Краткая информация
- Адрес: ул. Октябрьская, д. 46 б, 46
- Номер в госреестре: 351721288240006
- Категория: федеральное значение
- Вид ОКН: ансамбль
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
- Датировка: XVIII
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: удовлетворительное
- Собственность: федеральная
- Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
В ансамбль входят:
- Церковь Владимирская, 1764 г.
- Колокольня, 1764 г.
- Церковь Владимирская (тёплая), 1685–1689 гг. (Гавриило-Архангельская; официально в состав ансамбля не входит.)
История создания
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со статусом «объект культурного наследия федерального значения» под отдельным реестровым номером стоит ансамбль «Церковь Владимирская и колокольня», который включает холодную Владимирскую церковь и колокольню. Однако исторически ансамбль храмов Владимирского прихода состоит из трёх соседних зданий: тёплого храма Архангела Гавриила, холодного храма во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и отдельно стоящей колокольни. Тёплый храм Архангела Гавриила числится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со статусом «объект культурного наследия регионального значения» и не включён в ансамбль Владимирских церквей. Неточны и датировки, указанные в реестре.
Обратимся к истории комплекса Владимирского прихода. До конца XVII века все его храмы были деревянными. Холодный Владимирский храм построен в 1759 году, освящён в 1764 году. Именно датой освящения холодного храма в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации датирован ансамбль Владимирской церкви с колокольней, что неверно, поскольку каменная колокольня и каменный тёплый храм Архангела Гавриила были построены раньше, в 1684/85–1688/89 годы на средства богатейшего вологодского купца, члена гостиной сотни Гаврилы Мартыновича Фетиева. Перед смертью в конце 1683 года он составил духовную грамоту (завещание), в которой выразил свою последнюю волю. Среди прочих распоряжений было и такое: «У Владимирской же Богородицы построить церковь каменная тёплая о двух шатрах… Да у той же церкви сделать колокольня особая против образца соборной колокольни». На строительство была выделена огромная по тем временам сумма – две тысячи рублей. Кроме того, на помин своей души он передал во владение этой церкви часть своего недвижимого имущества.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Ансамбль церквей с колокольней оказался внутри квартала неправильной трапециевидной формы, созданного при разбивке сетки кварталов согласно первому регулярному плану Вологды 1781 года. Холодная и тёплая церкви оказались входами обращены к улице Октябрьской (бывшей Обуховско-Дворянской), где по утверждённому в 1901 году проекту были выстроены кирпичные ворота кованой ограды комплекса с устроенной в них часовней (не сохранились). Между церквями расположен небольшой пруд. Дальше от Октябрьской улицы вглубь участка расположена отдельно стоящая колокольня.
Храмы ансамбля Владимирских церквей построены в разное время и относятся к разным архитектурным стилям.
События и лица, связанные с объектом
В числе прихожан Владимирского прихода был богатый вологодский купец, «гость», Гаврила Мартынович Фетиев. Он вёл широкую торговлю хлебом и солью с Архангельском, а закупаемые там заморские товары возил в Москву, где для их хранения у него имелся амбар в Гостином ряду. Но предпринимательская деятельность Фетиева не ограничивалась торговлей. Вместе с крупными московскими «тузами» торгово-промышленного мира он занимался выгодными подрядами и откупами. Он подряжался поставлять иностранцам многие тысячи пудов пеньки, которую скупал в Вологде, Москве, Калуге. Имея свободные средства, он занимался также ростовщичеством. Его должниками были и крестьяне, и посадские, и помещики, и даже довольно знатные люди. Имелась у него и земельная собственность: огороды и покосы в Вологде и несколько вотчин – сёла Косково, Погорелое, Пятино, Гущино, Романово с «деревнями и с пустошами... с крестьяны и с их крестьянскими женами и животами и со скотом и с пахотными землями и с сенными покосы и со всеми угодьи и с хлебом стоячим и с молоченным». В 1677 году на проживавшего в Москве Фетиева был подан донос, его обвинили в чернокнижии, посадили в тюрьму у Тайницких ворот, а все товары опечатали. Правда, закончилось это неприятное для купца дело благополучно: его оправдали и имущество вернули. В благодарность за избавление Фетиев сделал щедрый вклад в свою приходскую церковь – пожертвовал новые серебряные богослужебные сосуды. Около деревянной Владимирской церкви Фетиев был впоследствии похоронен.
В советское время Владимирские церкви разделили судьбу многих других православных храмов. 1 августа 1928 года было принято решение о закрытии Гавриило-Архангельского храма, 22 декабря 1929 года – о закрытии Владимирской церкви. В 1930-е годы в зданиях Владимирских церквей размещалась пуговично-гребёночная фабрика. Ограду с часовней во входных воротах разобрали.
В 2014 году учреждён приход, которому передан холодный Владимирский храм и колокольня.
Источники и литература
- Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. 2-е изд. Вологда, 2006.
- Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 38–41.
- История православных храмов и монастырей Вологды / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда:Древности Севера, 2022). С. 90–91.
- Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С. 131.
- Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914. С. 276–277.
- Малиновский Ф.Н. Владимирская церковь в городе Вологде. Вологда, 1905.
- Сазонов А.И. Вологда. Каменная летопись. 4-з изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2020.
- Сборник истории старых улиц города Вологды.
- Соколов В.И. Вологда: история строительства и благоустройства города. Вологда, 1977.
- Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып.3. С. 262, 265, 280–281.
- Суворов Н.И. Церковь Пресвятыя Богородицы Владимирския в г. Вологде // Вологодские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1872. №24; 1873. №1–5.
- Трапезников В.Н. Расцвет Вологды и завещание вологодского гостя Фетиева как памятник былой культуры // Известия ВОИСК. Вологда, 1917. Вып. 4. С. 56–61.
- Фехнер М.В. Вологда. М., 1958.
- Храмовый комплекс Владимирской церкви. Владимирская (холодная) церковь: паспорт памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Храмовый комплекс Владимирской церкви. Колокольня: паспорт памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Храмовый комплекс Владимирской церкви. Церковь Архангела Гавриила: паспорт памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
Авторы фотографий:
С.Е. Аксёнов, И.Б. Воронин
Исторические фотографии:
Э. Наседкин, А.И. Финогенов
Документы
- Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
- Приказ Министерства культуры РФ "О регистрации ОКН в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации" от 18.12.17 №136616-р
- Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области "Об утверждении предмета охраны" от 19.07.21 № 42-0/01-08
- Паспорт памятника истории и культуры "Храмовый комплекс Владимирской церкви". Дата составления: октябрь 1985 г. Составитель: искусствовед Финогенов А.И.