Композиция памятника, 2009 год Общий вид памятника, 2010 год Центральная скульптурная группа памятника, 2010 год Статуя К.Н. Батюшкова, 2010 год Статуя Афины, 2010-е годы Композиция памятников, 2010 год Статуя русской девушки со свирелью, 2016 год Статуя К.Н. Батюшкова Общий вид памятника Батюшков К.Н. Автопортрет на коне в письме Н.И. Гнедичу. 1807 г. Иллюстрация из книги: Рисунки русских писателей XVII–XX века [сост. Р.Дуганов]. М., 1988. С. 71. Батюшков К.Н. Конь. Акварель.1820-е гг. Иллюстрация из книги: Рисунки русских писателей XVII–XX века [сост. Р.Дуганов]. М., 1988. С. 81.

Краткая информация

  • Адрес: ул. С. Орлова (Кремлевская пл.)
  • Номер в госреестре: 351711305220005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: монументы и памятные знаки, памятник истории
  • Датировка: XX
  • Материал: иное
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: муниципальная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 06 апреля 1988 г. № 146 "О принятии на государственную охрану памятников истории г. Вологды"

История создания

Мысль о создании в Вологде памятника К.Н. Батюшкову возникала у вологжан не раз. Впервые она обсуждалась в 1880-­е годы в связи с подготовкой к столетию поэта. Предводитель дворянства губернии Д.В. Волоцкой предлагал организовать сбор средств на памятник по всей России, а памятник поставить в Александровском сквере в Вологде (ныне – Комсомольский сквер на площади Революции). Вот выдержка из его речи перед Вологодским губернским земским собранием, произнесённой в феврале 1888 года:

«Нам близки и памятны должны быть те люди, которые своим творениями способствовали развитию в обществе лучших сил ума, благороднейших стремлений человеческого сердца и указывали лучшие идеалы жизни. Памятники таким прославленным людям Родины, вместе с памятниками славы народной, возбуждая высокие чувства патриотизма, служат выражением народного самосознания и вместе с тем указывают на связь прошедшего с настоящим, отживших поколений с грядущими. Эта связь, бесспорно существующая в жизни всех народов (на что указывает нам наша история) и служит залогом совершенствования человеческих обществ на пути прогресса. Честь и слава страны требуют от потомства признательности и уважения к заслугам своих знаменитых сограждан. Мне кажется, что и от нас долг требует позаботиться о сооружении подобного памятника родному нашему поэту К.Н. Батюшкову. Такой памятник, поставленный в видном месте нашего города, будет постоянно напоминать каждому вологжанину, что и среди нас были достойные люди, заслуги которых ценит признательное потомство, а эта мысль способна незаметным образом укрепить в человек сознание своих гражданских обязанностей и вызвать стремление к полезному честному труду на благо своей родины.
Мне вспоминаются слова одного поэта, сказанные при открытии памятника Пушкину в Москве:

Только те народы процветают
И дела великие творят, 
Где деянья предков уважают
И судом потомков дорожат.»

Однако решено было установить мемориальную доску на доме, где жил и умер поэт и учредить стипендию его имени для учеников вологодской гимназии.

Во второй раз, уже в 1961 году, при подготовке к празднованию 175­-летия со дня рождения К.Н. Батюшкова, члены вологодской писательской организации и ряд деятелей культуры Вологды выступили в областной газете «Красный Север» с предложением объявить конкурс проектов памятника поэту, который по их мысли мог быть размещён в сквере у стен Вологодского кремля напротив дома, где Батюшков провёл последние годы. Череповецким скульптором А.В. Щепёлкиным был инициативно предложен эскизный проект памятника: поэт был представлен сидящим с раскрытой книгой. Предложение не получило поддержки.

В 1980 году московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков (1939–2006) и архитектор Вячеслав Иванович Снегирёв (1940–2016) разработали новый проект монумента, принятый художественным советом при Министерстве культуры РСФСР и вскоре реализованный. Памятник был торжественно открыт 28 мая 1987 года. Открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения поэта и празднованию Дней славянской письменности и культуры, получивших официальный статус лишь в 1985 году. За эту скульптурную композицию В.М. Клыков в 1988 году удостоен Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Памятник поэту Константину Николаевичу Батюшкову находится на берегу реки Вологды между Соборной горкой и храмом Александра Невского, замыкая панораму Кремлёвской площади. С площадки памятника хорошо видны мемориальный дом К.Н. Батюшкова и улица, названная в 1925 году именем поэта. Скульптурная композиция состоит из четырёх бронзовых фигур, помещённых на три раздельных постамента из полированного розового гранита, объединённых невысоким литым чугунным ограждением на гранитном цоколе. В её центре – трёхметровая фигура поэта, держащего в поводу осёдланного коня, напоминает нам о годах военной службы Батюшкова, его расставаниях и встречах с малой родиной. По сторонам вымощенной прямоугольной площадки – две скульптуры: муза поэзии, воплощённая в образе русской девушки со свирелью, и богиня войны Афина Паллада. Это одновременно символы двух ипостасей Батюшкова – поэта и воина – и символы двух источников его вдохновения: классической древности и русской словесности. У подножия памятника – слова посвящения: «Батюшкову благодарные потомки».

Перестройки, утраты, реставрационные работы

У памятника в результате воздействия вандалов в 1990-е годы оказались утрачены некоторые детали скульптур: стремена и поводья у коня, копьё у фигуры Афины Паллады, часть свирели у фигуры девушки в русском костюме. Взамен утраченной фигурной бронзовой таблички с посвящением установлена утилитарная прямоугольная из чёрного гранита с гравированным искажённым текстом.

События и лица, связанные с объектом

Батюшков Константин Николаевич (1787–1855) – знаменитый поэт, прозаик, литературный и художественный критик, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почётный член «Вольного общества любителей российской словесности». Родился, долгое время жил и похоронен в Вологде. С биографией поэта и увековечением памяти о нём связан ещё ряд объектов культурного наследия в Вологде:

На открытии памятника почётное право снять покров с изваяния было предоставлено потомкам рода Батюшковых, а также писателю Василию Ивановичу Белову (1932–2012), первому секретарю областного комитета КПСС В.А. Купцову и председателю горисполкома А.Н. Плеханову. Открытие памятника было приурочено к 200­-летию со дня рождения поэта и празднованию Дней славянской письменности и культуры.

О Константине Николаевиче Батюшкове:

«Он обладал поэтическим воображением; ещё более поэзии было в его душе. Он был энтузиаст всего прекрасного. Все добродетели казались ему достижимыми. Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность – отличительными чертами его характера».

Е.Г. Пушкина

Батюшков «был необыкновенно скромен, молчалив <…>; в нём было что­-то робкое, хотя известно, что он не был таков в огне сражения. Говоря немного, он всегда говорил умно и точно <…>. Батюшков был ума тонкого и образованного как основательным учением, так и обширным чтением».

 М.А. Дмитриев

По дарованиям достоин славы он,

По сердцу счастия достоин.

В.А. Жуковский.

«Батюшков <…> сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для италианского».

«Что за чудотворец этот Батюшков».

А.С. Пушкин

«Стих его часто не только слышим уху, но видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки».

В.Г. Белинский

– Ни у кого – этих звуков изгибы…

– И никогда – этот говор валов!..

Наше мученье и наше богатство,

Косноязычный, с собой он принёс –

Шум стихотворства и колокол братства

И гармонический проливень слёз.

О.Э. Мандельштам

«Батюшков колоссально недооценён: ни в своё время, ни нынче».

И.А. Бродский

Вологжане о памятнике

Экскурсовод Александр Иринеевич Сазонов:

«Радует, когда у нас появляются памятники, связанные по содержанию с городом, с местом, где они устанавливаются, с определённой эпохой. За одно это надо быть благодарными скульптору Клыкову и советскому государству, которое нашло деньги на установку такого дорогого монумента. В прессе в то время спорили относительно этичности соседства коня с соборами. Но Вячеслав Клыков был категоричен в выборе места: или там, или нигде.

Я был на открытии памятника Батюшкову. Как раз закончил работу на оптико-механическом заводе и успел к тому моменту, когда спускали покрывало. Народу было много.

Не устаю удивляться отношению иных вологжан к памятнику. На открытии похлопали, а потом стали присматриваться к скульптурам из соображений: что бы оторвать и где бы поближе и подороже сбыть?

Стремена у коня я сам держал в руках, когда ещё работал на оптико-механическом заводе. Нам принесли их с просьбой подварить. Когда веду экскурсию, обычно обращаюсь к туристам, мол, видите или не видите результаты подварки.

Потом вандалы переключились на богиню Афину. Левой рукой она опирается на щит, а в правой у неё должно быть копьё. Копьё сначала обрезали до посоха, потом посох "урезонили" до размеров фломастера. То же самое сделали со свирелью крестьянки. И последний штрих – обрезали коню поводья. В левой руке Батюшкова остался только конец повода. Но в этом году Администрация Вологды обещала всё восстановить.

Жители города, к сожалению, чаще ассоциируют памятник не с поэтом, а с его конём. Так и говорят: "Встретимся у коня". У туристов свои ассоциации. Однажды журналист Евгений Стариков отыскал в интернете отзыв женщины, которая написала в своём блоге, какой хороший в Вологде памятник поставили Александру Пушкину: ни с няней, ни с супругой, а с конём. Это было ещё до того, как на монументе восстановили табличку.

Некоторые туристы подмечают интересные детали. Один специалист по военной истории обратил внимание на то, что фрак на Батюшкове гражданский, а сапоги военные. И это не совсем соотносится с идеей "остановившегося мгновения", когда поэт только вернулся с Наполеоновских войн.

Есть вопросы и к фигуре крестьянки, которая неправильно держит свирель. Если посмотреть на любой симфонический оркестр, то музыканты её держат справа. Но в случае с памятником, думаю, всё сделано так для уравновешивания композиции, чтобы свирель была обращена к центру, а не в сторону. Кстати, когда проводил экскурсию французской группе, переводчик никак не мог перевести слово "крестьянка", я тогда вспомнил из Пушкина – "пейзане"».

Махлина А., Легчанова Е. Неправильно вы, девушка, свирель держите: в день юбилея Батюшкова о памятнике поэту в Вологде рассуждают экскурсовод Александр Сазонов и филолог Сергей Баранов // Культура в Вологодской области [сайт]. 29 мая 2022 г.

 

Литературовед Сергей Юрьевич Баранов:

«О необходимости постановки памятника Батюшкову начали говорить давно, примерно с последней четверти XIX века, поскольку Константин Николаевич – видная фигура в культуре Вологды и Вологодской губернии. Разговоры велись, но до реализации прекрасного намерения дело не дошло. Наступил ХХ век –  революция, Гражданская война, Великая Отечественная…  Вопрос о памятнике был снят с повестки дня. 

В конце ХХ века, в преддверии 200-летия со дня рождения поэта, идея увековечения его памяти вновь обрела значимость. Было понятно: если не поставить памятник к этой дате, то, может быть, он вообще никогда не появится.

Выдвигались разные проекты, они широко обсуждались в местной печати. В результате утвердили проект скульптора Вячеслава Клыкова. И к празднованию 200-летия поэта памятник был готов и установлен. 

В том году проводилась масштабная научная конференция, посвящённая творчеству Батюшкова, в библиотеках области устраивались выставки его книг, в областном театре шёл спектакль о Батюшкове по пьесе В. Аринина и В. Кошелева "Мой гений". А открытие памятника стало кульминацией праздника. В тот день погода не очень благоприятствовала событию: накрапывал дождик, было холодновато. Тем не менее на Кремлёвской площади собрались сотни вологжан. Произносились торжественные речи (от Вологодского педагогического института выступал Гурий Васильевич Судаков), а потом сняли белое покрывало, раздались аплодисменты, и памятник начал существование в нашем городском культурном пространстве.

Место установки выбрали не случайно. Батюшков сюда, на Соборную горку, приходил. С Вологдой, как известно, связан не самый лучший период его жизни. С начала 1820-х годов он страдал душевным недугом. На людей, которые видели его в таком состоянии, он производил удручающее впечатление (известное стихотворение Пушкина "Не дай мне бог сойти с ума" написано после посещения Батюшкова в московской лечебнице). В Вологде больной Константин Николаевич с середины 1830-х годов жил в доме Соковикова (сейчас – Советский проспект, 20), а затем, с середины 1840-х годов, в квартире своего племянника Гревенса, в здании, где сейчас располагается Вологодский педагогический колледж. В вологодский период жизни припадков буйства, как в начале болезни, уже не случалось, поэт вёл себя тихо, его приглашали к обеду, он ходил на прогулки, рисовал. Говорят, что ещё в начале ХХ столетия в Вологде встречались старожилы, которые помнили Батюшкова, выходившего на берег и сидевшего на скамеечке над рекой. 

В нашей литературе и культуре начала XIX века Батюшков сыграл заметную и немаловажную роль. Обычно эту роль сводят к тому, что он – предшественник Пушкина, так считал и сам Пушкин. Но фигура Батюшкова имеет и большое самостоятельное значение. Своей поэзией он вводил читателей в европейское культурное пространство. Батюшков был пламенным патриотом ("Кто не любит своё отечество, тот варвар"), но считал, что русская культура должна взаимодействовать с западной и осваивать всё лучшее, созданное культурами Франции, Италии, Германии. Это убеждение воплотилось в его стихах. Как отмечал Пушкин, переведённые Батюшковым стихи западных авторов в литературном отношении порой даже лучше, чем оригиналы.

Батюшков оказал колоссальное влияние на формирование русского литературного языка. Русская культура начала XIX века была двуязычной. Русские дворяне пользовались и русским, и французским языками, разделяя сферы их применения. Французский считался языком культуры, и если нужно было говорить про живопись, музыку, литературу, философию, политику, любовь, то использовали именно его – в русском на тот момент ещё не было достаточно широко разработанного арсенала соответствующих языковых средств. Вспомним хотя бы начало романа Л.Н. Толстого "Война и мир", где эта особенность речевого поведения наглядно отображена.

Поэты занимались обработкой русского языка, созданием такой литературной формы его, которая могла бы употребляться для разных ситуаций и успешно конкурировать с французским языком. Батюшков как поэт способствовал развитию выразительности русского литерного языка, его возможности передавать тончайшие оттенки смысла, нюансы психологических состояний и переживаний. В этом смысле значимость батюшковской поэзии трудно переоценить. Он – общероссийская литературная величина, а для культуры Вологодского края – одна из крупнейших фигур. Почему его творчество и изучают в школе – пусть не очень подробно, но изучают. Почему и памятник в Вологде ему поставлен. 

Батюшков – фигура важная, о которой нужно помнить и нужно говорить. И школьников нужно приводить в те места, которые с ним, с его жизнью связаны. Это и будет способствовать воспитанию культурного патриотизма. В Вологде и Вологодской области такие места существуют. Музей Батюшкова, к сожалению, уже прекратил своё существование – но есть небольшая экспозиция, посвящённая поэту, в музее "Мир забытых вещей". Сохранились два дома в Вологде, где жил поэт. Музей-усадьба Батюшковых находится в Устюженском районе. В стенах Спасо-Прилуцкого монастыря на окраине Вологды погребён прах поэта. Ну, и, конечно, сам памятник на Соборной горке – одна из важнейших достопримечательностей.

Отношение к памятнику было и есть разное. Но, невзирая ни на что, он – достопримечательность Вологды, мы с ним свыклись и относимся к нему как к части нашей культуры, нашей жизни. 

Да, бронзовый Батюшков и его бронзовое окружение выглядят своеобразно. Бытует даже мнение, что на Соборной горке – памятник не столько поэту, сколько воину, который участвовал в Наполеоновских войнах, зарубежных походах и вступал в Париж вместе с русскими войсками в 1814 году. Пресловутый конь в скульптурной композиции, отнюдь не похожий на Пегаса, соответствует именно этому представлению. Однако в памятнике должен быть увековечен Батюшков-воин или Батюшков-поэт? Который из них в большей мере значим для нашей культуры?  

Некоторое сомнение может вызывать фигура Афины Паллады – богини-воительницы и богини мудрости. Почему именно она? Да, у Батюшкова есть в поэзии греческие мифологические образы и мотивы, но они преимущественно иного плана – амуры, вакханки, грации, пенаты, венки из роз, свирели и прочее. Может быть, не совсем адекватна поэтическому миру Батюшкова и девушка в русском национальном костюме. Это образ не из его стихов.

И всё-таки, несмотря на все эти "странности", хорошо, что памятник поэту в Вологде есть. Без него, наверное, и наш город был бы не совсем таким, каким он нам дорог».

Махлина А., Легчанова Е. Неправильно вы, девушка, свирель держите: в день юбилея Батюшкова о памятнике поэту в Вологде рассуждают экскурсовод Александр Сазонов и филолог Сергей Баранов // Культура в Вологодской области [сайт]. 29 мая 2022 г. 

 

Источники и литература

 

Авторы фотографий:

М.В. Климов, Н.Н. Падалкина, Ю.А. Судакова