Фрески, начало XX века Центральная часть иконостаса холодной церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке, начало XX  века Иконостас придела во имя 
преподобного Максима Исповедника церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке, начало ХХ века (ВГИАХМЗ, НВ 5189-304) Восточный фасад, 1962 год Реставрационный процесс, 1980-е годы Общий вид, 1970-е годы На переднем плане - западный фасад тёплой церкви Дмитрий Прилуцкого (Пресвятой Богородицы). На заднем плане - главки холодной церкви Дмитрия Прилуцкого, 1980 год Алтарная часть, середина XX века Информационная надпись, 2019 год Общий вид, 2022 год Общий вид, 2019 год Общий вид, 2019 год Общий вид, 2019 год Вид с противоположного правого берега реки Вологды, 2019 год Вид с противоположного правого берега реки Вологды, 2019 год Западный фасад, 2019 год Восточный фасад, 2022 год Вид со стороны Набережной VI Армии, 2019 год Главы церкви Димитрия Прилуцкого, 2022 год Главы церкви Димитрия Прилуцкого, 2009 год Декор наличников, 2022 год Крыльцо церкви, 2022 год Крыльцо церкви, 2022 год Иконостас и фрески холодной церкви 
Димитрия Прилуцкого на Наволоке, 2014 год Кирпичная ограда, 2022 год Столб кирпичной ограды, 2022 год

Краткая информация

  • Адрес: Набережная VI Армии, 121
  • Номер в госреестре: 351520268390006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Церковь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого входит в ансамбль церквей Димитриевского прихода на Наволоке. В «Житии Димитрия Прилуцкого» запечатлена красочная история основания церкви на Наволоке. Согласно преданию, в конце XIV века в Вологду прибыл преподобный Димитрий Прилуцкий. Некоторое время он жил в доме мастера кожевенных дел, затем переселился в село Выпрягово, где основал свою обитель (ныне Спасо-Прилуцкий монастырь). После смерти преподобного хозяин дома, где он останавливался, заложил в его память часовню. Когда же Димитрий был причислен к лику святых, на ее месте построили деревянный храм.

В Вологодское разорение 1612 года церковь во имя преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца, сгорела, о чем свидетельствует запись в писцовой книге Вологды 1627/28 года. Согласно переписной книге Вологды 1646 года, ко времени ее составления уже были отстроены два храма: «Церковь преподобного Димитрия, Прилуцкого чюдотворца, древяна на каменное дело о пяти верхах, другая церковь благоверных князей Фeдора и чад его Давыда и Констянтина, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, древяна клетцки».

О времени постройки каменного холодного храма Димитрия Прилуцкого мнения исследователей расходятся. В конце XIX века известный историк-краевед Н. И. Суворов датировал постройку холодного Димитриевского храма временем около 1710 года. В начале XX века искусствовед Г. К. Лукомский приводит сходные данные, видимо, извлеченные из клировых ведомостей. Вслед за ними 1710 годом уже в советское время датировали создание храма и составители учетно-охранной документации на этот памятник архитектуры. Искусствоведы Г. Н Бочаров и В. П Выголов, основываясь на данных А. Н. Сперанского, утверждали, что холодный храм возведен ярославскими зодчими Б. Назаровым и П. Тимофеевым около 1651 года, а в 1710–1711 годах была построена колокольня и сделан теплый придел. Однако в рапорте 1760 года протопопа Стефана Иоаннова, опиравшегося на материалы храмозданных грамот и опросы причта, имеются иные сведения: «Церковь каменная преподобнаго Димитрия, Прилуцкого чудотворца, зачата строить на место деревянной в 1687, а окончена и освящена в 1698 годех».

Архитектурные особенности (описание) объекта

Строгая архитектура холодной двухэтажной Димитриевской церкви носит черты школы, к которой принадлежали ее строители. Храм представляет собой приземистый монументальный куб, поставленный на подклет и увенчанный пятью маленькими, широко расставленными, усыпанными золочеными звездами луковичными главками на тонких барабанах. Фасадный декор схож с ярославскими памятниками XVII века и довольно лаконичен: лопатки на углах, окна без наличников, пояс с круглыми нишами в ширинках под карнизом, три кокошника в верхней части четверика с каждой стороны (в них, как и над входом в паперть, в XIX веке была сделана не сохранившаяся до наших дней роспись) и простая аркатура на барабанах. Позднее к четверику храма пристроили непропорциональную основному кубу закрытую паперть с лестницей, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника.

Внутреннее убранство храма выполнено в духе барокко. В начале XVIII века его украсили фрески. Роспись во многом схожа с композициями церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Предполагают, что главой артели стенописцев мог быть один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле (Фёдор Игнатьев или Фёдор Фёдоров). В храме установили полностью золоченный пятиярусный иконостас, пышно украшенный изящной резьбой. Главный иконостас храма (сохранившийся, как и фрески, до наших дней) Г. К. Лукомский описал так: «Иконостас этой верхней церкви барочный и притом очень чистых форм и богатейшего выполнения … Уже самый план его в виде изломанной прихотливой линии дает много выпуклости и рельефа этому образцу резного мастерства. Иконостас с прелестною легкою сенью. На створках Царских врат медальоны с живописью, обрамленною резьбой, из которой выглядывают головы амуров; под сенью – фигуры ангелов. Резьба иконостаса очень богатая, даже затейливая и драгоценная. Кроме крупной горельефной работы, даже гладкие плоскости дерева покрыты мелкою, плоскою прорезью прекрасного орнаментального рисунка. Но самый характер высокой резьбы также примечателен: с какой легкостью брошены все эти медальоны, как пышно и вместе с тем неназойливо усыпаны завитками, букетами роз рамы, овалы, с каким мастерством заполнены все эти квадраты, базы, капители. Но великолепие иконостаса дополняется еще тем, что даже самый тон позолоты иконостаса (позолота не обновлялась уже лет 70) полон прелестного, тусклого, как бы заглушенного блеска, полон совсем особой, бархатной звучности». Большую художественную ценность представляет и иконостас придела во имя преподобного Максима Исповедника, который в советское время был разобран и передан на хранение в Вологодский краеведческий музей.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

К четверику храма пристроили непропорциональную основному кубу закрытую паперть с лестницей, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника.

События и лица, связанные с объектом

6 марта 1930 года храм был закрыт. В советское время здание церкви, признанное памятником архитектуры, не подвергалось разрушениям и перестройкам, были сохранены иконостас и фресковая роспись. В 1999 году церкви Димитрия Прилуцкого и Успения возвращены епархии, церковная жизнь в них возрождалась в форме подворья Спасо-Прилуцкого монастыря. Новое освящение церкви состоялось 13 июля 2001 года, а в 2014 году восстановлена самостоятельность Димитровского прихода.

Ныне при храмах преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке, Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке действует Архиерейское подворье храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке.

Источники и литература

  • Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.
  • ВГИАХМЗ. Ф.2. Оп.1. Д.73. Л.121.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, канд. ист. наук Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, канд. ист. наук О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 306–308.
  • История православных храмов и монастырей / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда: Древности Севера, 2022). С.92–94.
  • Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 276–277.
  • Сборник истории старых улиц города Вологды.
  • Соколов В.И. Вологда: история строительства и благоустройства города. Вологда, 1977.
  • Фехнер М.В. Вологда. М., 1958.С. 120.
  • Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
  • Церковь Дмитрия Прилуцкого «на Наволоке» (ул. Набережная VI Армии, 121): паспорт памятника истории и культуры // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета.
Авторы фотографий:

А.А. Бобков, И.В. Журавлёв, Э.Э. Крестьянинов, А.В. Суворов,  Ю.А. Судакова, Г.Г. Щапин