Вид вологодских соборов. Гравюра Ф. Зайцова из «Памятной книжки Вологодской губернии на 1858 год» Вид вологодских соборов. Гравюра А. Скино по рисунку А. Ушакова. 1853 год Ушаков А.И. Гравюра «Выход Александра II из Вологодского Софийского собора 15 июня 1858 г.». 1858 год. Вид с каланчи II пожарно-полицейской части Вологды, 1868 или 1869 год Крестный ход у северо-западного фасада, конец XIX века Вид с каланчи II пожарно-полицейской части Вологды, 1870-е годы Вологда. Собор, построенный при Иоанне IV. Почтовая открытка. Издательство Св. Евгении, № 4901. 1915 год Вид из-за реки Вологды с Соборным мостом, 1890-е годы Вид Соборной горки,1900-е годы Вид из Консисторского двора Вологодского кремля, 1946 год (ВГИАХМЗ, НВ 5189-13) Фото первой половины ХХ века Западный притвор Софийского собора и колокольня, с запада, 1900-е годы Вид со двора Архиерейского дома, первая половина XX века Фрески до реставрации, середина XX века Фрески до реставрации, середина XX века Фрески до реставрации, середина XX века Общий вид соборного комплекса из-за реки Вологды, начало 1950-х годов Реставрационный процесс, 1966 год Тамбур южного входа в собор в процессе реставрации фасада, вторая половина 1960-х годов Общий вид, 1967 год Реставрационный процесс, 1967 год Реставрационный процесс, 1967 год Восточный фасад, 1981 год Главы, 1967 год Восточный фасад, портал, 1981 год Восточный фасад, портал, 1981 год Крыльцо западного входа, 1981 год Фрагмент крыльца западного входа, фрески, 1981 год Интерьер, паникадило, 1981 год Своды центрального нефа, 1981 год Центральный барабан и завершение иконостаса, 1981 год Софийский собор, 1990-е годы Реставрация фасадов, начало 2000-х годов Общий вид из Заречья Вид собора с колокольни Вологодского кремля Общий вид из Заречья, с северо-востока, 2011 год Общий вид Северный и западный фасады Главы Софийского собора, с юга Крест центральной главы, 2010-е годы Апсиды Софийского собора, с севера Южный портал Софийского собора Интерьер собора: столпы и своды Иконостас и паникадила Иконостас Центральная часть иконостаса Софийского собора Одна из двух чугунных плит, вделанных в интерьере собора слева от южных дверей с началом записи: «1765 года сей чугунный пол сделан тщанием Преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского» Вторая чугунная плита, вделанная в интерьере собора справа от южных дверей с окончанием записи: «вкладом боголюбивых сего града граждан и других доброхотных дателей. Весу в нём 5497 пуд. Лит на Терменском железном заводе содержателя Фёдора Колесова» Царские врата (XIX век) иконостаса собора

Краткая информация

  • Адрес: улица Сергея Орлова, д. 15
  • Номер в госреестре: 351410256060016
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVI
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Софийский собор возведён на средства Ивана Грозного в 1568–1570 годах. Построению собора предшествовало закладка в Вологде в 1566 году по воле царя каменной крепости. Поскольку стоявший на Ленивой площадке прежний деревянный Воскресенский собор оказывался за пределами новых укреплений, царь решил построить новый кафедральный собор и архиерейский двор на новом месте – внутри кремля. Строительство собора интенсивно велось в 1568–1570 годах. Материалом для собора послужили те же материалы, которые были заготовлены для строительства стен города: привезённый издалека булыжный и белый камень, кирпич, известь. Летописец свидетельствует, что каменщики работали с особой тщательностью, на ночь закрывая кладку лубьём для предохранения от дождя и холода. К 1571 году внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от масштабных работ в Вологде: в это время на Руси разразилась эпидемия, а на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Последовавшая отмена опричнины и экономический кризис полностью изменили замыслы царя в отношении своей северной резиденции. Существует ещё одна, популярная в народе, версия: согласно записанному в конце XVII века преданию, неожиданный гнев царя будто бы вызвал кирпич, упавший на него из свода недостроенного собора.

Вологодский кремль долго оставался недостроенным. Главный престол собора был посвящён Софии – Премудрости Слова Божия. Неизвестно, когда именно был освящён главный престол собора. На основании сообщений в Летописце Ивана Слободского (1716 год) вплоть до конца ХХ века главенствовало мнение, что собор долго, до смерти Ивана Грозного, стоял неосвящённым. Однако исторические документы этому преданию противоречат. Например, недавно опубликована купчая грамота от 12 августа 1577 года, в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю» – этот документ косвенно, но красноречиво свидетельствует о наличии при соборе звонницы и, соответственно, нормальном ведении служб в соборе уже вскоре после окончания его строительства. Более того, П.М. Строев ещё в начале XX века опубликовал грамоту от 21 апреля 1588 года, в которой митрополит Иов благословляет «священноинока Корнилия, а в мире был Козма Ипатьев сын, что... он ... в попы совершён владыкою Макарием Вологоцким же к церкве к Софии Премудрости Божии на Вологду же». Известно, что епископ Вологодский и Великопермский Макарий правил в период с 1571 по 1576 год.

1 октября 1587 года, через три года после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящён придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи – небесного патрона Ивана Грозного; царь отмечал свои именины именно в день этого праздника. Таким образом Софийский собор стал своеобразным памятником своему создателю, единственно возможным для того времени.

Третий престол собора позже (ранее 1628 года) был освящён в честь Феодора Стратилата – святого, на день памяти которого приходились именины Фёдора Иоанновича, царствовавшего в 1584–1598 годах.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Эта старейшая каменная постройка Вологды принадлежит к числу больших русских пятиглавых шестистолпных соборов, прототипом которых является Успенский собор Московского Кремля – главный храм Московской Руси. Вологодский собор отличается экономностью декора и достигнутой за счёт этого почти скульптурной целостностью облика.

Софийский собор играет определяющую роль в ансамбле исторического центра Вологды. Он находится к северу от Архиерейского двора и расположен недалеко от реки Вологды. Не объяснённой необычной особенностью Софийского собора является его ориентировка алтарями в направлении почти по линии юг–север, которую восприняли и строители всех соседних храмов. Это принято связывать с топографическими особенностями местности и изначальной включённостью собора в план ориентированной таким же образом грозненской крепости. Размеры собора впечатляют: длина – 31,65 м, ширина – 25,9 м, высота до верха сводов – 38,4 м, высота до вершины креста центральной главы – 59,65 м.

Гладкие белёные стены собора практически лишены декора. Стены делятся мощными лопатками простого профиля на широкие гладкие прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Собор имеет три входа: это перспективные порталы с килевидным завершением, выложенные из тёсаного кирпича. Пространство храма выглядит необычно для своего времени, как единый зал: это впечатление достигнуто устройством крестовых сводчатых перекрытий на одном уровне и полным отсутствием в интерьере членений стен карнизами и лопатками. Освещение храма осуществляется через узкие высокие окна, расположенные на втором и третьем ярусах собора строго по осям прясел; окна третьего яруса находятся в закомарах. Три алтарные апсиды освещаются узкими окнами во втором ярусе. Кровля собора позакомарная. Мощные луковичные главы установлены на высоких цилиндрических барабанах, центральный барабан шире и выше четырёх остальных. В  каждом из барабанов имеется по восемь высоких узких окон.

В 1686–1688 годах в соборе выпонено «стенное писание» в технике фрески с дополнительной прописью посуху отдельных деталей (в частности, ликов) в технике темперной живописи. Эту работу осуществил за два года знаменитый ярославский иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов (1642 – между 1698 и 1710) с 30 помощниками. Полностью расписан интерьер, а снаружи здания – участки вокруг порталов, перед которыми существовали навесы на столбах. Лучше других сохранилась роспись свода притвора, сооружённого над западным входом также в 1686–1688 годах. Масштабные росписи исполнены в декоративной манере, свойственной ярославской школе стенописи второй половины XVII века. В куполах изображены Пантократор, Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Отечество; между окнами барабанов – праотцы. Западную стену занимает «Страшный суд». На сводах и разделённых на шесть ярусов северной и южной стенах помещены росписи с евангельскими сюжетами и изображениями Вселенских соборов. На столпах в четырёх ярусах изображены святые воины и князья. Стенопись алтаря состоит из четырёх ярусов. По низу всех росписей идёт невысокий орнаментальный ярус росписи с изображением убруса – свисающего расшитого белого полотна, в оформлении убруса использован ряд не повторяющихся орнаментов. Выше убруса на трёх стенах в виде узкой ленты расположена «летопись» – пространная запись, сделанная при росписи собора. Текст начинается от южного входа, проходит почти по всей южной, западной и северной стенам и заканчивается у северного входа в собор. Надпись рассказывает о росписи собора в 1686–1688 годах. Полностью текст летописи таков: «БЛАГОСЛОВЕНIЕМЪ БОГА ОТЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ИЖЕ ПРЕЖДЕ ВЊКЪ СЫЙ ПРЕБЫВАЕТЪ, И СПОСПЕШЕНИЕМЪ ЕДИНОРОДНАГО ЕГО СОПРИСНОСУЩНАГО СЫНА, ГОСПОДА НАШЕГО IИСУСА ХРИСТА, И СОДЊЙСТВIЕМЪ СВЯТАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО И ВСЕОСВЯЩАЯЮЩЕГО ДУХА, НАЧАТА БЫСТЬ СIЯ СВЯТАЯ СОБОРНАЯ И АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СОФIИ ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА БОЖИЯ СТЊННЫМЪ ПИСАНIЕМЪ ПРИ ДЕРЖАВЊ БЛАГОЧЕСТИВЊИШИХЪ ВЕЛИКИХЪ ГОСУДАРЕЙ ЦАРЕЙ И ВЕЛИКИХЪ КНЯЗЕЙ IОАННА АЛЕКСЕЕВИЧА И ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА, ВСЕЯ ВЕЛИКIЯ И МАЛЫЯ И БЊЛЫЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦЕВЪ, ПРИ ВЕЛИКОМЪ СВЯТЊЙШЕМЪ IОАКИМЕ ПАТРIАРХЕ МОСКОВСКОМЪ И ВСЕЯ РОССIИ, БЛАГОСЛОВЕНIЕМЪ И СНИСКАНIЕМЪ БЛАГОЛЊПIЯ ВЪ ДОМУ БОЖIИ ГОСПОДИНА НАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕННЊЙШАГО ГАВРIИЛА, АРХIЕПИСКОПА ВОЛОГОДСКАГО И БЊЛОЗЕРСКАГО, В ЛЊТО ОТ СОЗДАНIЯ МIРА 7194, МЕСЯЦА IЮЛIЯ В 20 ДЕНЬ, НА ПАМЯТЬ ПРОРОКА БОЖIЯ ИЛIИ, И ВО ВТОРОЕ ЛЊТО БОГОВРУЧЕННАГО ЕМУ СВЯТИТЕЛЬСТВА, И СОВЕРШИСЯ 7196 ГОДА». Имена 30 мастеров, работавших в соборе под началом Димитрия Плеханова, долго оставались неизвестными (письменные источники называли лишь ещё имя родного брата Плеханова Ильи Григорьева), пока в 1965 году из интерьера собора не были удалены оставшиеся части деревянных гробниц над могилами вологодских архиереев. На открывшемся при этом убрусе южной стены обнаружилось сильно повреждённое клеймо, в котором перечислялись имена мастеров плехановской дружины. К сожалению, верхняя часть надписи, где значились имена ведущих мастеров, к этому времени оказалась утраченной. Многие буквы клейма полустёрты, читаются с трудом или не читаются вовсе. В клейме удалось прочитать следующие фрагменты надписи: «…АЙ ФЕ..РО…КОНД….ВАНЪ СЕМЕНОВ ФЕ… НОВ СЕМЕНЪ СЕРГ… инков фЕокт… радИОн карпов пЕтръ вас…Евь Иванъ тим….ПЕ..РЪ иванов иванъ михаилов д…ИТ… ФЕДОТОВЪ никИФОр димИтрЕевъ». Сопоставив эту надпись со списками мастеров, работавших с Плехановым в других местах, исследователи предположили, что в сохранившейся части клейма записаны следующие имена: Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов, Фёдор Иванов, Семён Сергиев, Иаков Феоктистов, Иродион Карпов, Пётр Васильев, Иван Тимофеев, Пётр Иванов, Иван Михайлов, Димитрий Федотов, Никифор Димитриев. Таким образом, именной список мастеров, расписавших Софийский собор, увеличился до 16 человек. Большинство товарищей Дмитрия Плеханова упоминались среди ярославских и переславских иконописцев второй половины ХVII века.

В соборе сохранился третий по счёту иконостас, построенный в 1729–1736 годах мастером польского происхождения Арсением Борщевским, монахом Спасо-Прилуцкого монастыря. Это монументальное пятиярусное сооружение в стиле барокко завершено Распятием с предстоящими. С обратной стороны иконостаса устроены два скрытых деревянных клироса для размещения двух мужских хоров, всходы на которые устроены по деревянным лестницам со стороны алтаря. Большая часть икон для нового иконостаса написана в 1736–1738 годах годах в технике масляной живописи на деревянных досках польским иконописцем Максимом Калининым сыном Искрицким (Skrzycki – Скрицкий, точная транскрипция – Скшицкий), меньшая часть икон была выполнена вологодскими мастерами. В местном ряду были оставлены чтимые древние образа. Среди икон местного ряда иконостаса выделялись художественными достоинствами находящиеся ныне в экспозиции Вологодского государственного музея-заповедника крупные иконы «София Премудрость Божия» (Ждан Дементьев, Василий Новгородец, 1618 год) и «Христос Вседержитель с предстоящими и припадающими святыми» (1657 год).

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Софийский собор восстанавливался в 1613–1616 годах после губительного пожара, произошедшего в дни Вологодского разорения в сентябре 1612 года.

В 1688 году собор снаружи был отремонтирован, на главы собора установлены ажурные железные кресты, выкованные мастером Ульяном Омельяновым по образцу знаменитой в своё время, но не сохранившейся до наших дней церкви Никола Большой Крест на Ильинке в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трёх верхних оконечностях каждого креста на пластинах в круглых клеймах прорезной вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИС ХС (на горизонтальных ветвях). Все кресты увенчаны изображениями корон.

После пожара 1698  года, уничтожившего кровлю и шлемовидные завершения глав, новые купола для собора были увеличены и сделаны уже в форме луковиц. Так они выглядят и сегодня: считается, что эта новация, заметно изменившая облик храма, пришлась собору «к  лицу».

В ходе ремонтов XVIII–XIX веков собор окружили каменной оградой с высоким цоколем и кованой решёткой, позакомарное покрытие заменили на тяжеловесную четырёхскатную кровлю, в середине XIX века ко всем входам пристроили тамбуры в русско-византийском стиле, растесали некоторые окна. Эти перестройки сделали силуэт собора приземистым. В 1765 году в соборе поверх выложенного «ёлочкой» и местами уже сильно просевшего кирпичного пола насыпали песчаную прослойку и настелили пол из квадратных чугунных плит. В интерьере собора по обе стороны южных дверей тогда же в стены были вделаны две чугунные плиты, скромно украшенные рельефным орнаментом. На первой отлито начало записи: «1765 года сей чугунный пол сделан тщанием преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского», а на второй – окончание: «вкладом боголюбивых сего града граждан и других доброхотных дателей. Весу в нём 5497 пуд. Лит на Терменском железном заводе содержателя Фёдора Колесова». В 1929 году чугунный пол был заменён деревянным. Несколько плиток чугунного пола сохранились на своих местах до наших дней: они расположены на солее, под иконостасом.

Иконы XVIII века в иконостасе собора неоднократно поновлялись: в 1766 году устюжанином Е.П. Шушниных; в 1825 году; в 1849–1850 годах – ярославцем А.М. Колчиным. В 1849–1850 годах поля иконостаса были перекрашены из голубого в тёмно-зелёный цвет, а детали вновь вызолочены калязинцем Г.И. Шишкиным.

В ходе ремонта 1848–1851 годов Предтеченский придел собора был упразднён.

В 1852 году ярославский иконописец А.М. Колчин с артелью «поновил» стенопись, фактически написав поверх фрески новую стенопись масляными красками.

В 1959–1970 годах по проекту архитектора В.С. Баниге произведена коплексная архитектурная реставрация собора. Удалены поздние пристройки-тамбуры к северному и южному входам и каменная ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, восстановлен один упавший крест, главы и крыша обиты оцинкованным железом.

В 1962–1978 годах под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева группой специалистов произведена реставрация фресок собора и живописи иконостаса.

В 1979 году в ходе реставрационных работ были впервые проведены археологические исследования в соборе. Археологом Н.В. Гуслистовым исследованы провалившиеся кирпичные склепы погребений архиереев, обнажившиеся преимущественно вдоль южной стены собора после снятия песчаной подсыпки под демонтированным чугунным полом. Исследованы восемь ранее подвергавшихся разрушительному воздействию и разграблению склепов. Собраны разрозненные костные останки, сохранившиеся детали костюма и погребального инвентаря.

В 1998 году при обретении мощей святителя Антония археологом И.П. Кукушкиным изучено его погребение у северной стены в интерьере собора; останки святителя были торжественно перенесены в вологодскую городскую церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе.

В 1999–2007 годах проведена реставрация стен и кровли, для обеспечения сохранности стенописи проведён дренаж и нормализована температура и влажность путём устройства тёплого пола и регулируемой приточно-вытяжной вентиляции подполья. В рамках этих работ в 2003 и 2004 годах в образовавшемся подпольном этаже были расчищены от земли и восстановлены кирпичные своды 12 склепов архиереев, а на новом полу в интерьере собора над ними установлены деревянные надгробия. Кроме этого, археологом И.В. Папиным в юго-западном углу собора вне рядов склепов выявлен сохранившийся кирпичный склеп с погребением епископа Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого, 1832–1894). Это захоронение, совершённое в 1894 году, было последним в истории собора.

В 2016–2017 годах на двух малых главах собора (юго-западной и северо-восточной) произведена полная замена частично разрушившейся деревянной опорной конструкции подкрестных столбов, выполнены снятие, реставрация и установка крестов на место.

Во второй половине 2020-х годов планируется провести масштабные работы по реставрации стенописи и иконостаса.

События и лица, связанные с объектом

Софийский собор обладает мемориальной функцией, обусловленной упокоением в его стенах вологодских архиереев. Начало традиции было положено в XVI веке епископом Антонием. Он приказал перенести в Софийский собор из деревянной Воскресенской соборной церкви, что стояла в Вологде у старого архиерейского двора на Ленивом торгу, гроб с телом епископа Пермского и Вологодского Киприана. Киприан был торжественно перезахоронен внутри собора, у северной стены, рядом с северным входом. Вторым погребённым здесь архиереем (18 ноября 1587 года) стал скончавшийся вскоре сам Антоний, почитающийся с XVII века как святитель Антоний Вологодский. К середине XIX века в храме было двенадцать архиерейских захоронений. Захоронения производились в перекрытых цилиндрическим сводом кирпичных склепах, размещенных вдоль северной и южной стен в земле ниже уровня пола. Вдоль стен собора над склепами были устроены деревянные надгробия-раки. Захоронения располагались в описанном ниже порядке.

Вдоль северной стены собора (с востока на запад): Киприан, епископ Пермский и Вологодский (1547–1558, перезахоронен здесь в 1587 году); святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский (правил в 1585–1587 годах, скончался 26 октября 1587 года); Иоасаф II, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1603–1609 годах, скончался 3 июня 1609 года); Корнилий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1620–1625 годах, скончался 17 марта 1625 года); Нектарий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1613–1617, 1625–1626 годах, скончался 3 июня 1626 года), похоронен на северной стороне последним.

Вдоль южной стены собора (с востока на запад): Гавриил (Кичигин), архиепископ Вологодский и Белозерский (правил в 1685–1707 годах, скончался 30 марта 1707 года); Павел, епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1716–1725 годах); Пимен II (Савелов), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1740–1753 годах, скончался 26 мая 1753 года); Серапион (Лятушевич), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1753–1761 годах, скончался 22 апреля 1762 года); Иосиф II (Золотой), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1761–1774 годах, скончался 25 декабря 1774 года); Ириней (Братанович), епископ Вологодский и Белозерский, с 1788 года – епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1775–1796 годах, скончался 23 апреля 1796 года); Арсений (Тодорский), епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1796–1802 годах, скончался 15 июня 1802 года). Кроме этого, в юго-западном углу собора вне ряда перечисленных склепов находится погребение епископа Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого, правил в 1883–1894 годах, скончался 23 апреля 1894 года).

22 сентября 1612 года на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». В ходе Вологодского разорения город был разграблен и сожжён, сильно пострадал в огне и Софийский собор. Он восстанавливался на собранные с храмов и монастырей епархии деньги в 1613–1616 годах. Главный престол собора был вновь освящён в декабре 1613 года, а Предтеченский придел – в июне 1614 года. В 1621–1622 годах был построен новый иконостас.

В соборе бывали приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II.

Советская власть, ставя задачу снижения роли Церкви в жизни общества, использовала любые поводы для закрытия храмов и поддержания противостояния внутри Церкви. 14 августа 1923 года постановлением губернского отдела управления договор на использование Софийского собора с общиной верующих патриаршего толка был расторгнут, и Софийский собор перешёл к общине обновленцев.

18 марта 1924 года храм был закрыт (поводом послужила неуплата общиной налогов) и передан Вологодскому объединённому музею. В соборе были прекращены богослужения, велись экскурсии и разместилась небольшая экспозиция, посвящённая истории религии и атеизма, центром которой несколько десятилетий являлся маятник Фуко, сооружённый в марте 1929 года в числе первых в СССР устройств такого рода и торжественно открытый 1 мая. Между тем устройство такой экспозиции гарантировало сохранение собора как объекта показа в условиях политики воинствующего атеизма. Так, в газете «Красный Север» за 1 мая 1929 года вслед за заметкой об открытии маятника Фуко было дано объявление «Госмузей в первомайские дни», где сообщалось, что «В эти дни будет открыт также быв[ший] Софийский собор для экскурсий и посещений к маятнику Фуко». В 1963 году в газете «Красный Север» за 15 сентября опубликована заметка «Вновь демонстрируется маятник Фуко», свидетельствующая, что экспонирование маятника было возобновлено после окончания одной из фаз реставрационных работ в соборе.

В 1923 году сооружения Вологодского архиерейского дома, где расположился музей, и ещё действующий в тот момент Софийский собор были включены в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения.

В 1941–1942 годах собор (как и большая часть зданий Вологодского кремля) был временно занят ветеринарным складом № 282 Народного комиссариата обороны.

В сентябре 1942 года в соборе возобновились экскурсии и была открыта выставка, посвящённая победам русского оружия. В дальнейшем до 1997 года собор использовался только музеем. Неотапливаемый собор открывался для посетителей в тёплое время года, здесь проводились экскурсии и устраивались концерты камерной хоровой капеллы.

В 1988 году в соборе в дополнение к экскурсиям после долгого перерыва начались праздничные службы. В августе 1992 года впервые в истории Вологды и епархии в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе. С 1997 года собор совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией (ныне – митрополией) Русской Православной Церкви. 15 октября 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал указ о присвоении храму статуса кафедрального собора. Летом 2018 года Софийский Успенский кафедральный собор стал одним из объектов, которые посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

9 сентября 1998 года  были обретены покоившиеся в Софийском соборе мощи святителя Антония и 26 сентября крестным ходом перенесены в действующую вологодскую городскую церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе. С 4 декабря 2016 года мощи святителя Антония пребывают в Воскресенском кафедральном соборе, возвращённом Церкви.

В 2014–2015 гг. творческим коллективом на базе Вологодского государственного музея-заповедника создан интернет-ресурс «Вологодский Софийский собор: виртуальная экспозиция», беспрецедентно полно и зримо представивший художественное и историческое наследие собора.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 и в соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года №176 собор стал объектом культурного наследия федерального значения в составе ансамбля Вологодского кремля. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 2 июня 2015 года №477-р объект культурного наследия федерального значения «Софийский собор», XVI–XIX вв., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под отдельным регистрационным номером.

 

Источники и литература
Авторы фотографий:

А.А. Бобкова, И.Б. Воронин, А.Н. Кириловский, М.В. Климов, А.В. Суворов

Исторические фотографии:

В.В. Волков, А. Павлович, В.В. Сокирко