Надвратная Воздвиженская церковь и Безымянный корпус, с юго-востока, 1890-е годы. Фото из книги: Непеин С.А. Путеводитель по Вологодскому епархиальному древнехранилищу. Вологда, 1900. Западный притвор Софийского собора, колокольня и святые врата, с запада, 1900-е годы Святые врата, вид снаружи, с северо-запада, 1902 год Епархиальное древлехранилище в помещении упразднённой Воздвиженской церкви, 1890-е годы. Фото из книги: Непеин С.А. Путеводитель по Вологодскому епархиальному древнехранилищу. Вологда, 1900. Епархиальное древлехранилище в помещении упразднённой Воздвиженской церкви, 1900-е годы Надвратная Воздвиженская церковь, с юга, 1920-е годы Надвратная Воздвиженская церковь и Безымянный корпус, с юга, 1930-е годы Надвратная церковь, 1945 год (ВГИАХМЗ, НВ 5189-35) Надвратная Воздвиженская церковь и Безымянный корпус, с юга, 1968 год Общий вид с юго-востока, 1967 год Вид с юга, 1976 год Западный фасад, 1981 год Вид с юго-востока, 1981 год Вид с северо-востока, 1981 год Вид с северо-востока, 1981 год Завершение церкви, вид с колокольни, 1981 год Вид на четверик церкви с юго-востока, 1981 год Галерея-переход между Симоновским корпусом (слева) и Надвратной Воздвиженской церковью (справа), восточный фасад, 1981 год Святые врата, вид снаружи, с северо-запада, 1981 год Северный фасад, окна второго этажа, с северо-запада, 1981 год Вид с колокольни, 2011 год Вид из главного двора Архиерейского двора, с юга, 2011 год Южный фасад и вход в Консисторский двор, с юго-востока, 2014 год Южный фасад и вход в Консисторский двор, Безымянный корпус, с юго-востока,, 2014 год Вид с внешней стороны кремля, северный фасад, с северо-востока, 2014 год Декор северного фасада, 2014 год Северный фасад, с северо-запада, 2014 год Вид из Консисторского двора, с юго-запада Вид из главного двора Архиерейского двора, с юго-востока Вид из Консисторского двора, с юго-запада

Краткая информация

  • Адрес: ул. Сергея Орлова, д. 15
  • Номер в госреестре: 351410256060036
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Святые врата Архиерейского двора, как и его ограда, первоначально, во второй половине XVI века, были деревянными и располагались посредине обращённой к Софийскому собору северной стены двора. В 1653 году при архиепископе Маркелле над нами возвели деревянный же «брусяной» холодный домовой храм вологодских архиереев. Престол храма освятили во имя трёх Пермских святителей – Герасима, Питирима и Ионы, общецерковное прославление которых было установлено в 1607 году. Ворота под храмом стали называться Трёхсвятительскими. При постройке существующих каменных стен Архиерейского двора в 1671–1675 годах Святые врата выстроили из кирпича. Завершение ворот, как и у прежде существовавшей деревянной церкви, согласно описаниям, получило вид трёх шатров с главками.

В 1687–1691 годах при архиепископе Вологодском и Белозерском Гаврииле (Кичигине) шатровое завершение Святых врат было заменено существующей одноглавой каменной церковью, освящённой им же 26 мая 1692 года в честь Воздвижения Креста Господня. 

Архитектурные особенности (описание) объекта

Первый ярус каменных Святых врат снаружи, с северной стороны, выстроен в одну линию с крепостной стеной; прямоугольный в плане объём включающего их здания далеко выступает на юг внутрь кремля. Врата имеют два арочных проёма: узкий пешеходный и широкий проезжий. Конструкция здания изначально включала свойственные настоящим оборонительным сооружениям элементы: поднимавшуюся вверх решётку-герсу и пазы по сторонам ворот изнутри, в которые заводились концы брусьев, укрепляющих полотна ворот изнутри. Снаружи стены над воротами выступают машикули – парапет с навесными бойницами, позднее полностью заложенными (вероятно, бойниц было изначально четыре); по оформлению и размерам бойницы были подобны имеющимся на Пятницкой башне. Такие бойницы предназначены для направленного почти вертикально вниз обстрела штурмующего ворота противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, а также для сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В русском крепостном зодчестве для таких бойниц использовались термины «бойницы косого боя», «навесной бой», «варницы». Помимо бойниц косого боя во втором ярусе имелся ещё ряд узких окон-бойниц; две из них были заложены, а на месте двух других в XVIII веке были прорублены окна.

Над проезжими воротами в большом киоте с арочным завершением размещалась икона.

Каменная Воздвиженская надвратная церковь является одноглавой. К высокому двусветному четверику храма с юга примыкает небольшая паперть, с севера – алтарь, а с запада – узкая трапезная. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Сооружённые в начале XVIII века крытые каменные переходы соединяют храм с расположенным южнее Симоновским корпусом, а проход по второму ярусу крепостной стены – с находящимися к востоку Экономским корпусом и Воскресенским собором. На начало XVIII века через проделанный во внешней стене на уровне второго яруса проём проходили крытые деревянные переходы на столбах, выводившие на север, к Софийскому собору. Заложенный дверной проём с арочным завершением от выхода на эти переходы заметен в западной части сооружения на уровне второго яруса.

Ярусная главка с перетяжкой, венчающая церковь, относится к XVIII веку.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Проходная арка была заложена снаружи уже к началу ХХ века и по её центру было устроено маленькое зарешеченное окно, а с внутренней стороны устроена дверь. В первой трети ХХ века и проездная арка ворот не использовалась и, будучи перекрыта снаружи и изнутри воротами, превратилась в складское помещение. На дворовом фасаде на плоскости стены над проездной аркой располагалась стенопись в виде многофигурной композиции (очевидно, Воздвижение Креста). Стенопись, постепенно угасавшая под воздействием осадков, оказалась утрачена к середине ХХ века. Судя по фотографиям начала ХХ века, на внешнем фасаде над проездной аркой ворот под широким арочным металлическим козырьком находилась крупная икона с арочным же верхом с популярным в XVIII веке сюжетом Коронования Девы Марии Пресвятой Троицей. Позади иконы над проездными воротами находилась большая арочная ниша, частично заглублённая в выступающий из плоскости стены парапет второго яруса. Эта ниша, вероятно, предназначенная для стенописи, возникла при позднейшей переделке, в результате осуществления которой оказались заложены две бойницы навесного боя (от них остались лишь находящиеся над ними дугообразные повышения валика, аналогичные имеющимся на Пятницкой башне).

В 1980‑х годах в ходе реставрации фасадов храма крыша в виде пологого восьмигранного купола, сооружённая в XVIII веке, заменена четырёхскатной. 

События и лица, связанные с объектом

В краеведческой литературе нет точных сведений, когда именно была упразднена церковь над Святыми вратами. Известно, что уже в конце XVIII века помещение храма было проходным и пустовало. 29 сентября 1896 года в помещении церкви было торжественно открыто Епархиальное древнехранилище (иначе – древлехранилище), комплектовавшееся с 1892 года. Инициатива устройства этого музея церковной старины принадлежала известному вологодскому историку-краеведу, редактору Вологодских епархиальных ведомостей Николаю Ивановичу Суворову (1816–1896). 11 октября 1896 года для заведования делами древлехранилища была учреждена Постоянная церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей во главе с Иваном Николаевичем Суворовым (1860–1926), известным краеведом, редактором Вологодских епархиальных ведомостей. Хранителем древлехранилища был о. Афинодор Николаевич Малинин (1853–1914), а экскурсоводом («руководителем при обозрении древностей желающими») и затем заведующим – о. Сергей Арсеньевич Непеин (1870–1911), известный краевед, автор книг о старине Вологды и о древлехранилище в частности, а затем историк-краевед Иван Николаевич Суворов (1860–1926). Здесь собирались и демонстрировались публике старинные предметы преимущественно церковного обихода, а также коллекции, характеризующие край с точки зрения истории, этнографии, археологии и даже палеонтологии. Доступ в древлехранилище был открыт по воскресным и праздничным дням с 12 до 15 часов. Вход в помещение осуществлялся с открытой галереи, на которую попадали по лестнице, ведущей в Крестовую церковь в Иринеевском корпусе. На конец 1899 года в древлехранилище значилось более 750 экспонатов, не считая книг. Всего в описи древлехранилища значилось 1264 предмета.

В переломном 1918 году С.А. Непеин писал, что до открытия древнехранилища «обширный Вологодский край, богатый памятниками художественной старины минувших веков, не имел своего "северного" музея. <...> Поэтому учреждение его является для края своего рода историческим событием». «Необходимо, чтобы граждане прониклись сознанием, что для нашей русской культуры и истории важно и необходимо то, что так долго и упорно собиралось со всей Вологодской епархии. Оберегать нашу старину – это долг гражданина. Вологодское древнехранилище обладает выдающимся и значительным собранием церковных и других древностей, представляющих довольно крупный археологический и художественный интерес». Одновременно он с горечью констатировал: «К сожалению, сокровища Вологодского древнехранилища не пользуются той известностью, какой они заслуживали бы». «Помещение древнехранилища <...> слишком тесно, чтобы в нём могли быть расставлены вещи. Некоторые из них мы видим при входе возле самых дверей». Описывая стоящий как раз у входа корпус возка-колымаги ХVII века Строгановых, он с сожалением пишет, что он «украшает это неприветливое, суровое, не музейное помещение. <...> Так как это помещение часто не запирается, то любопытные уже оставили много следов своего осмотра; придёт, кажется, день, когда от колымаги останется одно только голое дерево, а прелестная тиснёная резьба, любопытные фигуры будут непростительно потеряны».

В 1923 году на основе коллекций древлехранилища и трёх других музеев Вологды был создан Вологодский объединённый музей – ныне Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, разместившийся в помещениях закрытого Вологодского архиерейского дома (кремля).

Здание храма, ставшее в 1960 году памятником архитектуры республиканского (с 2012 года – федерального) значения, по-прежнему, уже почти 120 лет, используется для размещения фондов музея.

 

Источники и литература
Авторы фотографий:

А.А. Бобков, М.В. Климов, В.И. Соколов

Исторические фотографиии:

В.В. Волков, П.А. Мошков, С.А. Непеин, П.П. Покрышкин, В.В. Сокирко