Власиевская церковь с первоначальной шатровой колокольней, 1862 год (ВГИАХМЗ, НВ 5190-767) Власиевская церковь, вид с севера. Фото начала XX века из книги: Дунаев Б.И. Северно-русское церковное и гражданское зодчество. Город Вологда. М., 1914. Вид Власиевской церкви с юга, с Власьевской улицы. Фото начала XX века Вид Власевской церкви с юго-востока, с ул. Челюскинцев. Фото второй половины 1930-х годов Вид Власевской церкви с юго-востока, с ул. Челюскинцев. Фото второй трети XX века Вид церкви с востока, с ул. Кирова, 1976 год. Фрагмент северного фасада, 1976 год Фрагмент южного фасада, 1976 год Фрагмент пристройки, 1976 год Фасад восьмерика, 1976 год Фрагмент южного фасада, 1976 год Фрагмент северного фасада, 1976 год Фрагмент надстройки над юго-восточным углом, 1976 год Фрагмент северного фасада, 1976 год Восточный фасад, 1976 год Фрагмент южного фасада, 1976 год Вид с юго-востока, 2001 год Вид с юго-востока, 2001 год Вид с юго-востока, 2001 год Общий вид с юго-востока, 2001 год Вид с северо-запада, 2001 год Главный вход в церковь Власия на юго-западном фасаде, 2001 год Фрагмент южного фасада, 2001 год Вид храма с северо-запада, 2001 год Фрагмент южного фасада трапезной, 2001 год Окна четверика, 2001 год Интерьер церкви, 2001 год Фрагмент интерьера, 2001 год Фрагмент интерьера, 2001 год Северо-западный фасад Информационные надписи Северо-восточный фасад Двери на северо-восточном фасаде Декоративные элементы фасада Юго-восточный фасад Крыльцо на юго-восточном фасаде Северо-западный фасад Северо-западный фасад Главный вход на юго-западном фасаде Юго-западный фасад Заложенный проём Икона над западным входом и заложенное окно Икона над западным входом Интерьер четверика Интерьер четверика Интерьер четверика Интерьер четверика

Краткая информация

  • Адрес: ул. Челюскинцев, 12
  • Номер в госреестре: 351610545550005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: удовлетворительное
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. № 434 "О постановке под госохрану памятников истории и культуры"

История создания

Место, где стоит Власиевская церковь, прежде относилось к пригородному селу Обухову. Судя по писцовой книге города Вологды 1627/28 года, в селе было четыре деревянные церкви. Две из них, находившиеся на архиепископской земле, сгорели во время разорения Вологды в 1612 году и не были восстановлены. Возможно, именно эта Троицкая церковь упоминается в житии Галактиона Вологодского: в неё преподобный по приглашению архиепископа ходил молиться в начале XVII века об избавлении от засухи, свирепствовавшей в вологодской округе. Другие две церкви в писцовой книге описаны так: «За речкою за Содемкою во Власьевской улице <…> церковь священномученика Власея Севастийского древяна клецки, другая церковь Олексея человека Божия древяна вверх, с трапезою; у церквей служит поп Онанья, да дьячёк Марко Онаньин, да пономарь Тимошка». В переписной книге Вологды 1646 года Власиевская церковь описана так: «древяна вверх, клинчатая».

Согласно рапорту протоиерея Стефана Иоаннова от 1760 года, строительство каменной церкви началось в 1710 году. В клировых ведомостях начала ХХ века освящение храма относится к 1714 году: «Церковь построена тщанием прихожан и освящена в 1714 году, как говорит предание, а достоверных сведений на то нет». Стефан Иоаннов приводит другую дату освящения – 1724 год; его сообщению как современнику событий стоит доверять больше. Возможно, источники сохранили даты освящения холодного и тёплого храмов в этом здании.

Архитектурные особенности (описание) объекта

По своей архитектуре церковь Власия близка другим городским храмам, построенным в начале XVIII века. Увенчаный крупной луковичной главой холодный храм, освящённый в честь иконы Божией Матери «Донская», представляет собой распространённый тип «восьмерик на четверике» и соединён с тёплым, в котором были устроены приделы: на правой стороне – во имя Святителя Николая Мирликийского, на левой – во имя священномученика Власия, епископа Севастийского. Четвёртый придел находился в сооружённой позднее паперти и был освящён во имя преподобных Симеона Столпника и Алексея, человека Божиего. Возвышавшаяся над папертью колокольня, стоявшая на оси здания, изначально была шатровой. В 1888 году она была перестроена и стала одной из самых высоких в городе – её многоярусный восьмигранный столп эклектичной архитектуры увенчивал гранёный сферический купол с высоким шпилем. Крупные прямоугольные окна старой части храма окружены рамочными перспективными наличниками с завершением в виде килевидных фронтонов. Над окнами восьмерика с юга и севера размещены прямоугольные ниши для икон с рамочными перспективными наличниками, а с восточной стороны такая ниша заменяет окно. Стены завершены скромным карнизом, состоящим из валика и разделённого двумя вытупающими рядами кладки полувалика; по верху восьмерика карниз дополнительно украшен рядом поребрика. Стены покрыты известковой затиркой и окрашены в один тон светло-охристой краской. С южной стороны четверика по его центру существовал вход с устроенным над ним кованным металлическим козырьком. Окна пристроенных позднее приделов и трапезной имеют арочное завершение и рамочные наличники в виде валика с килевидным завершением. 

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В XIX веке к храму с трёх сторон пристроена П-образная в плане одноэтажная паперть с двумя боковыми приделами, имеющими круглые апсиды, отмеченные возвышающимися над скатной крышей главками; миниатюрной главкой был отмечекн и апсида главного храма. После закрытия храма разобрана до первого яруса колокольня, полностью снесена алтарная апсида, снесены глава с крестом над холодным храмом и главки над боковыми приделами. Пространство храма разделено на несколько этажей, сделаны незначительные надстройки и пристройки, часть оконных проёмов была заложена, часть превращена в дверные проёмы. Утрачено внутреннее убранство.

В настоящее время приходом ведутся работы по поддержанию здания в сохранности. В 2019 году над крышей на месте снесённой в 1930-е годы главы установлен золочёный кованый крест.

События и лица, связанные с объектом

Церковь дала название Власьевской улице города, меридиональное направление которой, согласно регулярному плану Вологды 1781 года, было лишь слегка изменено по отношению к улице дорегулярного периода. Церковь по воле проектировщика оказалась на перекрёстке двух улиц: Власьевской (с 1934 года – Челюскинцев) и Малой Обуховской (с 1936 года – Кирова).

Николай Матвеевич Рынин

В начале XIX века приход храма был одним из самых больших в Вологде. В 1818 году в нём насчитывалось около 600 человек. В этом приходе проживал и часто появлялся в храме Николай Матвеевич Рынин (1777–1837) – вологодский юродивый, местночтимый святой. Он канонизирован 3 июля 1988 года под именем Николая Вологодского, над его могилой на Богородском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы действует Никольская часовня.

Около 50 лет во Власиевской церкви прослужил протоиерей Александр Адрианович Авдуевский (1825–1900), сын священника Николаевской Комьянской церкви Грязовецкого уезда. После окончания Вологодской духовной семинарии он начал служение с должности письмоводителя при епископе Евлампии. В 1848 году рукоположен в сан священника и определён к Афанасиевской церкви Вологды. В следующем году переведён в Георгиевскую церковь, а ещё через три года – во Власиевскую, где и служил до своей кончины. Отец Александр много лет состоял в епархиальных комиссиях, проверявших отчёты о казённых суммах, выделявшихся на содержание Вологодского архиерейского дома, кафедрального собора, духовной консистории и штатных монастырей епархии. Являлся членом правления Вологодской духовной семинарии (1867–1868). Свыше 15 лет (с 1870 по 1886 год) он был благочинным церквей 2-го округа города Вологды, около 8 лет (с 1879 по 1887 год) – гласным Вологодской городской думы. Помимо церковных наград, отец Александр был награждён орденом Святой Анны 3‑й степени (1884) и Святого Владимира 4-й степени (1899). Скончался отец Александр 20 августа 1900 года и был похоронен на Богородском кладбище.

В 1922 году Вологда была взбудоражена сообщением о появлении автономной религиозной группы «Свободная религия», организованной при Власиевской церкви её священником Модестом Фёдоровичем Сатраповым и диаконом Иваном Александровичем Преображенским, выступавшими за полное упразднение церковной иерархии и невмешательство духовенства в дела общины. Своим верховным органом управления община провозгласила общее собрание членов. Впрочем, в регистрации общине было отказано. В 1924 году отец Модест был арестован за выявленную недостачу закреплённых за приходом серебряных изделий высокой пробы общим весом около 15 кг. Средства на возмещение причинённого им государству значительного ущерба вынуждены были собирать прихожане.

16 июля 1929 года постановлением Вологодского губисполкома храм был закрыт. Власиевская община присоединилась к соседней Никольской Глинковской. В здании поначалу разместился хлебозавод и мельница. Позже в разделённом перегородками и перекрытиями помещении церкви находились различные учреждения (дольше других – управление местной промышленности Вологодского облисполкома, его бухгалтерия и архив, а также цех металлоизделий). В первой половине 1990-х годов здание пустовало. В середине 1990-х – середине 2010-х годов помещения в здании занимали офисы различных организаций и оптовый склад продовольственных товаров и алкоголя, а помещение первого этажа четверика было приспособлено под продовольственный магазин. Вход в магазин был устроен с перекрёстка улиц через центральный проём, некогда ведущий в алтарь; проёмы в дьяконник и жертвенник были превращены в окна.

Решением исполкома Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. №434 Власиевская церковь объявлена памятником архитектуры регионального значения.

В 2015 году создан приход храма священномученика Власия, епископа Севастийского. В 2019 году над куполом храма установлен крест.

Среди икон из Власиевской церкви, сохранившихся в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, выделяется красочностью и декоративностью «Акафист Богоматери» начала XVIII века (ВОКМ 7846). Эта сложная гимнографическая композиция создана на основе иконографии «Древа Иессеева» и отображает представления о Мировом древе. Торжественность гимна подчёркнута образами Ангелов со свитками и символами пророчеств о Деве Марии. В клеймах проиллюстрированы кондаки и икосы Акафиста Богородице. В чашах цветов изображены предки Богоматери.

 

Источники и литература

 

Авторы фотографий:

О.И. Жукова

Исторические фотографии:

Э.Э. Наседкин, А.И. Финогенов