Краткая информация
- Адрес: ул. Ильюшина
- Номер в госреестре: 351711292200005
- Категория: региональное значение
- Вид ОКН: памятник
- Тип ОКН: монументы и памятные знаки
- Датировка: XX
- Материал: иное
- Состояние памятника: хорошее
- Собственность: муниципальная
- Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 15 июля 1985 г. № 328 "О постановке на государственную охрану местного значения мемориальных памятников истории и культуры в г. Вологде"
История создания
Открытие памятника состоялось 30 октября 1984 года. Оно было приурочено к 90-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора и к подготовке празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Памятник находится на открытом пространстве в сквере на пересечении улиц Ильюшина и Окружного шоссе. Он представляет собой установленный на постамент подлинный самолёт Ил-28У. Памятник символизирует момент отрыва самолёта от земли при взлёте. Приземистый постамент имеет вид наклонной железобетонной плиты, окрашенной в белый цвет. Самолёт опирается на два колеса основного шасси, выпущенных из нижних частей мотогондол двигателей, а выпущенная носовая стойка шасси, далеко выходящая за переднюю кромку постамента, приподнята в воздух. Устойчивость самолёта на постаменте обеспечивает металлическая стойка, соединяющая на месте заднего монажного люка нижнюю часть фюзеляжа с постаментом. На передней кромке постамента укреплены литые металлические доски с рельефными надписями: «Ил-28» и «С.В. Ильюшину от благодарных земляков. Установлен в честь 90-летия со дня рождения, в 1984 г.».
События и лица, связанные с объектом
Реактивный бомбардировщик Ил-28 установлен в память о выдающемся авиаконструкторе Сергее Владимировиче Ильюшине (1894–1977) – уроженце Вологодчины, трижды Герое Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), кавалере восьми орденов Ленина (1937, 1941, два – 1945, 1954, 1957, 1964, 1974), семикратном лауреате Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), лауреате Ленинской премии (1960) и Государственной премии СССР (1971), действительном члене АН СССР (1968), генерале-полковнике-инженере, докторе технических наук (1940), профессоре (1948), депутате Верховного Совета СССР I–VII созывов (1937–1970), почётном гражданине города Вологды (1964).
Ил-28 – первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, выпускавшийся серийно. Он был создан в опытном конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Его первый полёт состоялся в 1948 году, а в 1950 году он был принят на вооружение. Широко экспортировался в Китай, Польшу, Афганистан, Египет и другие страны. За несколько десятилетий эксплуатации авиаконструкторы создали более 15 модификаций Ил-28. Ил-28 производились также в Чехословакии и Китае (в КНР с 1966 года производилась нелицензионная копия – бомбардировщик Harbin Н-5). Следует отметить, что в СССР, Китае, а позднее и в Северной Корее модификация Ил-28А и аналогичная ей китайского производства Н-5А была носителем ядерного оружия и участвовала в ядерных испытаниях.
За создание Ил-28 С.В. Ильюшину и группе конструкторов руководимого им ОКБ-240 была присуждена Сталинская премия.
В Вологде установлен самолёт учебно-тренировочной модификации – Ил-28У. Учебно-тренировочный самолёт был создан на базе серийного осенью-зимой 1949 года, впервые поднялся в воздух 18 марта 1950 года. Самолёт Ил-28У внешне отличался от боевого отсутствием вооружения и иной компоновкой носовой части, в которой спереди вместо характерной кабины штурмана со сплошным остеклением с частыми переплётами дополнительно оборудована похожая на основную кабина лётчика-инструктора, тоже с каплевидным фонарём, оснащённая оборудованием, рассчитанным как на самостоятельное, так и на дублирующее управление самолётом, что обеспечивало контроль действий ученика. В СССР Ил-28 был снят с эксплуатации в начале 1960-х годов, когда ошибочно посчитали, что принятая на вооружение новая ракетная и ракетно-ядерная техника должна быстро вытеснить пилотируемую авиацию. В результате в ВВС значительно сократили части фронтовой бомбардировочной авиации, а в ВМС были полностью расформированы авиационные минно-торпедные соединения. Большинство Ил-28 ещё имели значительный остаток ресурса и даже были новыми, но оказались в течение самого непродолжительного времени уничтожены. А учебно-тренировочные Ил-28У продолжали эксплуатироваться в лётных училищах до 1980-х годов, на них проходили обучение многие лётчики-бомбардировщики. До аэродрома Федотово в Вологодском районе Ил-28У долетел от места постоянного базирования своим ходом, а затем был доставлен на место установки автотранспортом.
В 1987 году Июльский переулок, на котором в месте выхода к Окружному шоссе установлен памятник, переименовали в улицу Ильюшина.
На открытии монумента первый секретарь горкома ВЛКСМ Ю.Ю. Копейкин провозгласил, что решением бюро Вологодского горкома ВЛКСМ памятник-самолёт Ил-28 объявлен комсомольско-пионерским постом. В дни всенародных праздников здесь в почётном карауле стояли лучшие комсомольцы и пионеры Вологды.
Перестройки, утраты, реставрационные работы
В 1990-е годы памятник подвергся воздействию вандалов; в ходе поддерживающих ремонтов изначальный облик самолёта-памятника был искажён. Оказался оборван трос антенны связной радиостанции РСБ-5, который был натянут от мачты за обтекателем фонаря лётчика до вершины киля; разбито всё остёкление фонарей кабин лётчика и лётчика-инструктора, стрелка-радиста; утрачены откидные щитки и створки отсеков, в которые убирались шасси; фары и другое оборудование. Утраченные прозрачные элементы из стекла и плексигласа и алюминиевые створки и щитки шасси были заменены заглушками из стального листа, окрашенными одинаково с фюзеляжем.
Присущая самолёту заводская окраска (покрытие наружных поверхностей пентафталевым лаком с добавлением алюминиевой пудры, окраска серой эмалью стоек и ниш шасси, окраска дисков колёс в тёмно-зелёный цвет) при ремонтах памятника не воспроизводилась. Бортовой номер 55 (синий) на носовой части фюзеляжа не воспроизводился. При ремонтах неизменно наносились на обозреваемых с уровня земли поверхностях лишь опознавательные знаки самолётов Военно-Воздушных Сил СССР – красные пятиконечные звёзды на нижней поверхности крыла и на киле с обеих сторон (на верхней поверхности крыльев при ремонтах звёзды не наносились). Звёзды воспроизводятся упрощённо, без двуцветной окантовки, одной красной краской, что не соответствует требованиям Положения об опознавательных знаках самолётов Военно-Воздушных Сил от 1955 года, согласно которому для Ил-28 размер звёзд на крыле должен равняться 1800 мм, ширина белой окантовки – 50 мм, красной – 15 мм, а на киле – 1500 мм (белая окантовка – 40 мм, красная – 15 мм). Самолёт неоднократно полностью (иногда вместе с резиновыми шинами шасси) окрашивался эмалью в светло-серый цвет.
В 2022 году инициативная группа вологжан организовала очистку самолёта-памятника от пыли и биологических загрязнений с помощью специальной моющей пены и щёток.
В 2024 году выполнена окраска самолёта, ведётся благоустройство прилегающей территории.
Источники и литература
Асташенков П.Т. Конструктор легендарных Илов. М., 1970.
Вологодские зори. М., 1987. С. 472–473.
Из истории советской авиации : Самолёты ОКБ имени С.В. Ильюшина / Под ред. Г.В. Новожилова. М., 1990. 384 с.: ил.
Непряхин П. Встал на стоянку самолёт... // Красный Север. 1984. 31 октября. С. 4.
Положение об опознавательных знаках самолётов Военно-Воздушных Сил / Министерство обороны Союза ССР. Москва : Воениздат, 1955. 37 с.
Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. 2-е изд. М., 1980. С. 82–99.
Пономарёв А.Н. Конструктор С.В. Ильюшин. М., 1988.
Самолёт Ил-28 // Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 422.
Стубарев А.Д. Конструктор легендарных «Илов» // Дорогие сердцу места. Архангельск, 1979. С. 112–116.
Учёный и конструктор С.В. Ильюшин. М., 1978.
Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР 1938–1950 гг. 3-е изд., исправл. М., 1994.
Якубович Н.В. Самолёты Ильюшина. Лучшие из лучших. М., 2009.
Авторы фотографий:
Н.Н. Падалкина, Ю.А. Судакова
Документы
- Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 15 июля 1985 г. № 328 "О постановке на государственную охрану местного значения мемориальных памятников истории и культуры в г. Вологде"
- Приказ № 134889-р от 13.12.2017 г. Министерства культуры РФ о регистрации ОКН