Краткая информация
- Адрес: ул. Сергея Орлова, д. 15
- Номер в госреестре: 351410256060036
- Категория: федеральное значение
- Вид ОКН: памятник
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
- Датировка: XVII
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: хорошее
- Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
История создания
Симоновский корпус с домовой церковью Рождества Христова возведён в 1667–1670 годах. Возможно, этот корпус, названный по имени его строителя архиепископа Вологодского и Белозерского Симона, построен с включением более ранних построек: например, Крестовую палату и кельи под ней предлагают относить к 1635–1642 годам. Соединение в одной постройке парадных палат, домовой церкви, комнат для слуг и подсобных помещений характерно для московского церковного зодчества XVII века.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Здание имеет сложную строительную историю, прояснённую не до конца. Каменный Симоновский корпус представляет собой прямоугольный в плане трёхэтажный объём. На перекрытый сводами первый этаж поставлен высокий двусветный четверик храма, увенчанный одной главой. На первом этаже корпуса находились многочисленные подсобные и хозяйственные помещения (кухня, пекарня и т. п.), жилые палаты. На третьем этаже располагались комнаты слуг. Парадный второй этаж разделён на всём протяжении корпуса капитальной стеной. В восточной половине второго этажа располагалась церковь и зал для торжественных приёмов вологодских архиереев – Крестовой палатой. В западной половине второго этажа располагались образующие анфиладу три помещения архиерейских келий, обращённых окнами на Хозяйственный двор, и обращённая окнами в Консисторский двор комната, отделённая от анфилады сенями. Декор парадных восточного и северного фасадов корпуса выполнен в стиле московского узорочья. По плоскости восточной стены живописно разбросаны разновеликие, разнообразно оформленные проёмы и не встречающиеся более в вологодском зодчестве выбеленные рельефные кирпичные кресты, очевидно, визуализировавшие расположение здесь Крестовой палаты и церкви, углы здания на втором и третьем этажах украшены сдвоенными полуколонками. На стенах храма были укреплены две белокаменные закладные доски, надписи на которых рассказывают о датах закладки и освящения храма: «Крест Иисуса Христа Сына Божия Царя Славы. NIКА. Основася сей храм во имя Господа Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа на лето 7176, от воплощения Бога Слова 1668 г. июня в 15 день преосвященным Симоном, архиепископом Вологодским и Белоозерским», «Сотворен cий храм во имя Господа Бога и Спаса нашею Иисуса Христа Пресвятаго Его Рождества, в державу Благочестивейшаго Великаго Государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, в лето от создания мира 7178, а освящен благодатию Пресвятаго Духа от Воплощения Бога Слова 1670, индикта 8, июня в 30 день преосвященным Симоном, архиепископом Вологодским и Белоозерским».
Первоначально вход на парадный второй этаж осуществлялся через большое крытое каменное крыльцо, из которого можно было войти и в Крестовую палату, и в церковь. От этого же крыльца вдоль восточной стены Симоновского корпуса через помещения надвратной церкви к Софийскому собору вели крытые деревянные переходы.
Декор обращённого на Консисторский двор северного фасада корпуса, соответствующего на втором этаже алтарю церкви, выглядит столь же пышно, но более упорядоченно. А выходящий на Хозяйственный двор западный фасад оформлен крайне экономно: фасад в горизонтальном направлении членят междуэтажные и венчающий карниз, а по вертикали – простые пилястры; оконные проёмы с лучковыми завершениями в глубоких нишах обрамлений не имеют.
Изначально церковь была небольшой: «церковь тёплая каменного строения против архиерейской крестовой палаты во имя Рождества Христова, а в ней внутри церкви мерой и с алтарём длиннику 5 сажень с полуаршином, поперешнику 3 сажени 2 аршина <…> Из ризницы в окошках 8 окончин больших и малых. Двои двери в церковь обиты белым железом, замки у них висячие. В окошках решётки железные». Над частью помещения церкви (на уровне третьего этажа) располагалась ризница, перекрытая сомкнутым сводом.
Перестройки, утраты, реставрационные работы
Между 1701 и 1739 годами было разобрано примыкавшее к зданию с востока большое парадное каменное крыльцо, из которого можно было войти и в Крестовую палату, и в церковь Рождества Христова, которое было заменено деревянным крыльцом. После сооружения Иосифовского корпуса (1764–1769) была сооружена открытая деревянная галерея вдоль всего второго этажа восточного фасада Симоновского корпуса для прохода из Гаврииловского корпуса в надвратную церковь и далее в соборы. В 1776 году она была переделана, получив опору на шесть кирпичных пилонов. Большая часть наличников фасада Симоновского корпуса была стёсана, окна расширены и получили прямоугольные очертания, некоторые окна второго этажа получили скромное оформление в стиле классицизма в виде сандриков-полочек, опирающихся на модульоны. К началу XIX века первоначальная тёсовая кровля была заменена на железную. В 1850 году галерею перекрыли широким односкатным деревянным навесом, опирающимся на колонны. При реставрации 1960-х годов навес, закрывавший фасад Симоновского корпуса, разобрали.
После окончания строительства в 1776 году Воскресенского собора уличный входной портал в Рождественскую церковь был заложен. В XIX и ХХ веках при приспособлении помещений неоднократно выполнялась закладка и, наоборот, пробитие новых дверных проёмов, объединявших на первом и втором этажах часть помещений Симоновского крпуса с соседними корпусами – Гаврииловским, Иринеевским и Консисторским. Сводчатые завершения сохранились лишь в части помещений второго этажа, в остальных устроен плоский подшивной потолок. В верхней части помещения упразднённой церкви было устроено замкнутое помещение для архива консистории, вход в которое вёл (как и в ризницу) с чердака.
В XIX веке помещение бывшей Крестовой палаты, которое было занято одноимённой домовой церковью, неоднократно перестраивалось, менялось и посвящение престола. В 1841 году разобрали верхнее междуэтажное перекрытие, и тем самым помещения Крестовой палаты объединились с помещениями третьего этажа, в результате чего пространство Крестовой церкви приобрело вид обширного двусветного зала. В 1850 году ярославским живописцем А.М. Колчиным в этом храме на плоском потолке и некоторых участках стен были выполнены живописные клейма, которые частично сохранились под слоями краски ХХ века. В южном торце Крестовой церкви располагаются хоры (деревянная антресоль), на которые ведёт внутристенная деревянная лестница. Хоры ограждены деревянными перилами с точёным балясником.
В XIX веке главка храма была переоформлена в стиле классицизма: приобрела восьмигранную луковичную форму, ступенчаное завершение и четыре круглые люкарны с килевидными завершениями, ориентированные по странам света, в которых находились иконы.
В ХIХ–ХХ веках фасады Симоновского корпуса неоднократно меняли окраску, преимущественно оказываясь полностью выбеленным или окрашенным в светло-розовый цвет.
В ХХ веке почти все печи в Симоновском корпусе были разобраны, здание получило центральное отопление и электрическое освещение. Из первоначальных печей сохранилась единственная голландская изразцовая печь с латунной арматурой, располагающаяся в небольшой комнате, смежной с алтарём церкви и Консисторским корпусом.
В 1970‑х годах Симоновский корпус был отреставрирован по проекту архитектора И.Н. Кауфмана и его коллег по Ленинградскому филиалу института "Гипротеатр". В ходе реставрации вдоль восточного фасада храма была разобрана опиравшаяся на круглые кирпичные колонны кровля переходов, скрывавшая большую часть фасада, возвращён первоначальный размер окон и утраченный рельефный кирпичный декор фасадов в стиле московского узорочья. Стены получили яркую красную окраску с контрастным выделением рельефных деталей белым цветом (при этом северный фасад, обращённый в Консисторский двор, сохранил белую окраску). Форма гранёной главки храма была упрощена – она оказалась лишена люкарн и ступенчатого покрытия верхней части.
События и лица, связанные с объектом
Название крестовых в Новое время закрепилось именно за архиерейскими домовыми храмами России; оно восходит к устойчивому выражению "служить у крестов", фиксируемому по крайней мере с XVI века, описывающему вообще богослужение в домовых храмах русской знати, обычно имевших помимо икон особо чтимые реликвии в виде крестов-мощевиков.
В Крестовой палате архиепископами трижды устраивались торжественные приёмы в честь визита Петра I в Вологду: Гавриилом (в 1693 и 1702 годах) и Павлом (в 1724 году). В 1702 году с Петром I на приёме был также царевич Алексей Петрович, а в 1724 году – супруга государыня Екатерина Алексеевна.
С постройкой нового здания архиерейских палат (Иосифовского корпуса) и тёплого Воскресенского собора значение домовой архиерейской церкви стало уменьшаться. Епископом Вологодским и Белозерским Иосифом (Золотым) престол Христорождественской церкви был перенесён в соседнее помещение Крестовой палаты и вновь освящён в 1771 году. После этого первоначальное холодное помещение церкви Рождества Христова долго пустовало, а затем было частично приспособлено под размещение архива Вологодской духовной консистории (само существование "архивы" косистории фиксируется исследователями с 1761 года). В этом архиве был сформирован и сохранён уникальный комплекс документов, храняющийся ныне в Государственном архиве Вологодской области (фонд 496, фонд 1063) и частично в фондах сектора письменных источников ВГИАХМЗ (ф. 1, оп. 1–2). Фонд 496 ГАВО содержит около 32000 документов, тематика его дел разнообразна: указы Синода и консистории; переписка о постройке, ремонте и освящении церквей и монастырей; клировые ведомости; приходо-расходные книги; исторические и статистические описания церквей и монастырей; прошения о создании новых приходов; сведения о церковных и монастырских землях; списки и ведомости о священнослужителях; сведения о проведении благодарственных молебнов; донесения о наличии суеверий в епархии и приходах, сектантов и раскольников; рапорты об оспопрививании и понуждении крестьян к выполнению врачебных наставлений и др. Поскольку фонд 496 содержит массив документов, базовых для генеалогических исследований (метрические книги, исповедные росписи, книги брачных обысков, ведомости о числе родившихся, бракосочетавшихся и умерших, ревизские сказки, дела о расторжении браков и т.п.), он является самым востребованным фондом ГАВО.
В 1841 году после перестройки Крестовую церковь освятили в честь Всех Вологодских чудотворцев. После обновления иконостаса и росписи стен ярославским живописцем А.М. Колчиным в 1850 году храм переосвятили в честь Богоявления Господня. В 1897 году его вновь переосвятили, на этот раз во имя святителя Стефана, епископа Пермского, причём из домовой церкви вологодских архиереев она была превращена в приходскую. В 1923 году Крестовый Стефановский приход насчитывал 55 человек. В таком состоянии храм существовал до закрытия 5 марта 1924 года.
В 1920‑х годах все помещения Симоновского корпуса передали образованному в 1923 году Вологодскому объединённому музею под экспозиции и фондохранилище.
В годы Великой Отечественной войны в здании располагался склад Народного комиссариата обороны.
Источники и литература
- Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.
- Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 101.
- Вологодчина // Виктор Сокирко и Лидия Ткаченко (сайт). 1967 г.
- История православных храмов и монастырей Вологды / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда: Древности Севера, 2022). С. 51–55.
- Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914. С. 276–277.
- Сазонов А.И. Вологда. Каменная летопись. 4-з изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2020.
- Соколов Г.И. Вологодский кремль, где размещается Областной краеведческий музей – один из центров культурно-просветительной работы области // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР : Вологодская область / под ред. Н.К. Андросова. М., 1979.
- Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 260, 282, 283.
- Суворов Н.И. Вологодский архиерейский дом (продолжение) // Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 17. Прибавления. С. 671–686.
- Суворов Н.И. Вологодский архиерейский дом : с одиннадцатью рисунками и планом. Вологда, 1898.
- Фонд «Вологодская духовная консистория. Город Вологда Вологодской губернии (1741–1918)» // Государственный архив Вологодской области (сайт).
- Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей ХV–ХVII вв. : исследование и опыт реконструкции. Вологда: Древности Севера, 2012.
- Церкви Вологодской епархии (объединенный архивный фонд). Фонд № 1063. Архивные описи № 1–108 дел постоянного хранения за 1645–1936 годы. Научно-справочный аппарат (электронный ресурс).
- Шапиро Г.Е. «Симоновский корпус с церковью Рождества Христова, 1667–1670 гг.» в составе комплекса построек Архиерейского дома Вологды – архитектурно-исторические исследования // Архитектон: известия вузов. 2022. №2 (78).
Авторы фотографий:
И.Б. Воронин, А.В. Суворов
Исторические фотографии:
С.А. Непеин, В.В. Волков, А.К. Ведров, В.В. Сокирко, П.А. Мошков
Документы
- Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
- Паспорт памятника истории и культуры "Архиерейский двор. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова". Дата составления: 15.10.1981. Составитель: архитектор Асафов А.А.
- Учетная карточка памятника истории и культуры "Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова". Дата составления: 01.12.1981. Составитель: архитектор Асафов А.А.