Петровский домик до реставрации 1870-х–1880-х годов Общий вид Оформление сквера в Петровский домик, начало XX века Общий вид дома, 1900-е годы Оформление цветника к западу от дома, 1900-е годы Интерьер сеней дома, 1900-е годы Интерьер большой комнаты дома, 1900-е годы Угол большой комнаты с киотом и аналоями, 1900-е годы Вологда. Домик-музей Петра Великого. Открытка со штемпелем 1913 года Общий вид, первая половина XX века Угол юго-западного и юго-восточного фасадов, 1940-е годы Главный фасад, 1948 год Восточный фасад, 1948 год Левая изразцовая печь большой комнаты, 1948 год Правая изразцовая печь большой комнаты, 1948 год Главный фасад, вид с запада, 1962 год Вид с юга, 1962 год Вид с востока, 1962 год Вид с севера, 1962 год Юго-западный фасад, 1976 год Юго-восточный фасад, 1976 год Главный фасад, 2022 год Общий вид, 2022 год Северо-западный фасад, 2022 год Декор наличников, 2022 год Северо-восточный фасад, 2022 год Декор наличников, 2022 год Юго-восточный фасад, 2022 год Информационная надпись, 2022 год Информационная надпись, 2022 год Доска с гербом и датой 1704 над входом, 2022 год

Краткая информация

  • Адрес: Советский пр., д. 47
  • Номер в госреестре: 351510219710006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: областная
  • Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

История создания

В начале 1870-х годов этот старинный дом, сменивший ряд владельцев и находившийся в неблаговидном состоянии, принадлежал купцу Е.А. Витушечникову и использовался как склад льняной кудели. 18 мая 1873 года дом был продан Витушечниковым земству за 4 000 рублей. Инициатором покупки выступил в 1872 году, в год празднования двухсотлетия Петра I, уездный предводитель дворянства и председатель уездной земской управы Д.В. Волоцкой. После реставрации здания здесь открыли первый в истории губернии музей, в котором имелось около 500 экспонатов. На открытии музея, состоявшемся 5 июня 1885 года, присутствовал почётный гость – великий князь Владимир Александрович. В сквере возле домика, ограждённом лёгкой металлической решёткой, были установлены бюст Петра I, бронзовое било и 180-пудовая чугунная пушка Петровского времени.

Подробнее об истории дома до революции и его владельцах можно прочитать в обстоятельной объёмной публикации в «Этюдах по вологдоведению» Игоря Борисовича Воронина.

 

Архитектурные особенности (описание) объекта

Одноэтажный каменный дом с вальмовой крышей по главному фасаду имеет три небольших прямоугольных окна с сухо трактованными рельефными рамочными наличниками с треугольными сандриками. Слева от них находится вход, над которым в рельефной рамке помещена чугунная доска с фамильным гербом и датой «1704», а также надписью «H. R. S.». Дверь дома и ставни окон склёпаны из железных листов с усиливающими накладными полосами. Углы дома подчёркнуты простыми лопатками, по которым раскрепован венчающий карниз здания, украшенный крупными «сухариками». Здание выбелено, пространство между сухариками окрашено тёмно-красной краской. В интерьере дом состоит из двух помещений: вытянутых вдоль главного фасада узких сеней, через которые можно пройти в большую сводчатую квадратную палату, под потолком которой протянуты железные связи. В доме сохранились две печи с рельефными цветными изразцами XVIII века с растительным орнаментом. Над высокой вальмовой крышей, покрытой железом и покрашенной в косую шашку в зелёный и белый цвета, возвышаются две печные трубы цилиндрической формы, увенчанные карнизом с мелкими «сухариками». Конёк крыши украшен небольшой кованой решёткой.

 

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Изначально это небольшое каменное здание являлось частью более обширного дома, выстроенного преимущественно из дерева. При реставрации 2020-х годов установлено, что на месте одного из окон изначально находился дверной проём.

Современный облик здания является результатом художественной («романтической») реставрации начала 1880-х годов, при которой зданию был придан вид, который, по существовавшим в то время представлениям, мог иметь богатый русский каменный дом XVII века. Между тем на самом раннем изображении дома видно, что на части его фасадов ещё нет некоторых из тех декоративных деталей, которые сегодня формируют облик здания. Ко времени первой реставрации относится, видимо, и облик двух печей, получивших вставки из гладких полихромных орнаментированных изразцов, в число которых позднее был помещены и изразцы с изображениями короны, отличающиеся по стилистике.

В дальнейшем здание несколько раз ремонтировалось. В ХХ веке здесь появилось центральное отопление, в интерьерах была размещена постоянная музейная экспозиция, имевшая вид массивных перегородок со стендами и остеклёнными витринами, отделанными натуральным деревом и зелёным сукном. В 1980-е годы при очередной реставрации фасадов специалистами Вологодских специальных научно-реставрационных производственных мастерских подлинная чугунная доска с фамильным гербом, вмурованная в 1880-х годах над входной дверью, заменена на гипсовую отливку, окрашенную под чугун. Подлинный предмет хранится в фондах Вологодского государственного музея-заповедника, филиалом которого является Дом-музей Петра I.

В 2023 году специалистами ООО «Монтажстрой» по проекту, подготовленному ООО «Теплогид» и ООО «Промрест», под авторским надзором архитектора-реставратора Елены Михайловны Никитиной выполнена комплексная реставрация здания, призванная обеспечить гидроизоляцию и усиление несущей способности фундаментов здания, сохранить его вид, сформированный в итоге реставрации конца XIX века, обновить инженерные коммуникации, заполнения окон и отделку интерьера. Новый паркет в помещениях уложен в соответствии с традициями XVII–XVIII веков «в ёлочку». При окраске фасадов здания восстановлена одна из утраченных при ремонтах ХХ века особенностей – окраска красной краской пространства между зубцами карниза. Вдоль стен здания появилась отмостка из булыжного камня, переустроено крыльцо – оно отделано плитками пилёного природного серого камня и получило два боковых барьера, на которых в конце XIX – начале XX века располагались миниатюрные пушки XVIII века на колёсных лафетах. В первой половине 2024 года в здании размещена новая музейная экспозиция.

 

События и лица, связанные с объектом

В XVI–XVII веках Вологда являлась важнейшим торговым центром, находившимся у начала Сухоно-Двинского водного пути, единственного в то время выводившего русские товары в Европу через Белое, Баренцево, Норвежское и Северное моря. В  слободе Новинки, занимавшей часть современного Советского проспекта на участке вдоль р. Вологды, располагались в числе прочих и дворы нескольких купцов-иноземцев.

В XIX веке считалось, что этот дом, находящийся сегодня на Советском проспекте, 47, некогда принадлежал голландскому купцу Ивану Гутману (Гоутману), который с 1654 года был голландским консулом по торговым делам в России. В 1702 году Гутман, лично знакомый с царём, получил грамоту, дававшую право на беспошлинную торговлю. Позже дом Гутмана принадлежал вдове его сына Екатерине Ивановне, и известно, что именно в доме «Гутманши» в 1724 году во время одного из своих посещений Вологды останавливался Пётр I с супругой государыней Екатериной Алексеевной (с 1725 года – правящая императрица Екатерина I).

Исследованиями И.Б. Воронина показано, что Гутманам принадлежал всё же не рассматриваемый дом по Советскому проспекту, 47, а другой, находящийся всего в 220 м далее по улице: гутмановский значительно более крупный двухэтажный особняк, облик которого был полностью изменён при перестройках, ныне входит в состав обширного здания городской больницы (Советский проспект, 59) и тоже охраняется как объект культурного наследия. А дом на Советском проспекте, 47 в Петровское время, видимо, принадлежал другому голландскому купцу, впрочем, тоже знакомому с Петром I – Андрею (Хендрику) Римшнейдеру. Возможно, что плита именно с его инициалами и гербом (эта фамилия переводится с нидерландского как «резчик ремней») с изображением инструмента кожевника – большого шерфовального ножа-полумесяца для нарезания и утончения кожи – украшает дом на Советском проспекте, 47.

Тем не менее, руководствуясь преданием о связи здания с пребыванием Петра I в Вологде, вологжане XIX века решили именно здесь создать «исторический уголок города Вологды», ставший первым в Вологодской губернии музеем. В 1872 году, когда праздновалось двухсотлетие Петра  I, с инициативой создания музея выступил уездный предводитель дворянства и председатель уездной земской управы Дмитрий Владимирович Волоцкой. Д.В. Волоцкой (1826–1892) впоследствии был губернским предводителем дворянства (1878–1892), имел чин действительного статского советника. В год после открытия Петровского домика Д.В. Волоцкой был удостоен почётного звания почётного гражданина города Вологды (1885). При музее в качестве смотрителей губернское земство постановило содержать за свой счёт «бесприютных двух инвалидов» из отставных солдат. После революции 1917 года ещё действовавшая Вологодская губернская земская управа передала Петровский домик вместе с экспонатами в ведение Вологодского общества изучения Северного края (ВОИСК), с 1911 года уже содержавшего Музей родиноведения во флигеле здания Дворянского собрания

В советское время в здании продолжал функционировать музей, до 1923 года остававшийся в ведении ВОИСК. Так, в 1920 году число посетителей этого музея составило 3733 человека. В 1923 году музей работал лишь три месяца: вначале он был закрыт из-за отсутствия дров, а затем из-за ремонта крыши (она наполовину сгорела 12 июля при пожаре расположенного рядом деревянного здания склада районного управления водного транспорта), но в период с 18 апреля по 12 июля его всё же посетило около 4000 человек. В помещении сеней была установлена печка-буржуйка, здесь же жил сторож. Весной 1923 года по инициативе ВОИСК было достигнуто соглашение о создании Вологодского государственного объединённого музея, и из удалённого от центра Петровского домика большая часть его разнообразной коллекции была перемещена в Вологодский кремль, где разместилась основная экспозиция и фонды объединённого музея. Первоначально предполагалось, что в Петровском домике может быть размещён историко-археологический отдел, а затем обсуждалась возможность создания в нём экспозиции, посвящённой развитию путей сообщения на Севере. В итоге в период с 1924 по 1944 год здание утрачивало музейное назначение, в нём располагались различные случайные учреждения.

Сейчас здесь находится Дом-музей Петра I (филиал Вологодского государственного музея-заповедника). В 1980-е годы была создана существовавшая до 2023 года постоянная экспозиция, к числу уникальных экспонатов которой относились предметы одежды Петра I, посмертная маска императора, стеклянный гравированный кубок генералиссимуса А.Д. Меньшикова, чугунное било с петровским вензелем и датой «1706», «зерцало» с указами Петра, фляга под водку с надписью «Пей вино анисовое, да ума не пропей», бронзовая отливка оттиска руки Петра I, картины и оружие XVIII века. 28 июня 2024 года Дом-музей Петра I после окончания комплексной реставрации здания и полной реэкспозиции вновь открыт для посетителей.

 

Воспоминания вологжан

Из выступления Д.В. Волоцкого 5 июня 1885 года на открытии Домика Петра I:

«Вологда – один из старинных городов России также обладает и старинными монастырями, и старинными храмами, и многими предметами старины, но, как и все другие, вологжане только недавно стали обращать внимание на старину. Многие предметы уже навсегда потеряны для Вологды и за самые незначительные суммы проданы в руки аферистов. Но что ни продать, ни увезти нельзя – это наш Исторический уголок, эту гордость нашего города… Многие города дорого бы дали за честь иметь подобный уголок. Но подобные исторические уголки за деньги не купишь. Они не покупаются!»

Лисицын В.Б. Дому-музею Петра I 115 лет // Хронограф. Вологда, 2001. № 1(2). С. 59–60.

 

Из воспоминаний санкт-петербургского писателя Н.А. Лейкина (1841–1906), посетившего Вологду в начале ХХ века:

«Первым делом мы осмотрели домик, где жил Пётр Великий. Он помещается на берегу реки Вологды и стоит в хорошеньком садике, опять-таки берёзовом. Сделано несколько клумб с цветами. Домик и садик прекрасно содержатся. Домик этот не дворец. Он принадлежал какому-то голландцу, но в нём только жил Пётр во время своих наездов в Вологду. Он каменный, одноэтажный, с массивными дверями, окованными железом, и состоит только из одной большой комнаты с прихожей.

– Тут инвалид в садике проживает, – сказал нам извозчик, подвезя нас к садику. – Инвалида-старичка спросите, и он вам всё покажет!

Мы вошли в садик, стали приближаться к домику, выходящему на реку, и натолкнулись на старинную пушку петровских времён, а может быть, и древнейшую. Около пушки на перекладине висит медное било – доска, выкроенная в форме колокола. Тут же был и инвалид – старик без сюртука в ситцевом ватном нагруднике и форменной фуражке, который мёл дорожки сада.

– Можно посмотреть домик? – спросили мы.

– Сколько угодно. Пожалуйте... Подождите малость. Я только за ключами схожу.

И старик, прислонив метлу к дереву, удалился в сторожку, помещающуюся невдалеке от домика между берёзами.

Вернулся старик-сторож уже совсем в другом виде – в параде: на нём надет был форменный сюртук с нашивками на рукаве и с солдатскими регалиями на груди, в новом, топырящемся кверху картузе, и звенел ключами. Ключи громадные, фунтов по пяти весу и, наверно, самого Петра помнят.

– Пожалуйте, – сказал он нам торжественно, указывая на массивные двери.

– Много бывает посетителей? – задал я вопрос.

– Нельзя сказать... Но есть. Больше господа немцы.

– Какие немцы?

– Наезжающие которые ежели. Теперича они у нас по водопроводной части.

Звякнули ключи. Заскрипели на ржавых петлях двери – и вот мы в домике, где когда-то жил великий преобразователь России.

В домике нельзя сказать чтобы было много что осматривать: тёмная дубовая тяжеловесная мебель конца XVII столетия, витрины, очевидно, позднейшей работы, с поделками из кости и рога – работа самого Петра, старинные монеты, книги, две картины масляными красками на дереве, железная кольчуга Петра, подсвечники, образцы минералов, очевидно, найденные самим Петром, половина мамонтового клыка и прекрасно сохранившиеся деревянные сундуки, окованные железом. Есть вещи, никогда и не принадлежавшие Петру. Так, с потолка висит бронзовая люстра с гранёными хрусталиками стиля ампир. Мы тотчас заметили это.

– Ну, а это вещь ведь не петровская? – сказали мы сторожу.

– Не могу знать-с. Чиновник один пожертвовал. Всё равно вещь старинная.

Все вещи прекрасно содержатся, не покрыты слоем пыли, как это часто бывает в музеях, и всем им имеется печатный каталог, в котором описан подробно и самый домик. Мы хотели приобресть эту маленькую книжку, но у сторожа оказался всего только один экземпляр, который он бережно хранит в домике».

Лейкин Н.А. По Северу дикому. Путешествие из Петербурга в Архангельск и обратно. Поездка на водопад Кивач. СПб, 1899.

 

Источники и литература

Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.

В Вологде завершилась масштабная реставрация дома Петра I (репортаж 35ТВ.RU) (14.11.2023 г.).

Васильева М.В., Суворов А.В. Волоцкой Дмитрий Владимирович // Вологда в минувшем тысячелетии: человек в истории города. Вологда: Древности Севера, 2007. С. 78–79.

Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022.

Вологодское общество изучения Северного края за пятнадцать лет (25 / IV 1909 г. – 25 / IV 1924 г.). Краткий очерк деятельности общества. Вологда, 1924.

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению // Древности Севера (сайт).

Дом Петра I в Вологде очистили от нескольких слоев краски // NewsVO (сайт). (06.07.2023 г.)

Дом-музей Петра I // Вологодский государственный музей-заповедник (сайт). 

Дом-музей Петра I (страница ВКонтакте). 

Дому-музею Петра I вернут исторический облик в этом году // Cultinfo: Культура в Вологодской области (сайт). (03.03.2023 г.)

Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921. С. 61.

Зайцева З. В Вологде завершилась масштабная реставрация Дома Петра I // Вологда.РФ (сайт). (15.11.2023).

Засецкий А. Исторические и топографические известия по древности о России и частно г. Вологде и его уезде. М., 1782.

Захаров В.Н., Черкасова М.С. Иностранные купцы и их дворы в Вологде в XVII–XVIII веках // Вологда : краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 119–120. 

Исторический уголок города Вологды. Вологда, 1911.

Лейкин Н.А. По Северу дикому. Путешествие из Петербурга в Архангельск и обратно. Поездка на водопад Кивач. СПб, 1899.

Лисицын В.Б. Дому-музею Петра I 115 лет // Хронограф. Вологда, 2001. № 1(2). С. 59–60.

Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914.

Петровский домик (Советский проспект): паспорт памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.

Сборник истории старых улиц города Вологды. 

Соколов В.И. Вологда: история строительства и благоустройства города. Вологда, 1977.

Фехнер М.В. Вологда. М., 1958.

Шабалова Е. В Домике Петра I в Вологде будет воссоздан дореволюционный интерьер // Вологда.РФ (сайт). (08.07.2023).

Шестакова Н. В Вологде после масштабной реставрации открыли Дом-музей Петра I // Вологда регион. Информационное агентство (сайт) (29.06.2024 г.).

Авторы фотографий:

А. Кот, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

И.Ф. Барщевский, К.А. Баранеев, Э.М. Кодисова, В.Н. Лебедев, Н. Ленский

Документы