Общий вид с юга, 1984 год План и фасад дома Шахова, начало XX века Южный фасад, 1984 год Западный фасад, 1984 год Северный фасад (брандмауэр), 1984 год Южная часть главного фасада, 1984 год Входные двери в северной части главного фасада и торец брандмауэра, 1984 год Южный фасад, 1984 год Южная часть главного фасада, второй этаж, 1984 год Завершение центральной части главного фасада, 1984 год Слуховое окно, выходящее на главный фасад, 1984 год Резной декор главного фасада, 1984 год Черный вход со двора, 1984 год Входные двери, 1984 год Наличники окон первого этажа, главный фасад, 1984 год Наличники окон второго этажа, главный фасад, 1984 год Наличник окна второго этажа, боковой (южный) фасад, 1984 год Наличник окон 2-го этажа, западный фасад, 1984 г. Парадная лестница вид сверху, 1984 год Угловая печь, второй этаж, 1984 год Угловая печь, второй этаж, 1984 год Угловая печь, первый этаж, 1984 год Лестница чёрного входа, вид сверху, 1984 год Лестница на второй этаж вдоль брандмауэра, 1984 год Главный фасад, 2010-е годы Общий вид дома после пожара, вторая половина 2000-х годов Главный фасад после пожара и консервации, 2018 год Боковой фасад после пожара и консервации, 2018 год Вид со двора после пожара и консервации, 2018 год Главный фасад после пожара и консервации Главный фасад после пожара и консервации, 2018 год Фрагмент главного фасада после пожара и консервации Декоративный элемент главного фасада Декор наличников первого этажа главного фасада Декор наличников второго этажа главного фасада, после пожара и консервации Декор наличников первого этажа главного фасада Декор наличников главного фасада после пожара и консервации, 2018 год Окно второго этажа главного фасада после пожара, 2023 год Центральная часть дома после пожара, с юга, 2023 год Общий вид с северо-востока, 2023 год Окна второго этажа центрального ризалита, 2023 год Декор главного фасада, 2023 год Декор главного фасада, 2023 год Декор главного фасада, 2023 год Печь на уровне второго этажа, 2023 год, с северо-востока, 2023 год Общий вид с юго-востока, 2023 год Общий вид с юго-запада, со двора, 2023 год Общий вид с запада, со двора, 2023 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Воровского, д. 34
  • Номер в госреестре: 381310014200006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XIX
  • Материал: дерево
  • Состояние памятника: неудовлетворительное
  • Собственность: смешанная
  • Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

История создания

Согласно учётно-охранной документации, дом на улице Воровского, 34 построен в 1892 году. Попробуем проверить, как соотносится эта датировка с данными архивных источников.

Как свидетельствуют документы из фондов Государственного архива Вологодской области, выявленные Игорем Борисовичем Ворониным, в 1861 году участок, на котором будет построен интересующий нас дом, приобрёл майор Фёдор Матвеевич Никанов. К 1864 году он возвёл на этом земельном участке деревянный дом (см.: ГАВО. Ф. 178. Оп. 8. Д 1135. Л. 165 об. – 167), который, видимо, был предшественником нынешнего дома. В 1873 году наследник Ф.М. Никанова продал дом с флигелем, стоявший на месте нынешнего, действительному статскому советнику Ивану Ивановичу Красову. В 1877 году этот дом переходит во владение учителя гимназии Августа Юрьевича Вудовенца. "Если верить данным ГУП "Вологдагортехинвентаризация", в 1892 г. А.Ю. Вудовенц построил на месте "доисторического" дома – одноэтажный с мезонином "прототип" нынешнего дома по ул. Воровского, 34. – пишет Игорь Борисович Воронин – Между тем, журналы страхования в июне 1891 г. и в июне 1892 г. (ГАВО. Ф. 475. Оп. 1. Д. 1479) фиксируют здесь, в 98 квартале на Богословской улице деревянный дом (оцениваемый в 3000 рублей), службы, сарай, погреб и баню преподавателя губернской гимназии Августа Юрьевича Вудовенца. Неизменность оценки дома говорит скорее в пользу того, что перед нами – старый дом, некогда принадлежавший ещё майору Ф.М. Никанову.

Мещанину Василию Илиодоровичу Шахову дом достался 23 мая 1900 года (ГАВО. Ф. 179. Оп. 7. Д. 80. Л. 490–491)". 16 марта 1910 года В.И. Шахову было выдано разрешение на надстройку над этим домом второго этажа. По большому счёту, именно с этой капитальной перестройкой и надо связывать появление того самого дома, который мы знаем как дом Шахова.

Подробнее об истории дома можно прочитать в "Этюдах по вологдоведению" Игоря Борисовича Воронина.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Дом бревенчатый, двухэтажный, с мезонином. Постройка имеет кирпичный брандмауэр (огнестойкая глухая стена, разъединяющая смежные здания для предупреждения распространения пожара), дом поставлен на каменный фундамент. Стены первого этажа обшиты тёсом, имитирующим ленточный руст, во втором – калёвочными досками.

Композиционно-­пространственное решение и декор фасадов получили пышные эклектические формы. В оформлении дома прослеживается смешение элементов декора позднего классицизма и модерна. Парадно выглядит главный восточный фасад, имеющий почти симметричную трёхчастную композицию, подчёркнутую сильно выступающим центральным ризалитом, над которым возвышается трёхчастное слуховое окно. К боковым фасадам дома примыкают пристройки с входами, над которыми обустроены крытые террасы со ступенчатыми щипцовыми аттиками и резными веерообразными вставками с "полусолнцами" в основании. Пышные наличники окон крупного рисунка, завершённые треугольными сандриками, дополнены резными "ушами" и "фартуками". Дом декорирован поэтажными лопатками, частью украшенными объёмными фигурными накладками, частью – филёнками, поле которых орнаментировано пропильной резьбой. Венчает постройку крыша с карнизом большого выноса с поясками мелких зубчиков и подзором.

На внутренней планировке здания отразилось его назначение для сдачи жилых помещений внаём. Этажи изолированы друг от друга. Дом был поделён поперечной глухой стеной на две половины, имеющие самостоятельные входы. Такую композицию и планировку дом приобрёл именно после перестройки начала 1910-х годов.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Первоначально дом был одноэтажным. 16 марта 1910 года Василию Илиодоровичу Шахову было выдано разрешение на надстройку второго этажа, что и было им сделано. Одновременно с надстройкой второго этажа была произведена кардинальная перестройка и перепланировка дома. В результате он превратился в четырёхквартирный доходный дом с отдельными входами в каждую квартиру. В ходе перестройки под дом был подведён сплошной кирпичный фундамент и вдоль северо-восточного бокового фасада устроен кирпичный брандмауэр. В результате дом приобрёл тот вид, в котором впоследствии будет поставлен под государственную охрану.

В советское время первоначальная планировка дома была значительно изменена. Дом постепенно ветшал и, наконец, был признан аварийным, а в 2005 году пострадал от первого пожара. Однако собственники (среди которых преобладали физические лица, не проживавшие в этом доме) не придпринимали мер, необходимых для сохранения памятника и одновременно не желали расстаться со своими долями собственности. В 2014 году на деньги, собранные энтузиастами на краудфандинговой платформе, взамен сгоревшей над домом была устроена временная кровля, проведена частичная консервация дома. В наши дни дом, претерпевший несколько пожаров (последний произошёл в ночь с 5 на 6 октября 2021 года), находится в руинированном состоянии. В апреле 2024 года руины дома окружены временной конструкцией, обтянутой баннером с изображениями фасадов здания.

События и лица, связанные с объектом

Спасти дом от разрушения много лет пытался фотограф, краевед Леонид Васильевич Стариков (1946–2019). Леонид Васильевич мечтал восстановить дом Шахова и создать в нём музей. Ради этого он постоянно жил в одной из квартир этого дома в 2003–2019 годах даже после того, как дом был признан аварийным и расселён, обращался во все возможные инстанции с призывом спасти дом, но не был услышан.

Воспоминания вологжан:

Александр Иринеевич Сазонов вспоминает:

"Невесёлой будет эта история, уж извините…

За последние 45 лет на дом по улице Воровского, 34 я смотрел тысячи раз, проезжая на обзорной экскурсии к обелиску 800-летия Вологды. В самом доме бывал, когда там поселился фотограф Л.В. Стариков, мечтавший открыть здесь фото-музей деревянной Вологды.

Туристы, да и многие вологжане, смотрели и сетовали на состояние дома – объекта культурного наследия федерального значения. Федеральная власть согласна была выделить средства на подготовку проекта реставрации (видел такой документ у Леонида Васильевича) при условии, если саму реставрацию проведёт область или город. Не сошлись звёзды… Сколько было публикаций в СМИ, сколько снято сюжетов и центральными – НТВ и «Культура» – и местными телеканалами про дом... Упомянем лишь фильм «Стиратели истории».

В 2013 году власть допекло внимание общественности Вологды к сохранению памятников. В маршрут объезда губернатора Кувшинникова был включён и этот дом. Олег Александрович сказал совершенно правильные слова, что туристам интересен дом Шахова, а не пятиэтажки напротив. И здесь сказал в точку! Уже забыл, в советское время – то ли в проекте детальной панировки центра, то ли в Рекомендациях по сохранению деревянной Вологды ЦНИИП градостроительства – две пятиэтажки на углу проспекта Победы и Воровского предлагалось вообще убрать, чтобы раскрыть линейку храмов: Константина и Елены, Варлаама Хутынского, Софийский собор. Тут ещё нужно вспомнить, что в этой же линейке, на углу проспекта Победы и Воровского, меньше ста лет назад стоял ещё и храм Спаса на Болоте!

Возраст давно приучил меня не верить словам. Спустя год губернатор с такой же убеждённостью говорил о необходимости строительства 20-ти этажной гостиницы в начале улицы Чернышевского для того, чтобы Президенту было бы где остановиться в Вологде – вещи философски несовместимые в сознании одного человека. Но ведь политик – и не человек. Политик – это функция, производная от настроения (мировоззрения) электората. Он и должен говорить слова, нужные в данное время, в данном месте и для данной аудитории. Если численность людей, ратующих за сохранение национальной идентичности в архитектуре будет больше сторонников «прогресса», власть будет ориентироваться на них. Если «прогрессистов» будет больше – получите булыжную набережную (в последнем случае власть приложила очень большие усилия, чтобы сформировать мнение общественности). Всё зависит от нас!

В случае с домом Шахова моральную победу одержали градозащитники: не помню, чтобы публично кто-то высказывался за снос дома. А вот поджоги тихой сапой и тёмной ночью совершались три раза. Активист московского движения «Архнадзор», вологжанин по рождению Александр Дуднев организовал сбор средств для частичного ремонта дома. Такие деньги, в сумме больше двух сотен тысяч рублей были собраны, в основном, москвичами.

Один такой москвич, Семён Яковлев, о котором я рассказывал в публикации про дом мещанина Красильникова, очень хотел взять именно этот дом для реставрации. Хотя фактически здесь жил только один фотограф Стариков, доли в доме принадлежали нескольким гражданам. Все согласились продать свои доли, а один (он уже успел выстроить за домом гаражи) упёрся, выставляя администрации города нереальные условия. Хотя что мешало областному органу охраны памятников воздействовать на алчного собственника хотя бы штрафом за ненадлежащее содержание объекта?

Л.В. Стариков умер. С.Д. Яковлев взял для реставрации другой объект. Купеческий особняк Шахова кто-то очень упорный в 2021-м году поджог в третий раз. В этом же году моя дочь Полина послала на Международный пряничный фестиваль в Санкт-Петербург и на выставку в Дом ремёсел в Вологде по экземпляру композиции из четырёх пряничных пластин: дом Шахова в первоначальном виде, он же – после первого и третьего пожаров. На четвёртой пластине – резной наличник, по сторонам которого символическое добро в виде птицы Феникса борется со злом – чёрной птицей. Что победит в конечном счёте – добро или зло?

В Питере, после окончания Пряничного конгресса, композиция «Дом Шахова» была передана в Музей быта и ремёсел русского народа при школе Натальи Новиковой. В Доме ремёсел в Вологде она осыпалась при оформлении экспозиции…

Я предупреждал, что история будет грустная."

 

К тексту 20. Дом Шахова. Фото 1. Губернатор у крыльца дома Шахова. 2013г..jpg
Губернатор О.А. Кувшинников у крыльца дома Шахова. 2013 год
К тексту 20. Дом Шахова. Фото 2. С губернатором у дома Шахова. 2013г..jpg

С губернатором О.А. Кувшинниковым у дома Шахова. 2013 год

К тексту 20. Дом Шахова. Фото 3. Дом Шахова. Часть 1..jpg
Пряничный дом Шахова – дом показан в его лучшие годы
К тексту 20. Дом Шахова. Фото 4. Часть 2. Дом после пожара..jpg
Пряник, показывающий дом после первого пожара
К тексту 20. Дом Шахова. Фото 5. Часть 3.  Дом после третьего пожара..jpg
Пряник, показывающий дом после третьего пожара
К тексту 20. Дом Шахова. Фото 6. Часть 4. Наличник дома Шахова с птицами.jpg
Пряник с изображением наличника дома Шахова и двух борющихся птиц

Источники и литература

 

Авторы фотографий:

И.В. Кучумов, Н.Н. Падалкина, А.В. Суворов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

А.И. Финогенов