Вид вологодских соборов. Гравюра Ф. Зайцева из «Памятной книжки Вологодской губернии на 1858 год» Вид с каланчи II пожарно-полицейской части Вологды, 1868 или 1869 год Обмерный чертёж соборной колокольни, 1860-е годы Вид с запада. Слева - южный фасад Софийского собора, справа - стена Вологодского кремля. ВГИАХМЗ (нв 51894), 1900-е годы Статья Вас. Энского «Разоружение колоколен (С первого субботника)» в газете «Красный Север» от 11 февраля 1930 года. Вид с севера, середина ХХ века Распоряжение Совета Министров РСФСР № 3445-р от 20 августа 1956 г. «О выделении для реставрации позолоты купола колокольни Софийского собора в г. Вологде 408 книжек сусального золота» (ГАВО. Ф. 1300. Оп. 2. Д. 418. Л. 72) Общий вид ансамбля в ходе золочения главы колокольни, 1958 год Золочение главы колокольни, 1958 год Золочение главы колокольни, 1958 год Западный фасад, 1981 год Вход на западном фасаде, 1981 год Фрагмент северо-восточного фасада, первый ярус, 1981 год Третий ярус, 1981 год Колокол Праздничный (1678 год), 1981 год Колокол Малая лебедь (1756 г.), 1981 год Колокол Часовой (1739 г.), 1981 год Колокола, 1981 год Реставрационный процесс, начало 1980-х годов Реставрация колокольни, начало 1980-х годов Первый концерт колокольного звона на соборной колокольне 28 августа 1988 года Концерт ансамбля колокольной музыки (А.А. Бобков, Г.М. Павлов, И.В. Папин, М.Л. Мокрушин), 1990-е годы Часовщик музея В.А. Корольков заводит часовой механизм курантов. Фото 2010-х годов. Вид из Заречья на Соборную горку Лестница внутри столпа колокольни, 2019 год Общий вид Общий вид с северо-востока. Слева Воскресенский собор. Общий вид с северо-востока. Слева Воскресенский собор. Общий вид Вид с территории Архиерейского двора Общий вид с юго-запада Крест колокольни, 2010-е годы Крест колокольни, с юго-востока, 2016 год Фрагмент фасада колокольни Вид со стороны ул. Мальцева Ярус звона Окраска фасада промышленным альпинистом, 2023 год Окраска фасада промышленным альпинистом, 2023 год Окраска фасада промышленным альпинистом, 2023 год Общий вид с востока, 2023 год Общий вид ссеверо- востока, 2023 год

Краткая информация

  • Адрес: улица Сергея Орлова, д. 15
  • Номер в госреестре: 351410256060026
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVI
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Каменная соборная колокольня была построена в 1654–1659 годах, однако её история начинается раньше. Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена, очевидно, вместе с собором: недавно опубликована купчая грамота, датированная 12 августа 1577 года, в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю», что красноречиво свидетельствует о наличии при соборе какой-то звонницы. О первоначальной колокольне достоверно известно лишь то, что она сгорела во время захвата Вологды польско-литовскими интервентами 22 сентября 1612 года. Погибли и колокола, поскольку тогда для Софийского собора временно взяли благовестный колокол из Спасо-Прилуцкого монастыря.

В дальнейшем колокольня Софийского собора упоминается в 1622 году: «наняты плотники... колокольницу рубити о осьми стенах». Известно, что помимо 11 колоколов на ней имелись редкие в то время на Руси часы. В 1636 году постройки Архиерейского дома сильно пострадали от пожара, и вместо сгоревшей колокольни было установлено временное сооружение для подвески колоколов: «поставили столбы» (в другом документе сооружение названо «козлами»).

В 1641–1642 годах построили новую колокольню, водрузив на неё ещё несколько колоколов и установив новые, купленные в 1638 году, «боевые с перечасьем» часы, отбивавшие четверти часа и имевшие «указной круг». Уже в 1653 году архиепископ Маркелл так характеризовал в челобитной царю состояние этой постройки: «а колокольня, государь, деревянная ветха, и брёвна из стен идут вон», – и просил разрешения использовать для строительства каменной колокольни припасы недостроенной крепости времен Ивана Грозного.

Разрешение было получено, и в 1654–1659 годах возводится первое каменное здание колокольни. Высокий восьмигранный столп с лопатками и открытым верхним ярусом звона увенчал стройный шатёр с небольшой главкой с крестом.

На каменной колокольне также были размещены часы с "указным колесом" и боем. Известно, что в 1659 году «Кириллова монастыря старец Михайло починивал боевые часы, делал шестерни новые и перенёс на новую колокольницу каменную, и указное колесо зделал, и бой к колоколам привёл». Полный час отбивал большой колокол-благовестник, а «перечасья», то есть четверти часа, играли шесть зазвонных и призвонных колоколов. В 1671 году были установлены новые часы. Судя по изображениям, циферблат часов размещался выше яруса звона в люкарне, устроенной на северной грани шатра, обращённой к реке. Часы действовали на колокольне до начала 1830-х годов, а затем их механизм встал и не возобновлялся.

В 1703 году колокольню повредило ударом молнии. Сгоревшие кровля и главка вскоре были восстановлены, но каменный шатёр не удавалось исправить около двадцати лет. Эту затяжку связывают с дефицитом каменщиков, мобилизованных на строительство Санкт-Петербурга, и введённым Петром I в связи с нуждами этой грандиозной стройки запретом на каменное строительство в провинции.

В 1868 году при подготовке к празднованию 300-летия Софийского собора епископ Павел решил надстроить колокольню, которая, по мнению современников, «не соответствовала достоинству прочих зданий». Губернский архитектор Александр Иванович Иваницкий (1818–1874) составил обмерный чертёж старой колокольни и как минимум два разностильных проекта её перестройки, имевших целью значительно увеличить высоту здания. В 1869–1870 годах под наблюдением А.И. Иваницкого (исполнявшего с 1868 года уже обязанности губернского инженера) был реализован проект перестройки, выдержанный в неоготическом стиле.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Колокольня является высотной доминантой всего исторического центра Вологды и ансамбля Вологодского архиерейского дома (Вологодского кремля). Семидесятитрёхметровая колокольня до сих пор является самой высокой в епархии. Она находится к юго-востоку от Софийского собора, к ней примыкает участок Восточной стены кремля. Восьмигранный столп колокольни, окружённый контрфорсами, заканчивается площадкой звонов, арки которой имеют стрельчатое завершение, а  расположенные между арками трёхчетвертные каннелированные колонны оформлены как башенки-пинакли, увенчанные золочёными четырёхконечными крестами. Выше, над ярусом кокошников, над карнизом расположен вытянутый барабан с четырьмя узкими окнами, окружённый кованой решёткой открытой смотровой площадки. Детали оформления фасадов колокольни (контрфорсы, окна и ниши со стрельчатым завершением, башенки-пинакли, элементы декора стен) позаимствованы преимущественно из арсенала готической архитектуры. Здание увенчано крупной золочёной луковичной главой с большим крестом. Стены столпа колокольни у основания имеют тольщину 1,5 м. В основании колокольни с момента её закладки находится приземистое помещение подклета, перекрытое лотковым сводом, вход в которое устроен изнутри кремля, с юго-востока. Вход в столп колокольни находится снаружи кремлёвской стены, с западной стороны. Внутри колокольни располагается неокрашенная деревянная лестница: широкая, состоящая из 16 маршей, с несколькими площадками, опирающаяся на деревянные балки, идущая внутри столпа по спирали вдоль стен. Лестница имеет 216 ступеней. Лестница имеет деревянное ограждение из перил с точёным балясником. Выше яруса звона лестница сменяется винтовой, также деревянной.

Ниже основания главы в центре колокольни в деревянной частично остеклённой квадратной деревянной палатке находится действующий часовой механизм курантов московской фирмы «Братья Бутеноп», установленных в декабре 1871 года. Часовой механизм, приводимый в действие гирями, опускающимися на тросах, заводится раз в неделю. Часы с помощью приводимых через тросы и блоки молотков отбивают: в Часовой колокол часы (от 1 до 12 ударов), и каждую четверть часа отбивают перебором в четыре малых колокола, специально установленных на ярусе звона.

На ярусе звона колокольни сохранился уникальный исторически сложившийся действующий набор из 24 колоколов XVII–XIX веков.

Над ярусом звона на четырёх сторонах колокольни расположены циферблаты действующих часов-курантов с двумя золочёными стрелками и римскими цифрами.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

За полтора столетия, прошедших с момента надстройки в 1870 году, вид колокольни практически не изменялся, исключая последовавшую в конце XIX века смену на белую окраски её стен (первоначально они имели светло-розовый цвет). Из числа переделок можно назвать закладку двух дверных проёмов, находившихся в интерьере на втором ярусе (на уровне верха крепостной стены), через которые осуществлялся проход сквозь колокольню из архиерейских покоев в Воскресенский собор. В 1980-е годы на ярусе звона была устроена деревянная решётка, ограждающая винтовую лестницу, ведущую на смотровую площадку, ограничившая доступ к колоколам.

В 1958 году главу и крест колокольни заново вызолотили; драгоценный металл для этих целей был выделен согласно Распоряжению Совета Министров РСФСР № 3445-р от 20 августа 1956 г. «О выделении для реставрации позолоты купола колокольни Софийского собора в г. Вологде 408 книжек сусального золота».

В 1967 году отремонтированы и вновь запущены бездействовавшие длительное время куранты.

В 1980–1981 годах главу и крест колокольни вновь вызолотили сусальным золотом, потратив 1 кг 200 г драгоценного металла.

В 2001 году проведены реставрационные работы, связанные с ремонтом фасада.

В 2018 году были проведены наружные противоаварийные реставрационные работы на барабане и крестах колокольни, произведена смена настила на площадке колокольного звона, заменён ряд деревянных элементов конструкций.

В 2019–2020 годах реставрировались интерьеры колокольни: окрашены стены в интерьере, отремонтированы основная и винтовая лестница и рамы окон, палатка с действующим часовым механизмом сделана доступной для осмотра. В 2021 году за проект реставрации и приспособления колокольни на IV Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие 2021» авторский коллектив АУК ВО «Вологдареставрация» награждён Бронзовым дипломом фестиваля в номинации «Реализация».

В 2023 году выполнена комплексная реставрация фасадов, ремонт оконнных рам, элементов лестниц. Предполагается обустройство пустующего помещения подклета колокольни для использования в качестве билетной кассы.

События и лица, связанные с объектом

На деньги вологжан В.А. Засецкой и её наследника А.П. Набалова в Москве в фирме «Братья Бутеноп» (той же, что изготовила знаменитые куранты для Спасской башни Московского Кремля) были приобретены и в 1871 году установлены новые куранты с четырьмя циферблатами. В 1967 году долгое время бездействовавший из-за износа частей механизм курантов восстановил часовой мастер музея Валентин Афанасьевич Корольков (1934–2022) и почётный гражданин города Вологды бригадир слесарей завода «Северный коммунар» Борис Николаевич Сосин (1925–2014).

На колокольне сохранилась уникальная коллекция из 24 колоколов XVII–XIX веков. Многие колокола имеют названия: Большой (Праздничный), Архангельский, Большая Лебедь, Малая Лебедь, Часовой, Великопостный, Юбилейный... В 1701 году, во время изъятия по всей России по указу царя Петра I четвёртой части всей «колоколенной меди» на военные нужды, с Софийской колокольни не было снято ни одного колокола. Более того, на звоннице появились два новых колокола, присланные из Москвы за сданный архиепископом Гавриилом сверх нормы лом цветных металлов; больший из этих колоколов отлит одним из создателей Царь-колокола Иваном Моториным. В советское время колокольный звон после передачи колокольни музею в 1924 году не производился. 9 февраля 1930 года в ходе организованного Вологодским горсоветом субботника по сбрасыванию колоколов для их переплавки на нужды индустриализации предполагалось сбросить колокола и с соборной звонницы, однако благодаря мужеству сотрудников музея, настаивавших на охране Главнаукой всего комплекса кремля как памятника истории, разрушительный план реализовать не удалось. Музейное предание связывает это событие с именем заведующего художественно-историческим отделом музея Ивана Васильевича Федышина (1885–1941). Звон соборной колокольни вернулся в уклад города лишь летом 1988 года, когда по инициативе директора музея-заповедника Г.М. Новожиловой, звонарей-энтузиастов В.В. Лоханского, Р.В. Сенникова, И.В. Папина и других при музее был создан ансамбль колокольной музыки. Первый концерт колокольного звона на соборной колокольне состоялся 28 августа 1988 года.

С 1960 года колокольня охраняется государством в составе ансамбля Вологодского кремля как памятник государственного значения. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 2 июня 2015 года №493-р объект культурного наследия федерального значения «Колокольня», входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под отдельным регистрационным номером.

Воспоминания вологжан и документы

Первый субботник для снятия колоколов [объявление в газете "Красный Север" 9 февраля 1930 года]

«Сегодня – первый общегородской субботник для снятия колоколов с церквей "Екатерины", "Благовещенья" и собора. Порядок субботника следующий: 1) Все рабочие, участвующие в субботнике, собираются на предприятиях и колоннами с лозунгами и плакатами отправляются к бывшему кафедральному собору (госмузей). Колонны должны прибыть сюда к 11 часам. В 11 часов проводится Союзом воинствующих безбожников митинг. 2) После митинга Рудметаллторг распределяет опытных рабочих на группы, к которым присоединяет рабочих Рудметаллторг и инженерно-технический персонал. Затем группы отправляются к месту работы. 3) Рудметаллторгу к указанному сроку приготовить всё необходимое оборудование для обеспечения нормальной работы, Безопасности и выделить ответственный технический персонал на каждый пункт. 4) Общее руководство и ответственность за технику безопасности возлагается на зам. зав. Рудметаллторга т. Чудинова.

Председ[атель] Горсовета Федотов. Отв[етственный] секретарь Савин»

Первый субботник для снятия колоколов // Красный Север. 1930. 9 февраля. С. 6.

 

Вас. Энский. Разоружение колоколен (С первого субботника) // Красный Север. 1930. 11 февраля.

В завершение победной статьи анонимный автор сокрушается: «Всё же первый субботник – начало разоружения колоколен – по нашему мнению, не совсем удачен. <...> Очень странным кажется, что Главнаука запретила снимать колокола с собора. Кому принадлежит сия радетельность и неумная забота о церковных побрякушках, якобы исторических, имеющих какой-то "малиновый" звон – неизвестно. Однако в Вологде достаточно "звонких" голов, которые, очевидно, хотят заменить собою давно никому не нужные колокола.»

Энский В. Разоружение колоколен (С первого субботника) // Красный Север. 1930. 11 февраля. С. 6.

 

Из воспоминаний вологжанина, экскурсовода Александра Иринеевича Сазонова:

«Главную колокольню Вологды знают все вологжане, даже те, кто не знает названий стоящих рядом с ней соборов; для них она – просто Колокольня. Скажи в Вологде – "пойдём на колокольню!" – и каждый тебя поймёт!
И сейчас высотная доминанта города видна с верхних этажей домов в "спальных районах", а в двухэтажном городе моего детства "золотым сердцем Вологды" (метафора писателя Дм. Ермакова) я мог любоваться в летние дни, растворив окно двухэтажного дома на углу Первомайской и Железнодорожной (Ветошкина), в котором жил. В шалопайском возрасте, гуляя по городу вместе с тётей, которая сама недавно из такого возраста вышла, искал сверху крышу своего дома среди зелёных кущ деревьев. Наверное, после одного из таких походов и был сделан снимок, где я совсем мальчишка, а она такая молодая.

Александр Сазонов с тётей


Если для вологжан облик колокольни привычен с детства, то многие туристы удивляются такой концентрации готики в одном здании в центре древнерусского города. После рассказа о метаморфозах строительства вопросы снимаются.
Много раз на экскурсиях бывало так: заканчиваю говорить о Софийском соборе, и тут логическим переходом к рассказу о колокольне становится звон курантов; я в таких случаях делаю вид, что специально тянул рассказ до этого момента. Кстати, на многих спектаклях фестиваля "Голоса истории", которые игрались в Консисторском дворике, рядом с Софией, куранты тоже иногда вступали вовремя, совпадая с сюжетом или настроением спектакля.
Когда летом туристы спрашивают, куда в Вологде можно сходить, советую побывать в двух обязательных местах – Музее кружева и на смотровой площадке колокольни. С удивлением убеждаюсь, что второй совет для некоторых невыполним, и отнюдь не из-за дефектов опорно-двигательного аппарата. Часть людей, страдающих клаустрофобией, останавливается на последнем, узком этапе подъёма, когда кажется, что каменные стены начинают тебя сжимать. Гораздо больше акрофобов. Однажды проводил экскурсию для дамы с сыном. Сын во что бы то ни стало хотел забраться на смотровую площадку, а мама до такой степени боялась высоты, что по спиральной лестнице сначала шла, как все люди, но чем ближе поднималась к площадке звона, тем плотнее прижималась к стенам колокольни, чтобы не дай бог, не взглянуть вниз. По винтовой лестнице на уровень "решётки" поднялась более уверенно (видно, клаустрофобия и акрофобия вместе у одного человека не встречаются). Но на обзорную площадку вслед за сыном выйти не решилась: чувство самосохранения пересилило даже материнский инстинкт!
А вот другая женщина 53-х лет это чувство преодолела, когда решила свести счёты с жизнью, сбросившись с верхнего яруса колокольни, приведя в шоковое состояние псковских туристов, делавших в этот момент первые шаги по ступенькам крыльца. Было это 22 сентября 2013 года. Позже в лавке антиквара я наткнулся на толстый самиздатовский сборник стихов этой дамы. Стихи не показались мне откровенно графоманскими, чувствовалась в них какая-то скрытая тревога, ожидание, недосказанность. Если бы с автором в своё время поработал психолог, может быть, трагедии и не случилось. Обзорную площадку колокольни после этого случая проволочной сеткой, чего я опасался, не обнесли; будем надеяться, что случай экзотического суицида не повторится».

Источники и литература
Авторы фотографий:

А.А. Бобков, И.Б. Воронин, А.В. Суворов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

В.В. Волков, С.Ф. Кудринский

Документы