Иосифовский корпус, с севера, 1890-е годы Иосифовский корпус, с северо-запада, 1946 год Иосифовский корпус, с северо-запада, 1950-е годы Северный фасад, 1981 год Северный фасад, 1981 год Северный фасад, 1981 год Фрагмент северного фасада, 1981 год Фрагмент северного фасада, 1981 год Восточный фасад, 1981 год Вид с юго-востока, 1981 год Окна второго и третьего этажей, южный фасад, 1981 год Окно первого этажа, северный фасад, 1981 год Печь (XVIII в.), лепной плафон, 1980-е годы Печь (XVIII в.), 1981 год Лепная деталь плафона, второй этаж, 1981 год Печь (XVIII в.), 1980-е годы Изразцовая печь XVIII века, вид сбоку, 1981 год Фрагмент печи, 1981 год Изразец печи, 1981 год Изразец печи, 1981 год Изразец печи, 1981 год Северный фасад, 2005 год Декор северного фасада, 2005 год Декор северного фасада, 2005 год Декор северного фасада и балкона, 2005 год Крыльцо, вид сбоку, 2009 год Общий вид, 2009 год Угол восточного и южного фасадов, 2010-е годы Декор восточного фасада, 2010-е годы Угол южного и западного фасадов, 2010-е годы Изразцовая печь в интерьере Иосифовского корпуса, 2010-е годы Северный фасад Корпус Иосифовский c крыльцом Крыльцо Иосифовского корпуса Подлинный прапорец в виде льва со шпиля крыльца Иосифовского корпуса в экспозиции Вологодского государственного музея-заповедника Археологи некоммерческого партнёрства НИЦ «Древности» исследуют культурный слой и особенности фундамента здания, 2020 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Сергея Орлова, д. 15
  • Номер в госреестре: 351410256060036
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Крупнейшее и наиболее эффектное гражданское здание Вологодского кремля, известное также как палаты Иосифа Золотого, построено, вероятно, петербургским зодчим. Надпись на латинском языке на фризе северного фасада сообщала: «Постройка этого дома начата в 1764 году и при помощи освящающей свыше благодати Святого Духа окончена в 1769 году». Это старейшая гражданская каменная постройка Вологды, возведённая в стиле барокко.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Это трёхэтажное прямоугольное в плане здание построено в стиле развитого барокко неизвестным зодчим. Композиция фасада и пропорции здания сходны с боковыми корпусами Екатерининского дворца в Царском Селе, построенного в 1740-х годах по проекту А.В. Квасова и перестроенного в 1750-х годах Б.Ф. Растрелли. Центральные части главного северного и чуть более скромного южного фасадов выделены богато украшенными ризалитами. Ризалит главного фасада, декорированный рустованными в первом этаже пилястрами, сложными оконными наличниками, завершён вычурным криволинейным разорванным аттиком. На фасадах имеются сложные междуэтажный и венчающий карнизы. Все углы здания и ризалитов рустованы. Нарядность здания подчёркнута полихромной окраской: стены окрашены под красную кирпичную кладку с белыми швами, ризалиты – под «бриллиантовый руст»; пилястры, карнизы и наличники выделены белым цветом.

Планировка парадного второго этажа построена в виде круговой анфилады залов. В центре здания на втором этаже расположен высокий двусветный зал со сводчатым потолком, выделенный на северном фасаде окнами с арочными завершениями и дверью с выходом на металлический балкон. Окна здания нескольких типов: как прямоугольные, так и имеющие арочную или лучковую перемычку.

В некоторых помещениях сохранилась вычурная лепная отделка потолков, печи конца XVIII века с изразцами нескольких типов. Особенно интересны гладкие полихромные изразцы, обрамлённые пышным узором и картушами, расписанные различными жанровыми сценками в сопровождении пояснительных надписей.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В 1790-х годах при сооружении парадного крыльца в западной части корпуса заложена проездная арка, которая изначально вела сквозь здание на Хозяйственный двор. Образовавшееся сводчатое помещение получило вход с дворового южного фасада и использовалось в хозяйственных целях. Незначительно изменялась внутренняя планировка. В ХХ веке при ремонтах на главном (северном) фасаде оказались утрачены надпись на латинском языке на фризе венчающего карниза и изображение равноконечного креста на аттике.

В середине 1990-х годов в здании проведены ремонтно-реставрационные работы, коснувшиеся фасадов, парадной лестницы и анфилады залов второго этажа, приспособленных под проведение торжественных мероприятий, творческих встреч и награждений, под размещение галереи исторического клирового портрета.

События и лица, связанные с объектом

Здание построено для размещения парадных покоев архиерея и подсобных помещений по инициативе Иосифа II (Золотого, ок. 1720–1774), являвшегося архиепископом Вологодским и Белозерским в 1761–1774 годах. Резиденция архиерея располагалась в Иосифовском корпусе вплоть до революции. В Вологодском кремле (архиерейском доме) по приказу деятельного архиепископа Иосифа II был также надстроен для размещения семинарии второй этаж Консисторского корпуса, был заложен и большей частью завершён тёплый Воскресенский собор, приобретены дополнительные колокола для соборной колокольни, был устроен пол из чугунных плит и обновлён иконостас в Софийском соборе. Иосиф (Золотой) похоронен в Софийском соборе. В главном зале Иосифовского корпуса с 2006 года экспонируется большой (213×151 см) парадный портрет Иосифа, выполненный в 1768 году художником С.И. Карчевским и другими.

Портрет Иосифа II (Золотого), 1768 год

После революции в здании разместилась подчинявшаяся губернскому отделу народного образования картинная галерея, некогда основанная "Северным кружком любителей изящных искусств" (СКЛИИ). В 1923 году на момент передачи Иосифовского корпуса в составе комплекса Архиерейского дома созданному Вологодскому объединённому музею, в помещениях второго (парадного) этажа здания из восьми залов парадной анфилады экспозиция галереи занимала лишь четыре; ещё два были заняты хранилищем картин и рам, а в двух оставшихся были складированы ящики с предметами Музея церковной старины (бывшего епархиального древлехранилища), до ноября 1922 года находившимися в здании Свечного завода. Впоследствии в залах второго этажа здания размещалась экспозиция музея, а на первом и третьем этажах разместились фондохранилища и научные отделы, специальные мастерские музея (фотографическая, таксидермическая, столярная), подсобные помещения. 

При реставрации здания подлинный железный клёпаный прапорец в виде геральдического льва, держащего в лапах символ власти – скипетр, увенчивающего шпиль крыльца Иосифовского корпуса, был перенесён в экспозицию музея, а его место заняла вызолоченная копия. Силуэт льва с прапорца в 1990-е годы стал логотипом Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В 1960-е годы по образцу этого прапорца-льва был сделан флюгер также и для отреставрированных Государских хором Ростовского кремля.

Воспоминания вологжан

Александр Иринеевич Сазонов, экскурсовод, популяризатор вологодского зодчества вспоминает:

«А почему тут у вас всё так разностильно, асимметрично – где разум, где логика?»–– такой вопрос задают мне некоторые туристы, впервые зайдя в Архиерейский двор. А выходя из него, люди понимают, что они без помощи фантастической машины времени, книг и альбомов только что прошли с русской архитектурой весь её исторический путь – от старых форм Экономского корпуса, через московское узорочье к стилю барокко, в котором выстроен Иосифовский корпус.

Почему епископа Иосифа, при котором было выстроено и это здание, и Воскресенский собор, в народе прозвали Золотым? Во-первых, гражданская фамилия у него была Золотов, во-вторых, любил он, чтобы всё было «красиво-богато». Третью причину мне подсказала одна экскурсантка, взглянув на портрет умудрённого жизнью (или утомлённого долгим позированием) владыки: «Борода у него рыжая. Не рыжий я, а золотой!» А я удивился, как сам до этого не додумался. С разумом-логикой у архипастыря было всё в порядке. По двунадесятым праздникам он шёл на службу в Софийский собор, не касаясь стопами матушки-земли: по своим палатам, затем по гульбищу Гаврииловского корпуса, по двухарочному переходу в надвратную церковь, – а там от Святых ворот до входа в Софийский собор оставалось саженей пять, не больше – да и там, говорят, существовали деревянные переходы.

Начало этого пути любой коренной вологжанин прошёл уже в детстве: ведь отдел природы музея-заповедника располагался именно в Иосифовском корпусе. Напрочь врезались в память: императорский пингвин, подаренный музею земляком-полярником; птичка-невеличка, сидящая на чашке весов, а на другой – съеденные ею за день мошки; филин, в 1926-м (кажется) году севший на стоп-кран и своим весом остановивший поезд. А самым впечатляющим был огромный медведь на задних лапах, с оскаленной пастью и занесённой на зрителя правой лапой. В 2008-м году была даже выставка об этом мишке – «Легендарный экспонат».

Выступление в прениях о судьбе речки Золотухи. Пост Вконтакте «Сон не в руку» от 02.09.2022 г.
 
Выступление в прениях о судьбе речки Золотухи 02.09.2022 года

А в 2022 году зав. отделом природы музея Е.В. Дробышева организовала не менее интересную выставку «Малая река большого города» о Золотухе и серию лекций о ней, от биолого-географических до историко-археологических. На одной из лекций я не удержался и выступил в прениях, с удивлением узнав, что никогда я пригоршню воды из Золотухи зачерпнуть не смогу: восемьдесят процентов воды в речке не природного происхождения.

Парадные залы Иосифовского корпуса используются не только музеем, но и властями города и области для разного рода торжественных мероприятий. В сентябре 2022 года я поздравлял здесь своего одноклассника по восьмой школе Володю Рыбникова с награждением его медалью Х.С. Леденцова: ведь именно он открыл «городу и миру» имя подвижника русской науки.

 

На открытии выставки о Х.С.Леденцове и вручении медалей его имени 29 сентября 2022 года. В.А.Рыбников в середине первого ряда
 
На открытии выставки о Х.С. Леденцове и вручении медалей его имени 29 сентября 2022 года. В.А.Рыбников в середине первого ряда

 В этом же зале годом раньше принимал участие в семинаре, организованном зав. отделом реставрации музея О.А. Соколовой. С приветственным словом в числе других выступил и глава митрополии. В первой фразе владыка поблагодарил за приглашение, а во второй сказал, что вообще-то он здесь не в гостях, а дома… Против реституции церковного имущества я ничего не имею, только нужно с теми, кого выселяют, поступать не как лиса с зайчиком в известной русской сказке. В 2016 году Воскресенский собор вернули епархии, выселив картинную галерею, казалось, в никуда. Хорошо, что 29 декабря 2022 года она открыла для посетителей двери отлично приспособленного для этой цели здания бывшего проектного института на ул. Мира, 34. А вот у музея-заповедника остаётся достаточно забот. Если реставрация (и зданий и экспонатов) ведётся, то проблема с депозитарием – современным хранилищем фондов – пока не решается, несмотря на обращение к Президенту, подготовленное вологодским отделением Общероссийского народного фронта.

Моя бабушка - Надежда Алексеевна Замятина. Фото В.К.Тарасовского, искуснейшего музейного фотографа - посмотрите, как свет поставлен!
 
Моя бабушка Надежда Алексеевна Замятина. Фото В.К.Тарасовского, искуснейшего музейного фотографа - посмотрите, как свет поставлен!

Вернусь снова к личному. Бабушка рассказывала, что до войны дети в музее могли смотреть не только на чучела животных, но и любоваться на живых зверей в зооуголке! Для неё музей был последним местом работы. До 82-х лет она не только продавала билеты посетителям, но и выдавала зарплату более чем сотне сотрудников, успевая и отвечать на вопросы гостей о музее и городе. Общий стаж работы бабушки, если взять за точку отсчёта торговлю булочками на Каменном мосту во времена НЭПа, составил 68 лет! Когда задумаешься об этом, становится стыдно числиться пенсионером в свои семьдесят.»

Источники и литература
Авторы фотографий:

А.А. Бобков, И.Б. Воронин, Новикова

Историческеи фотографии:

С.А. Непеин, В.В. Волков, П.А. Мошков