Фото начала ХХ века Фото начала ХХ века Иконостас Никольской церкви до его разрушения, 1930-е годы (ВГИАХМЗ ВОКМ 29739-1) Фото середины ХХ века Вид с юга, 1948 год Общий вид, 1960-е годы Общий вид, 1977 год Колокольня, 1977 год Колокольня, 1977 год Декор четверика храма, 1977 год Апсиды храма, 1977 год Апсиды алтаря, 1977 год Апсиды, 1977 год Фрагмент апсиды подклетного этажа, 1977 год Вид с северо-запада, 1977 год Своды подклета четверика храма, 1977 год Интерьер подклетного этажа, 1977 год Своды подклетного этажа, 1977 год Интерьер храма, 1977 год Интерьер. Своды подклетного этажа, 1977 год Своды подклетного этажа, 1977 год Интерьер алтаря, 1977 год Дверь подклетного этажа, 1977 год Переход из колокольни в трапезную, 1977 год Переход из колокольни в трапезную, 1977 год Интерьер второго этажа, 1977 год Интерьер трапезной, 1977 год Своды алтаря, 1977 год Окно храма, 1977 год Своды алтаря, 1977 год Декор алтаря, интерьер, 1977 год Декор алтаря, интерьер, 1977 год Декор алтаря, интерьер, 1977 год Декор храма, 1977 год Лепнина алтаря, 1977 год Интерьер, капитель трапезной, 1977 год Окно перехода от колокольни к трапезной и крыша пристройки, 1977 год Входной портал под колокольней, 1977 год Вид с Красного пешеходного моста, с юго-запада, 2010-е годы Северо-западный фасад, 2016 год Общий вид с юго-запада Вид с улицы Гоголя, с северо-востока Колокольня Никольской церкви, вид с юго-запада Фрагмент северо-западного фасада Фрагмент северо-западного фасада Декор северо-западного фасада Декор северо-западного фасада Паперть Никольской церкви, с юго-запада

Краткая информация

  • Адрес: ул. Гоголя, д. 108
  • Номер в госреестре: 351610545690006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Никольская церковь во Владычной слободе принадлежит к числу старейших из сохранившихся приходских каменных церквей Вологды. В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) церковь датирована 1669 годом. Эта дата приводится историком-краеведом Н.И. Суворовым, однако исследователь не уточняет, к чему она относится: к прошению прихожан построить новую церковь или к её освящению. В окладной книге Вологодского архиерейского дома 1691 года сказано, что храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети возведён «посадскими людьми» в 1669 году. Возможно, что к этому времени относится не постройка, а подача прошения прихожан о возведении новой церкви. Более точными представляются даты строительства и освящения храма, приведённые в рапорте Стефана Иоаннова, – 1671 и 1688 годы: «Церковь каменная Живоначальной Троицы с приделом святаго Прокопия Устюжского, а внизу тёплая Николая Чудотворца с приделом святаго архидиакона Стефана, зачата строить наместо деревянной в 7179, а окончена и освящена в 7196 году» (ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 121об.).

Архитектурные особенности (описание) объекта

Каменный Никольский храм построен двухъярусным. Куб двустолпного холодного храма по традиции был завершён на каждом фасаде тремя кокошниками и увенчан пятиглавием. Крупные луковичные главы помещены на барабаны, декорированные аркатурным поясом. В эпоху расцвета стиля, называемого «московским узорочьем», украшение Владыченского храма выглядит скромным и подчеркнуто традиционным. Стены нижнего тёплого храма, две апсиды которого далеко выступают на восток, почти не имеют декора. Плоскости стен по вертикали разделяют лопатки с нишками, имеющие в верхней части храма вид пучков из трёх полуколонок. Окна и входы обрамлены наличниками и порталами нескольких рисунков. Традиционалистский внешний вид храма не отражает интересную новаторскую особенность конструкции интерьера – опору сводов и барабанов глав на два столпа. Образцом композиционно-пространственного решения Никольского храма во многом служил Софийский собор.

Упомянутая выше опора сводов и барабанов глав храма на два мощных столпа – сравнительно редкая конструктивная особенность. В подклете столпы поддерживают простые коробовые своды, а в основном помещении храма они служат опорой для сложной системы перекрытий. С каждого столпа на западную и восточную стены перекинуты по две большие арки, на боковые – по одной меньшего пролета. Они несут три продольно направленных коробовых свода, прорезанных пятью барабанами на парусах, которые опираются не только на своды, но и на угловые части стен.

Искусствовед Г.К. Лукомский оставил в 1914 году такое описание интерьера храма: «Внутренность церкви св. Николая представляет собой интерес барочною отделкою. Здесь своды арки покрыты лепкою хорошей работы. Иконостас, едва ли не лучший в Вологде, в этом же стиле – но не совсем барокко, а переходный к стилю эпохи Людовика XVI. Здесь можно наблюдать очаровательный общий приём барочных иконостасов с поставленными на пьедестал иконостаса фигурами ангелов, держащих в руках рипиды. Царские врата – вполне барочного характера – заключают богатую композицию из построек, составляющих самые створки и фигуры у подножия их. Прелестные колонны, каннелированные в верхней части, и гирлянды, подвешенные к низу этой каннелированной части, типичные для стиля Людовика XVI карнизы – но несколько более барочные обрамления икон и снова фигуры, молящихся перед Распятием, ангелов (на втором ярусе) и такие же вверху иконостаса – всё это составляет очаровательную и единственную в своем роде обработку. На столбах церкви также богатая орнаментальная лепка, а затем иконы и киоты, обработанные богато разными атрибутами, среди которых помещены фигуры ангелов-херувимов». Примерно в то же время, когда вышла в свет книга Лукомского, иконостас церкви был описан в «Известиях Императорской археологической комиссии»: «Главный иконостас пятиярусный, с резьбой, колоннами и пилястрами, один из лучших в Вологде; местами позолочен. На вызолоченных Царских вратах вырезаны изображения Рождества Христова и поклонения волхвов. Иконостас малого придела древний, одноярусный, с колоннами и пилястрами». Современники отмечали, что значительное влияние на стиль оформления оказали епископы Серапион Латушевич, Иосиф II Золотой и Ириней Братанович. Они привнесли элементы, характерные для оформления католических костёлов, что придало отделке храма неповторимый вид.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В XVIII веке были перестроены алтарь, трапезная и высокая ярусная колокольня. Среди колоколен этого типа, строившихся в Вологде, владыченская отличается стройностью силуэта и богатством декора. В 1793 году внутреннее убранство церкви было обновлено в духе модного тогда барокко. К сожалению, до сегодняшнего дня сохранились лишь немногие элементы внутреннего убранства, представленные барочными лепными украшениями на сводах алтаря, некоторых участках стен и сводов храма, в рассветах окон.

В XX веке, после закрытия храма, здание было лишено глав, частично перепланировано, разделено на этажи и получило пристройки, было почти полностью утрачено оформление интерьеров.

В 1987 году в Вологодской специализированной научно-реставрационной проектной мастерской под руководством архитектора Р.Д. Каменщикова подготовлен проект реставрации, которая началась в 1988 году. Здесь впервые в истории Вологды проявили активность добровольные помощники реставраторов. Восстановлены барабаны и купола, обрамления окон, кровля, отреставрированы участки кладки фасадов. С начала 1990-х годов созданная при церкви община верующих начала сбор средств на завершение восстановления храма.

События и лица, связанные с объектом

Владычная (Никольская) слобода, где была построена Никольская церковь, – селение близ Вологды на левом берегу одноимённой реки, со временем ставшее частью города. В документах слобода упоминается с XVII века, но появилась она значительно раньше. Название «Владычная» получила оттого, что до 1649 года принадлежала Вологодскому архиерейскому дому (владыке). Существует мнение, что право собственности на слободу архиерейский дом потерял ещё в начале XVII века. Краевед Н.В. Фалин высказал предположение, что вологодские архиереи, издавна имевшие владения около Вологды, получили это селение взамен переданных городу земель в Нижнем посаде. Второе название – «Никольская» – слобода получила по приходской церкви Николая Чудотворца.

Во время Вологодского разорения 1612 года слобода была сожжена, многих её жителей убили. В челобитной архиепископу Сильвестру жители слободы писали, что «достальные хрестьянишка ушли на Тотьму душею и телом», где «воры и литовские люди» их «и достоль разорили и пограбили», после чего они опять вернулись к своим пепелищам: «приволоклися к Вологде, а пристали в городе по чужим подворьишкам на время». Тогда же, скорее всего, пострадали и слободские церкви, однако к середине XVII века они уже были отстроены. В переписной книге Вологды 1646 года храмы Владычной Никольской слободы описаны так: «церковь архидьякона Стефана да Прокопия, Устюжского чудотворца, древяна вверх шатровая о дву верхах, другая церковь Николы Чудотворца древяна клетцки». В 1649 году указом царя Алексея Михайловича решено было «Софейскую старинную домовую вотчину на Вологде, Никольскую слободу и с зацерковными слободками, со крестьяны и с бобыли взять за себя, Государя, в посад».

Среди прихожан церкви Николы во Владычной слободе был Иван Слободской, известный исторической науке как автор «Вологодского летописца», важного письменного источника по истории древней Вологды, созданного в начале XVIII века и включившего в себя события местной истории с 1341 по 1676 годы. Именно в «Вологодском летописце» Иваном Слободским было впервые упомянуто народное предание, которое позднее легло в основу известной «исторической песни» о том, как во время посещения Иваном Грозным вологодского Софийского собора «из свода туповатова упадала плинфа красная, попадала ему в голову, во головушку во буйную, в мудру голову во царскую».

В Никольской церкви в начале ХХ века было шесть престолов: в честь Живоначальной Троицы (главный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Прокопия Устюжского, Тихвинской иконы Божией Матери – в верхнем храме; святого апостола первомученика архидиакона Стефана и Николая Чудотворца – в нижнем тёплом храме.

После закрытия храма весной 1930 года в здании первоначально организовали пересыльную тюрьму для раскулаченных крестьян, высланных из средней и южной частей СССР, затем здесь располагались завод игрушек и мастерские артели «Утилизатор», позже – общежитие, фабрика валяной обуви.

На рубеже 1980-х–1990-х годов выполнена комплексная архитектурная реставрация с целью воссоздания приходского храма, ставшая первым примером такого рода работ в Вологде. В 1996 году в храме были возобновлены богослужения. С июня 1997 года храм действует ежедневно.

С сентября 1998 года по декабрь 2016 года здесь пребывали мощи святителя Антония, архиепископа Вологодского и Пермского, перенесённые затем в Воскресенский кафедральный собор при его новом освящении. Епископ Антоний управлял епархией в 1585–1587 годах, именно при нём состоялось освящение 1 октября 1587 года престола придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Софийском соборе. При нём же внутри собора была устроена усыпальница Вологодско-Пермских архиереев. Умер епископ Антоний в 1587 году.

 

Источники и литература
  • Анишина А.П. Антоний // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II.
  • Белоярская И.К. Архитектура храма Святителя и Чудотворца Николая во Владычной слободе города Вологды // Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: материалы и исследования. М., 2007.
  • Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.
  • Верюжский И. Святой Антоний, епископ Вологодский и Великопермский, вологодский чудотворец. Вологда, 1879.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 302–303.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: человек в истории города / [Аникина А.А., Балакшин Р.А., Баранов С.А. и др.; главный редактор Ю.К. Некрасов] Вологда: Древности Севера, 2007. С. 30–31.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. 2-е изд. Вологда, 2006. С. 31. 
  • Известия Императорской археологической комиссии (ИИАК). Петроград, 1915. Вып. 59. С. 134. 
  • История православных храмов и монастырей Вологды / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда: Древности Севера, 2022). С. 82–85. 
  • Кукушкин И.П. Археологические исследования в Вологодском кремле в 1997–2000 годах // Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 4. С. 5–14. 
  • Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914. С. 126–127. 
  • Малинин А. Святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский, скончавшийся 26 октября 1588 года // Вологодские епархиальные ведомости. 1888. № 23. С. 465–472. 
  • Малинина Н.Н. К биографии вологодского летописца Ивана Слободского // Послужить Северу…: ист.-худож. и краевед. сб. Вологда, 1995. С.79–84.
  • Муромцев И. Сказание о преосвященном Антонии, епископе Вологодском и Великопермском [выдержки из жития] // Вологодские губернские ведомости. 1853. Часть неофициальная. № 15. С. 119–120. 
  • Паспорт объекта истории и культуры: паспорт памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
  • Переписная книга Вологды 1646 г. // Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII века: в 2 т. / подг. И.В. Пугач, М.С. Черкасова. М., 2008. Т. 1. С. 72.
  • Рапорт протопопа церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Стефана Иоаннова от 1 сентября 1760 г. // Вологодский государственный музей-заповедник. Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 121об.
  • Сазонов А.И. Вологда. Каменная летопись. 4-з изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2020.
  • Сальников А. Святые тоже переживали трудные времена: мощи святителя Антония вернулись в Церковь // Красный Север (Зеркало). 1998. 17 сентября.
  • Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 280–281. 
  • Суворов Н. Вологда в начале XVIII столетия. (Топографический и статистический очерк) // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1861 год. Вологда, 1861. С. 33.
  • Фалин Н.В. Топографическое описание города Вологды в XVII веке [Электронный ресурс] // Вологодская областная универсальная научная библиотека.
  • Фехнер М.В. Вологда. М., 1958. С. 120.
  • Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
  • Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв. : исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 438.
  • Чудо во Владычной слободе // Русский Север. 1997. 10 января. С. 4.
  • Эрнст С. Церковь святого Николы во Владычной слободе (во Фрязинове) // Временник. Вологда, 1916.
Авторы фотографий:

Т.В. Кузьмина, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

Н. Ленский, Ю.Н. Бусурин

Документы