Общий вид, 1972 год Фрагмент фасада, 1972 год Фото 1980-х годов Фото 1980-х годов Фото 1980-х годов Фото 1980-х годов Главный фасад Главный фасад Восточный фасад Декор главного фасада Декор наличников Фото 1980-х годов

Краткая информация

  • Адрес: ул. Засодимского, д. 10
  • Номер в госреестре: 351410089080006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XIX
  • Материал: дерево
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

История создания

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) дом датирован XIX веком, в паспорте памятника – 1832 годом.

Датировка была уточнена Игорем Борисовичем Ворониным по архивным материалам, из которых следует, что дом построен мещанином Николаем Владимировичем Терентьевым в 1855 году. Об этом однозначно сказано в документе: «Дом одноэтажный деревянный на каменном фундаменте с мизонином и андресолями плановой крытый тёсом, выстроенный в 1855 году…» (ГАВО. Ф. 178. Оп. 8. Д. 1003. Л. 263об.–268). Подробнее об истории создания дома и его владельцах до национализации можно прочитать в «Этюдах по вологдоведению» Игоря Борисовича Воронина.

Архитектурные особенности (описание) объекта

В 1859 году при продаже дом обстоятельно описывается следующим образом (ГАВО. Ф. 178. Оп. 8. Д. 1003. Л. 263об.–268):

«1) Дом одноэтажный деревянный на каменном фундаменте с мизонином и антресолями плановой крытый тёсом, выстроенный в 1855 году, состоящий города Вологды, 2 части, 1 квартала, в приходе церкви Пророка Илии по лицу и позади на 5½ саж[ен] а в длину на 6 саж[ен]. Для входа в дом два прирубленные бревенчатые крыльца, из коих одно парадное, а другое чёрное для входа как в нижний этаж, так и в андресоли и сени за ним с двумя тесовыми чуланами, у коих двери простые на крюках и петлях железных без замков. Жилых комнат внизу пять за капитальными стенами и 3 за тесовыми переборками, в них печек 2 галанки и 1 пекарка с железными заслонками и чугунными вьюшками. Окон косящатых с двойными рамами 19, кои все растворные на петлях медных с медными впереди, железными позади задвижками. Дверей 13, из коих 9 столярной работы, а остальные простой работы, кои все на крюках и петлях железных без замков кроме четырёх дверей, у коих внутренние замки с медными ручьками. В мизанине 1 комната с балконом и одним полуцыркульным растворным окном, которое на петлях железных с внутренним замком. В андресолях комнаты за капитальными стенами и 3-мя за тесовыми переборками, в них печек две, из коих 1 железная и 1 пекарка. Дверей 3-и столярной работы и 3-мя плотничной работы на крюках и петлях железных без замков. Окон косящатых с двойными рамами 11, из коих десятеры растворные на петлях железных и одно нерастворное глухое, у печки вьюшки чугунные, а заслонка железная. При доме ворота растворные с колиткою на крюках и петлях железных, по лицевой стороне заборы тесовые. В доме полы некрашенные и дом особенных украшений не имеет, против оного каменной мостовой нет. Надворное деревянное строение.

2) Хлев и два погреба с ямами в бревенчатых срубах в одной связи, выстроенные в 1856 году, крытые тёсом.

3) Баня, крытая тёсом, выстроенная в 1857 году».

Итак, дом одноэтажный деревянный с мезонином. За счёт понижения уровня потолочных перекрытий части первого этажа задняя половина дома двухэтажная (с антресольным этажом). Симметричную композицию постройки подчёркивает строгий позднеклассицистический декор фасадов. Оконные проёмы с рамочными наличниками завершены филёнчатыми сандриками с резными ромбовидными вставками. Центр главного фасада выделен мезонином с широким окном и треугольным полуфронтоном с миниатюрным окошком в тимпане. К основному объёму одноэтажного дома примыкают уходящие вглубь двора пристройки с хозяйственными помещениями. Дом венчает карниз классического профиля. В паспорте памятника даётся следующая оценка его значимости: «Памятник архитектуры позднего классицизма. Входит в состав уникальной дорегулярной застройки Вологды».

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В советское время было изменено покрытие дома, перепланированы интерьеры, заменены оконные рамы.

В 1990-х годах дом отреставрирован собственником.

События и лица, связанные с объектом

Первым владельцем дома был Николай Владимирович Терентьев. 2 апреля 1859 года его новым собственником стал коллежский регистратор Павел Михайлович Пономаревский. 24 января 1869 года дом был продан купеческой вдове Клавдии Фёдоровне Коноплёвой. 1878–1879 годах его собственником стал крестьянин Николай Шадрецов, а в первой половине 1880-х годов – Александра Кульчицкая. В 1910-х годах он принадлежал «обер-офицерскому сыну» Николаю Дмитриевичу Кульчицкому.

В этом доме часто бывал Николай Апполонович Волоцкой (1837–1898), первый переводчик на русский язык произведений древнеиндийского поэта Калидасы. 

При советской власти национализированный дом использовался под жильё. В 1990-е годы перешёл в частную собственность.

Воспоминания вологжан

Александр Сазонов вспоминает:

"Когда живешь в городе с рождения, а часть корней родового древа ушла в вологодскую землю еще раньше тебя, то история семьи и города иногда причудливым образом соприкасаются. Так получилось у меня с домами на улице Засодимского.

В краеведческой литературе обычно принято дома-памятники называть по имени последнего владельца, например, дом Волкова, дом Засецких… Дом на Засодимского, 10 в Реестре объектов культурного наследия числится по имени первого владельца - мещанина Н.В.Терентьева, хотя на протяжении своей более чем полуторавековой истории он был и чиновничьим, и купеческим и крестьянским и дворянским.

Моя бабушка, Надежда Алексеевна Замятина, урожденная Попова, рассказывала, что в начале прошлого столетия в этом доме, у дворянки Кульчицкой снимал угол мой прадед А.В.Попов с детьми и очередной неофициальной женой Машей Чекушиной. Собственный дом на Калашной улице, по семейному преданию, пришлось оставить после того как там умерла от скарлатины моя прабабушка. Я слушал эти рассказы с долей скепсиса, но, с другой стороны, такую деталь, как доносившиеся из мезонина звуки пианино придумать сложно. И действительно, просматривая списки избирателей Вологды за 1917 год, обнаружил в числе проживающих в доме Кульчицкой на Ильинской улице фамилии и прадеда и Чекушиной.

В этой, дышащей историей улице, о каждом объекте культурного наследия (а таковых тут почти каждый второй дом) можно рассказывать интересные истории, но для проекта, реализованного издательством «Древности Севера», нужно говорить только о тех, которые связаны с личными воспоминаниями. Вот одно из них.

В конце 1970х гг. купил я телевичок к «Зениту», сел на велосипед и начал снимать все, что мне казалось интересным. Вот однажды получился такой итальянский пейзаж с колоннами полуротонды храма Варлаама Хутынского. Бабушка присмотрелась и удивилась: «О, Боря Непеин воду несет! Ухлестывал за мной в молодости!» Недолго думая, я сделал второй отпечаток и пришел с ним к хозяину деревянного домика в три окна под номером 16 на этой же улице. Борис Сергеевич бабушку не вспомнил, сославшись на слабую память. Через пять минут разговора я понял, что всем бы нам такую память! «По инициативе профессора Колесникова, - начал Б.С.Непеин, - пишется родословие нашего рода. Я вспомнил своих предков вплоть до прапрадеда!» П.А.Колесников «рыл землю» навстречу, со стороны 16-го века, и докопался-таки до Осипа Непеи, первого русского посла в Англию. Сейчас родословная рода Непеиных опубликована в альманахе «Вологда. Выпуск 1». В художественной форме про родоначальника фамилии писал Ю.П.Богословский в книге «Осип Непея». Изложу ее своими словами.

В 1553-м году прохладные воды Белого моря бороздили три корабля державших путь - если не знаете, то ни за что не догадаетесь куда - в Китай и Индию! За незнание географии экипажи двух кораблей поплатились жизнями. До Двинской губы Белого моря добрался корабль, на борту которого находился некий Ричард Ченслер. Местные жители удивились высоким мачтам незнакомого корабля. Еще больше округлились их глаза, когда они на ломаном русском услышали вопрос: «А где здесь ближайший трансфер в Китай энд Индия?» В нашем языке есть такое присловье, которое сейчас все забыли – «из каждого свинства можно вырезать порядочный кусок … ветчины». У Шекспира я нашел и английскую кальку - «нет в мире самой гнусной из вещей, чтоб не могли найти мы пользы в ней!» Ченслер эту пословицу точно знал, иначе не отправился бы прямиком к Ивану Грозному. Царь принял неофициального представителя английской короны с распростертыми объятиями (установление торговых отношений в период неудачной для страны Ливонской войны было очень кстати), решил снарядить в Англию посольство, а возглавлять его поручил вологодскому дьяку Осипу Непее. Тот был человек степенный, государственный, а, главное, не пил. Одно его удручало - плавать не умею. Как же я по морям по волнам!?

Так долго думал, что мысли воплотились в реальность - у берегов Шотландии корабль со всеми дарами пошел ко дну. Дальше вообще началось кино, которое пока еще никто не снял. Ченслер, ценою жизни, вытолкнул Непею на шотландский берег. Шотландские власти в то время королеве не подчинялись и пред ее светлы очи Непея предстал, сирый и босый, месяца через два-три. Королева всем рассказам поверила, отправила в Московию ответное посольство с еще более экзотическими подарками вплоть до двух живых львов. Вологда стала центром международной торговли. В зрительном ряду эту историю, вплоть до макетов кораблей, можно увидеть, посетив музей «Старое английское подворье» на Варварке в Москве.

Если двух вологжан посадить за стол, то скоро они найдут и общих знакомых и даже родственников. Примерно так получилось и при разговоре с Непеиным. В литературной группе «Борьба», которую возглавлял Борис Непеин в 1920-х годах в Вологде, участвовал и троюродный брат моей бабушки Анатолий Пестюхин, впоследствии взявший псевдоним Ольхон. Будучи в Иркутске, на доме №9 по улице Ленина я прочитал, что в этом доме жил известный сибирский (!) поэт Анатолий Ольхон. В Вологде Пестюхины жили в угловом двухэтажном доме по нечетной стороне нынешней улицы Добролюбова, не доходя перекрестка с Гоголя (сейчас там каменный двухэтажный дом).

Борис Сергеевич через три года после нашей встречи умер. Каково же было мое изумление, когда через тридцать с лишним лет в мой рабочий кабинет зашел старичок,- вылитый Непеин! Оказалось, что это его троюродный брат, Игорь Петрович. Приехал он из Нальчика на девятом десятке жизни и зашел посоветоваться, где лучше издать стихи Бориса. Вариантов я ему дал массу, не очень веря, что какой-то из них сработает. Вторично я удивился, когда спустя несколько месяцев Игорь Петрович пригласил меня на презентацию издания в Дом актера!

А в Вологде, род Непеиных прервался: потомков Борис Сергеевич не оставил, а одноэтажный, в три окна его домик разрушил человек, первые три буквы фамилии которого совпадают с фамилией самого известного в мире поджигателя. Еще раз с Борисом Сергеевичем я встретился, когда у его соседей, живущих на втором этаже дома №14, резной балкон которого так любят снимать туристы, увидел сборник его стихов. Исчезают люди и дома, но не исчезает память о них.…

А в доме Кульчицкой сейчас живет большая семья современного вологодского поэта, председателя вологодской организации Союза писателей России, Михаила Карачева. В старинном деревянном доме с широкими половицами и обстановкой под старину бывали и классики современной прозы Валентин Распутин и Василий Белов, и реставратор Савелий Ямщиков, и американский профессор-русист Уильям Брумфилд и политик Сергей Миронов… Весной и летом туристов радуют сменяющие друг друга цветы, кусты сирени перед домом, а хозяину легко дышится и думается в кабинете с видом на сад-огород. И все это в центре города. Для русского человека, по-моему, это лучшие условия для душевного лада. Часто бывая здесь, удивляюсь, как в этом последнем оазисе старой Вологды семейные воспоминания сплелись в неразрывный клубок с историей города, страны и мира".

Ф.1  А.В.Попов с семьей.jpg
А.В.Попов с семьей
Ф.3. Б.С.Непеин на фоне полуротонды ц.В.Хутынского.jpg
Непеин на фоне полуротонды Ц.В.Хутынского
Ф.4. А.Пестюхин в Вологде в 1923г..jpg
А.Пестюхин в Вологде в 1923 году
Ф.5. А.Ольхон  в Иркутске в 1933г..jpg
А.Ольхон  в Иркутске в 1933 году
Ф.6 Дом, где жила семья Пестюхиных..jpg
Дом, где жила семья Пестюхиных
Ф.7. Экскурсия на Засодимского 21.04.21-5.png
Экскурсия на Засодимского 21.04.21
Источники и литература
  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 58–59.
  • Воронин И.Б. Этюды по Вологдоведению // Древности Севера: [сайт]. 
  • Государственный архив Вологодской области. Ф. 475. Оп. 1. Д. 60, 62, 94; Ф. 17. Оп. 1. Д. 600; Ф. 178. Оп. 8. Д. 1003. Л. 263 об.–268; Ф. 169. Оп. 3. Д. 69. Л. 205–207 об.; Ф. 17. Оп. 1. Д. 600.
  • Дом Кульчицкого, 1832 г./XIX в.: памятник истории и культуры // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета.
  • Малинина Н.Н. Переводчик Калидасы из Вологды // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 344–353. 
  • Сазонов А.И. Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное. Вологда: Древности Севера, 2021.

 

Авторы фотографий:

И. Б. Воронин, И.В. Кучумов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

Н. Розов