Общий вид, начало XX века Фото начала ХХ века (ВГИАХМЗ, НВ 5189-634) Фото 1952 года Сретенская церковь, середина XX века (ВГИАХМЗ, НВ 5189-19) Северо-западный фасад, начало XX века Декор юго-восточного фасада, первая половина XX века Декор наличников, середина XX века Северный фасад, 1962 год Восточный фасад, 1962 год Южный фасад, 1962 год Вид с юго-востока, 1980 год Северо-западный фасад, 1980-е годы Северо-западный фасад, 1980-е годы Декор наличников, 1980-е годы Декор наличников, 1980-е годы Декор наличников, 1980-е годы Общий вид, 2022 год Общий вид, 2011 год Информационная табличка, 2022 год Информационная табличка, 2022 год Декор бокового фасада, 2022 год Карнизы, 2022 год Вид со стороны алтаря, 2022 год Реставрация глав, 2022 год Реставрация глав, 2022 год Реставрация глав, 2022 год Реставрация глав, 2022 год Главы Сретенской церкви, 2022 год Главка придела и декор фасада, 2022 год Северо-западный фасад, 2022 год Апсида, 2022 год Декор наличников бокового фасада, 2022 год Общий вид, 2022 год Завершение колокольни, 2022 год Ярус звона колокольни, 2022 год Основание колокольни, 2022 год Дверь подклета под колокольней, 2022 год Западное крыльцо, 2022 год Кладка крыльца, 2022 год Декоративный элемент, 2022 год Вход в подклет на юго-восточном боковом фасаде, 2022 год Восточное крыльцо, 2022 год Юго-восточный фасад, 2022 год Наличник двери подклета, 2022 год Кладка основания колокольни, 2022 год Декор наличников, 2022 год Декор наличников, 2022 год Декор наличников, 2022 год Декор наличников, 2022 год Оформление наличников, 2011 год Декоративный элемент фасада, 2011 год Декоративный элемент фасада, 2011 год Декоративные элементы фасада, 2011 год Полихромные рельефные изразцы в декоре фасада, 2011 год Полихромные рельефные изразцы в декоре фасада, 2011 год В ходе реставрации пятиглавия Сретенской церкви, 2022 год Сретенская церковь в ходе реставрации с юга, 2023 год

Краткая информация

  • Адрес: Набережная VI Армии, д. 85
  • Номер в госреестре: 351410050820006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Каменное здание Сретенской церкви, которое сегодня радует глаз вологжан, построено в XVIII веке. Однако её история начинается раньше. Сведения о ней уже есть в писцовой книге Вологды 1627/28 года: «Церковь Встретение Господа нашего И[исуса] Христа, другая церковь Николы Чудотворца, обе древяны вверх, а в церкви Божия милосердия образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и всякое церковное строенье приходных людей, а земли под церквами и около церквей в дл[ину] 37 с[ажен], попер[ег] 47 с[ажен], у церкви служит поп Прохор». По Г.К. Лукомскому, каменная церковь возведена в 1731–1735 годах. 1731 годом датируется её постройка и в учётно-охранной документации на памятник. Однако протопоп Стефан Иоаннов в своём рапорте от 1 сентября 1760 года даёт чуть более позднюю датировку: 1734–1737 годы. Исследователь Е.А. Виноградова приводит данные, подтверждающие и конкретизирующую последнюю названную датировку: благословение на строительство храма было дано епископом Вологодским и Белозерским Афанасием 24 апреля 1734 года, тёплый храм освятил в 1737 году епископ Амвросий, а освящение холодного должно было состояться 17 июля 1743 года, но его перенесли из-за необходимости исправления новых икон, оказавшихся по недоразумению написанными по старообрядческим канонам.

Имя архитектора храма неизвестно, но, как справедливо написал в 1921 году искусствовед И.В. Евдокимов, «художник-декоратор, создавший очаровательную композицию из множества окон, обработанных балясинками, кувшинами, лепкой, был крупный талант, без всякого сомнения».

Архитектурные особенности (описание) объекта

Несмотря на то, что Сретенская церковь построена в XVIII веке, по своим архитектурным формам она соответствует постройкам в стиле московского барокко рубежа XVII–XVIII веков.

Церковь Сретения, как и многие храмы Вологды, ориентирована алтарём не на восток, как это принято, а на северо-северо-восток. Здание состоит из двух соединённых четвериков тёплого и холодного храмов с примыкающим к ним полукруглым алтарным выступом с северо-востока и колокольней с юго-запада. Сильно вытянутый вверх основной объём холодного храма завершён вместо традиционных кокошников широким карнизом и увенчан пятью широко расставленными луковичными главами на тонких шеях с красивыми ажурными крестами. С юго-запада к холодному храму примыкает меньший по размерам двухэтажный четверик тёплого храма, крытый железом на два ската и увенчанный двумя небольшими луковичными главками.

Церковь Сретения отличается богатством и изяществом декоративного барочного оформления фасадов. Сдвоенные тонкие пилястры, обрамляющие углы здания, тянутся от цоколя до венчающего стены сложного кирпичного карниза из кронштейнов-городков. Уступы карниза холодного храма чередуются с двумя поясами полихромных рельефных изразцов, на которых изображено переплетение стеблей, веток, цветов и плодов. Такие же яркие жёлто-зелёные изразцовые ленты украшают угловые пилястры, наличники оконных и дверных проёмов. Обильное использование цветных рельефных изразцов в декоре фасадов старой части храма – уникальная для церквей Вологды особенность. Оригинальна композиция окон на юго-восточном и северо-западном фасадах, живописно расположенных в виде треугольника. Окна и дверные проёмы обрамлены пышными барочными наличниками из тёсанного кирпича с фронтончиками, кувшинами, колонками, растительными узорами, кронштейнами и капителями. В обрамлении наличников имеются ленточные изразцовые вставки.

Перестройка колокольни в XIX веке в псевдоготическом стиле не нарушила общего характера архитектуры храма. Вытянутые пропорции четверика и звона колокольни, увенчанного высоким куполом со шпилем, удачно подчеркнули лёгкость и устремлённость ввысь всей композиции церкви. В архитектуре верхних ярусов колокольни наряду с неоготическими просматриваются черты классицизма. Во второй половине XIX века по обе стороны квадратного нижнего яруса звонницы пристроены два крытых крыльца-всхода.

Многие исследователи усматривают в композиции и нарядном декоре церкви черты сходства со светской архитектурой. Действительно, если с храма мысленно снять завершение, то он превратится в пышно декорированные изразцами каменные палаты, почти ничем не напоминающие другие церковные постройки Вологды.

Декоративное барочное убранство интерьера до наших дней сохранилось лишь в небольших фрагментах. Однако внутренний облик храма можно попытаться реконструировать на основании дореволюционных описаний. Из работы Г.К. Лукомского 1914 года мы узнаём, что тёплый (с накатным потолком) и двусветный холодный (перекрытый сводами) храмы «разделялись капитальной стеной, соединяясь между собой узенькой дверцей». После перестройки церкви 1830-х годов первоначальный декор интерьера был значительно изменён. Особенно это коснулось тёплого храма, где лепные барочные украшения полностью заменили ныне утраченной стенописью, которая, по воспоминаниям современников, не представляла собой выдающегося явления. Убранство холодной церкви подверглось меньшим переделкам и к началу XX века на сводах и стенах сохранялись многочисленные лепные украшения. До наших дней сохранилось оформление основания светового барабана, декорированного орнаментальной лепкой и четырьмя головками ангелов, а на своде купола вылеплено Всевидящее око (известно, что до перестройки храма весь купол был выложен зелёными изразцами).

Интерес представлял и нетипичный для вологодских храмов иконостас, выполненный в первой половине XIX века в неоготическом стиле. Он был трёхъярусным с колонками, декорированными под зелёный мрамор. Свободные от декора места покрывала белая краска, а капители и рельефные украшения были вызолочены.

Сегодня из исторического декора интерьера можно видеть только фрагменты лепнины в основании светового барабана и на сводах холодного храма.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Колокольня перестроена в XIX веке. Первоначально её завершение, видимо, было шатровым. В 1830-х годах на нижний ярус (четверик) колокольни было установлено новое, более высокое, завершение: второй ярус имеет вид восьмигранника, на котором находится цилиндрический ярус звона с широкими стрельчатыми проёмами, увенчанный куполом с люкарнами и высоким стройным шпилем. После перестройки церкви в XIX веке первоначальный декор интерьера был значительно изменён.

Во второй половине XIX века к колокольне пристроены два крытых крыльца.

В советское время убранство интерьера было утрачено, внутри храма появилось междуэтажное перекрытие в холодном храме и многочисленные перегородки. Барочная лепнина сохранилась лишь на сводах холодного храма и в основании светового барабана.

В 1960-х годах выполнена комплексная реставрация здания.

В 2000-е годы АУК ВО «Вологдареставрация» проведены ремонтно-реставрационные работы этого объекта культурного наследия, но в 2014 году в здании случился пожар, в результате которого интерьер был частично повреждён огнём и закопчён.

В 2021 году согласована научно-проектная документация на комплексную реставрацию, разработанная ООО «Научно-реставрационные производственные мастерские». В 2022 году ООО «СтарГрад» начата реставрация Сретенского храма на средства Благотворительного фонда «Наследие Русского Севера», в ходе которой планируется окрасить главы и кровлю храма, возобновить утраченные элементы декора и окрасить фасады, отремонтировать интерьеры.

События и лица, связанные с объектом

К началу XX века в церкви были престолы Сретения Господня (главный), Святителя Николая Мирликийского, Трёх Святителей Московских – Петра, Алексия, Ионы.

В январе 1930 года храм закрыли и приспособили под общежитие (сначала пединститута, а затем управления культуры).

С 2014 года в церкви вновь проводятся богослужения, идёт работа по восстановлению храма. Ныне здесь действует Архиерейское подворье храма Сретения Господня г. Вологды Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Источники и литература

Авторы фотографий:

А.А. Бобкова, И.Б. Воронин, О.В. Корнеева, А.И. Меньшиков, Г.В. Огурцов, А.В. Суворов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

Э.В. Крестьянинов, Г.Г. Щапин