Общий вид с северо-востока, 1972 год Окна в центре главного фасада, 1972 год Боковое окно на главном фасаде, декор наличников, 1972 год Общий вид с северо-востока, 1980-е годы Общий вид с северо-запада, 1980-е годы Главный фасад, 2007 год Общий вид, 2009 год Ремонт дома, 2018 год Ремонт дома, 2018 год Главный фасад, 2022 год Общий вид с севера, 2022 год Главный (северный) и боковой (западный) фасады, 2022 год Крыльцо на боковом (западном) фасаде, 2022 год Общий вид, 2022 год Декор главного и бокового фасадов, 2022 год Декор восточного фасада, 2022 год Декор калитки, 2022 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Маяковского, 5
  • Номер в госреестре: 351410088150006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XIX
  • Материал: дерево
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

История создания

Дом построен Глафирой Михайловной Колобовой, вероятно, между 1824 и 1829 годами. Согласно охранно-учётной документации, дом построен в 1842 году. Последним дореволюционным владельцем был крестьянин Павел Николаевич Шушпанов. Подробнее об истории зданий на этом участке можно прочитать в «Этюдах по вологдоведению» Игоря Борисовича Воронина.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Эта одноэтажная обшитая тёсом постройка на кирпичном фундаменте являлась примером скромного провинциального дома, в декоре которого проявились черты позднего классицизма, а во внутренней планировке – сходство с крестьянским жилищем.

Главный фасад имел типичное для классицизма решение и завершался разорванным треугольным фронтоном, в котором размещалось небольшое круглое чердачное окно. Углы дома украшали декоративные филёнчатые пилястры, начинающиеся на уровне цоколя и заканчивающиеся стилизованными капителями. Парадный вид главному фасаду придавала пропильная резьба в сандриках наличников, над которыми размещались фигурные резные вставки, напоминающие аркатурный поясок. Под окнами находились прямоугольные филёнчатые ниши.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

К концу XX века обветшавший дом был фактически утрачен. На этом месте в 1990-е годы новым собственником построен новый деревянный дом на высоком каменном цоколе, в целом воспроизводящий композицию прежнего. Однако декоративное убранство главного фасада отличается от утраченного памятника. Некоторые детали получили иное оформление (декор фронтона, сандрики окон, угловые пилястры, в филёнчатые ниши которых помещены объёмные резные вставки), а часть элементов не восстановлена. На главном фасаде появились три окна цокольного этажа, к боковому западному фасаду сделана каркасная пристройка с крыльцом. Здание было окрашено в ярко-розовый цвет, несвойственный историческим зданиям Вологды, с выделением элементов декора белой краской.

В 2018 году проведён ремонт, в ходе которого большей части декоративных элементов главного фасада придано оформление, сходное с изначальным. Пристройка к западному фасаду получила капитальное оформление и высокую двускатную крышу, а примыкающее к ней открытое крыльцо – односкатную кровлю, опирающуюся на деревянные резные столбики. Здание окрашено в светло-зелёный цвет с выделением белой краской элементов декора, карниза и конструкций навеса над крыльцом.

Источники и литература

  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 48.
  • Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению // Древности Севера (сайт)..
  • Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 476. Оп. 1. Д. 300.
  • ГАВО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 422.
  • ГАВО. Ф. 484. Оп. 1. Д. 149.
Авторы фотографий:

И.В. Кучумов, М.Е. Янышева

Исторические фотографии:

Н. Розов