрия, Церкви был возвращён весь монастырь.
Источники и литература
Анишина А.П. Антоний // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 712.
Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.
Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. 2-е изд. Вологда, 2006. С. 25.
Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М. А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022.
Вологда в минувшем тысячелетии: человек в истории города / [Аникина А.А., Балакшин Р.А., Баранов С.А. и др.; главный редактор Ю.К. Некрасов] Вологда: Древности Севера, 2007.
Дополнения к Летописному своду 1497 г. // Полное собрание русских летописей. Т. 28. М.; Л, 1963. С. 161.
Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921. С. 61.
Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: тексты и словоуказатель / ред. А.С. Герд. СПб., 2003.
Паспорт памятника истории и культуры // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914.
Описание вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 3-е изд. Вологда, 1902.
Полное собрание русских летописей. Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959. С. 26.
Полное собрание русских летописей. Т. 37: Устюжские и вологодские летописи XVI–XVIII вв. Л., 1982. С. 97–98.
Савваитов П.И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1844.
Семячко С.А. Димитрий // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XV.
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь (сайт).
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Страница ВКонтакте.
Старая Вологда, XII – начало XX века: сб. документов и материалов / гл. ред. Ф.Я. Коновалов. Вологда, 2004. С. 198–199.
Соколов В.И. Вологда: история строительства и благоустройства города. Вологда, 1977.
Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
Черкасова М.С. Спасо-Прилуцкий монастырь в XVI–XVII вв. : экономика, демография, культура / Вологодская духовная семинария, Государственный архив Вологодской области, Северное отделение Археографической комиссии РАН. Вологда: Древности Севера, 2022. 455 с.
Авторы фотографий:
А.А. Бобков, А.Д. Соколов, И.Н. Летунов, Ю.А. Судакова
Исторические фотографии:
Н. Ленский
Документы
- Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"
- Картотека памятников "Ансамбля Спасо-Прилуцкого монастыря". Дата составления: 1946 г.
- Ситуационный план Спасо-Прилуцкого монастыря. Дата составления: 10.06.1949
- Паспорт памятника истории и культуры "Бывший Прилуцкий монастырь". Дата составления: 10.07.1951
- Паспорт памятника истории и культуры "Бывший Спасо-Прилуцкий монастырь". Дата составления: 20.11.1961. Составитель: Волков
- Паспорт памятника истории и культуры "Бывший Спасо-Прилуцкий монастырь". Дата составления: 20.11.1961. Составитель: Белов Г.Г.
- Учетная карточка памятника истории и культуры "Ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря". Дата составления: 30.10.1975. Составитель: архитектор Волков