Вид заречной набережной с соборной колокольни, конец 1880-х годов. Дом Барша - крайний справа. Фиксационный чертёж дома от 27 марта 1899 года губернского инженера В.А. Альберти с пометками о предстоящем ремонте (ГАВО. Ф. 670. Оп. 2. Д. 4) Вид с юга, середина ХХ века Главный фасад, середина ХХ века Вид с юго-запада, середина 1970-х годов Главный фасад, 1980 год Вид бокового западного фасада с юго-запада, 1983 год Фрагмент бокового (восточного фасада), 1983 год Средняя часть дворового (северного) фасада, 1983 год Фрагмент бокового (восточного) фасада, 1983 год Фрагмент декора южного фасада, 1983 год Фрагмент декора южного фасада, 1983 год Фрагмент декора южного фасада, 1983 год Окно второго этажа северного фасада боковой пристройки (1806 года), 1983 год Фрагмент восточного фасада боковой пристройки, 1983 год Информационная надпись, фото 1983 года Южный фасад, 2003 год Вид дворовых пристроек с северо-запада, 2003 год Вид боковой (слева) и одной из дворовых пристроек с северо-востока, 2003 год Боковой (западный) фасад, с юго-запада, 2003 год Обрамление окна первого этажа главного фасада, 2003 год Фрагмент верхней части южного фасада, 2003 год Лепная гирлянда на пилястре, 2003 год Интерьер углового парадного зала бельэтажа, 2003 год Фрагмент потолка углового парадного зала бельэтажа, 2003 год Общий вид из-за реки, с юго-востока, 2011 год Главный южный фасад, 2011 год Фрагмент главного фасада, 2011 год Декоративные элементы главного фасада Общий вид с юго-запада Фрагмент главного южного фасада Общий вид с юго-востока Общий вид с юго-запада Общий вид с юга Общий вид с юго-востока Общий вид с востока

Краткая информация

  • Адрес: Набережная VI Армии, 101
  • Номер в госреестре: 351410116210005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Историк архитектуры Мария Васильевна Фехнер в книге, изданной в 1958 году, основываясь на "сравнении планов города и косвенных указаниях в ряде архивных документов", высказывает мнение, "что постройка дома была начата в 1781 г." Однако каменный дом с флигелем на этом месте отражён уже на плане Вологды 1780 года. Согласно архивным документам, в 1777 году вологодский купец первой гильдии Василий Афанасьевич Кульков купил у вологодского купца второй гильдии Фёдора Гавриловича Белозёрова дворовое и огородное "порожнее место", которое могло иметь отношение к формированию земельного участка, на котором будет выстроен интресующий нас дом (РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 2070. Л. 33–33 об.). В Обывательской книге 1785 года за В.А. Кульковым "на берегу реки Вологды во второй части под №277" уже числится дом каменный, "построенной им с жилыми о двух этажах покоями". Следовательно, скорее всего, дом был построен В.А. Кульковым в конце 1770-х годов. 

Подробнее об истории создания дома и его владельцах до национализации можно прочитать в «Этюдах по вологдоведению» Игоря Борисовича Воронина.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Кирпичный двухэтажный дом являлся главным домом усадьбы, согласно плану 1780 года, занимавшей обширный участок в центре заречной набережной. Со двора к особняку примыкали две деревянные пристройки. По обе стороны здания располагались небольшие садики, за которыми в глубине двора стояли каменный флигель, деревянная конюшня и каретный сарай. Территорию усадьбы замыкал сад с прудом.

В оформлении фасадов здания сочетаются элементы барокко и классицизма. Стены, разделённые широкими пилястрами с коринфскими капителями, завершаются массивным антаблементом. По пилястрам спускаются изящные ветви с розами и без них. Фриз антаблемента украшен гирляндами. Окна первого этажа увенчаны лавровыми венками с овальными медальонами. Под окнами второго этажа находятся фигурные "фартуки". В профилированный венчающий карниз включён пояс "сухариков". Над кровлей возвышалось ограждение из просечного железа. Внутренняя планировка характерна для богатых жилых домов XVIII века. Покои парадного второго этажа объединялись анфиладой. Нижний этаж со сводчатыми перекрытиями делился на две части, изолированные друг от друга: в восточной половине располагались кладовые, а в западной – жилые помещения и парадная лестница. 

"В архитектурном облике этого здания, – писала М.В. Фехнер, – сказалось влияние и отмирающего барроко, и нарождающегося классицизма. Классической является композиция фасада, расчленённого пилястрами. Типичны для того времени детали: сухарики карниза, гирлянды во фризе, овальные медальоны над окнами нижнего этажа. Последние кажутся заимствованными с сооружений великого русского зодчего В.И. Баженова. Но фасад отличается некоторой перенасыщенностью декора, характерной для художественного направления предшествующих десятилетий, а также очень своеобразной трактовкой форм. Причудливые капители лишены абак; наличники окон второго этажа неожиданно заканчиваются барочной деталью. Изысканно тонко прорисованы лепные переплетающиеся с розами ветки, которые, извиваясь, спускаются по пилястрам. Искусно выполненные, они кажутся перенесёнными на фасад из интерьера интимного зала маленького дворца. Игра света и тени на фасаде даже при неярком северном освещении очень эффектна".

Искусствовед Г.К. Лукомский отмечал, что этот дом являет собой "совершенно исключительное явление во всей архитектуре русской провинции и даже Петербурга. Отдалённо напоминая детали, свойственные Ринальди (д[ом] Никол[аевского] Сирот[ского] инстит[ута], Мраморный дворец), архитектура этого небольшого, милого домика сразу укажет знающему Варшаву на лучшие образцы её дворцов стиля Louis XVI". "Под окнами первого этажа, – пишет он, – на подобиях баз – вертикальные полоски – типичнейшая деталь стиля Людовика XVI, но, как и прелестные венки и медальоны в наличниках окон этого этажа, они указывают на выполнение их по проекту не русского мастера. Такого богатства и изящества деталей этого стиля не было даже в Петербурге в то время. Полные нежности гирлянды роз в пилястрах, карнизы и подоконные украшения второго этажа с несомненностью указывают на автора-чужеземца и, вернее всего, поляка. Здесь вспоминаются частые указания на сохранившиеся в публике предания о постройках какого-то поляка-ссыльного в Вологде <...> ...в предположении о ссыльном поляке-авторе нет ничего невозможного, если мы вспомним, что Вологда издавна, как и Калуга, служила местом такой ссылки. Наконец, время сооружения? Конечно, сосланный после разделов конца XVIII столетия зодчий мог возвести здание как раз в это время". 

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В 1806 году по проекту губернского архитектора И.А. Фохта сооружена примыкающая к восточному боковому фасаду пристройка для размещения парадной лестницы. В оформлении пристройки в упрощённом виде воспроизведены некоторые элементы декора основной части здания.

Во второй половине XIX века здание было реконструировано: в частности, деревянные пристройки к дворовому северному фасаду дома были заменены каменными со скромным оформлением в стиле позднего классицизма. 

В 1960-х годах проводились ремонтно-реставрационные работы. Сделан косметический ремонт фасадов, при этом лепной орнамент в филёнках фриза антаблемента был заменён разделкой штукатурки "под шубу". Барочный центральный фронтон металлической балюстрады был заменён более простым треугольным фронтоном. Пробиты новые окна на первом этаже, косое северное окно на втором этаже. Пробиты новые двери между помещениями, заложен ряд анфиладных проёмов на втором этаже. Выломаны все печи и сняты печные трубы. Поставлено несколько новых временных перегородок. Восстановлено ограждение по краю крыши, которое в 1980-е годы снова было утрачено. Из пышного внутреннего убранства до наших дней дошли только фрагменты лепной отделки в большом зале верхнего этажа (лепные карнизы, потолочные розетки и гирлянды). 

Изначально дом имел достаточно высокий выраженный цоколь, скрытый в настоящее время наслоениями культурного слоя, исказившими пропорции постройки.

События и лица, связанные с объектом

М.В. Фехнер в 1958 году писала: "Обнаруженные нами архивные документы (ЦГИАЛ) доказывают, что это был главный дом большой городской усадьбы, владельцем которой был адмирал И.Я. Барш". Иван Яковлевич Барш родился в 1728 году в Вологде в семье вице-адмирала Якова Саввича Барша. В возрасте восьми лет Иван Яковлевич уже числился волонтёром на Балтийском флоте. За свою многолетнюю военную службу он неоднократно принимал участие в морских походах и сражениях, среди которых знаменитая битва в Чесменской бухте. Иван Яковлевич – первый из вологжан, кто был удостоен адмиральского чина (1790 год). Он вышел в отставку в сентябре 1797 года и поселился в Вологде.

Но И.Я. Барш не был строителем этого дома: 15 ноября 1794 года он купил дом у купца Афанасия Ивановича Узденникова, которому он в свою очередь достался в 1792 году по просроченной закладной от построившего его купца Василия Афанасьевича Кулькова. Василий Кульков вместе со своим братом Фёдором Афанасьевичем был отважным человеком, сколотившим капитал в середине XVIII века на промысловых экспедициях на Алеутские острова в Тихом океане. И если Фёдор, непосредственно ходивший в море, погиб в 1764 году во время промысла на островах Умнак и Уналашка вследствие стычек с алеутами, то Василий, как видим, продолжил заниматься предпринимательством. Интересно, что приложением к труду М.В. Ломоносова "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", стала подготовленная в 1764 году карта, на которой им были обозначены "Путь Кулькова с товарищи на новые острова" и "Путь Кулькова с товарищи с новых островов". Несколько в стороне от этого пути даже показан "остров Кульков", ныне известный под аборигенным названием Атту.

После смерти Ивана Яковлевича Барша в 1806 году усадьба перешла по наследству его сыну Николаю. В отличие от отца Николай Иванович больше отличился не на военной, а на гражданской службе. С 1810 по 1814 год он являлся вологодским губернатором. В период своей статской службы в Вологде Н.И. Барш проживал на казённой квартире, поскольку унаследованный особняк с каменным флигелем он продал казне сразу же после смерти отца в феврале 1807 года.

В доме находилась служебная квартира вице-губернатора. Во второй половине XIX века здесь временно размещалось губернское правление, что дало название дому на многие десятилетия. Затем особняк был вновь приспособлен под казённые квартиры.

В советское время дом использовался для размещения различных учреждений. В 1930-е годы в нём был расквартирован кавалерийский батальон 10-й дивизии, затем здание на несколько десятилетий занял детский сад.

В 1966 году, когда в Вологде К.Н. Воиновым снимался фильм "Дядюшкин сон" по повести Ф.М. Достоевского, именно в этом доме "жила" "первая дама города Мордасова" Марья Александровна Москалёва. В начале фильма возок с князем К. летит по заснеженному Заречью и останавливается у ворот именно этого дома.

Дом Баршова в дни съёмок фильма, 1966 год

С 1997 года по настоящее время в здании находится Вологодский гарнизонный военный суд.

Источники и литература
Авторы фотографий:

А.А. Бобков, Г.К. Смирнов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

В. Волков, Э.Э. Крестьянинов