Покровская церковь на Козлёне. Снимок сделан, по всей видимости, в конце XIX века. Хранится в собрании ВГИАХМЗ. Покровская церковь на Козлёне. Снимок сделан около 1909 года. Хранится в собрании ВГИАХМЗ Юго-восточный фасад, 1948 год Фрагмент фрески западной стены, 1948 год Юго-восточный фасад, 1962 год Северо-западный фасад, 1962 год Юго-западный фасад, 1962 год Западный фасад, 1962 год Интерьер церкви, 1980-е годы Общий вид Вид с юго-запада Главный фасад Северо-западный фасад Северо-западный фасад Северо-восточный и юго-восточный фасады Колокольня Декор колокольни Декор колокольни Декор колокольни Вход в церковь и декор главного фасада Декор фасада и икона на стене церкви Декор фасада и икона на стене церкви Декор северо-западного фасада Декор северо-западного фасада Декор юго-восточного фасада Декоративные элементы фасада Декор северо-западного фасада Декор северо-западного фасада Декор бокового фасада Юго-восточный фасад Декор юго-восточного фасада Декор юго-восточного фасада Алтарная часть и декор северо-восточного фасада Алтарная часть и декор северо-восточного фасада Апсида церкви Икона в алтарной части Декор наличников Декор наличников Декор наличников Декор наличников Декоративный элемент фасада

Краткая информация

  • Адрес: Первомайская, д. 12
  • Номер в госреестре: 351410051080006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Первые упоминания о Покровской церкви выявлены в исторических источниках начала XVII века. Согласно окладной книге 1618 года, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Козлёне«сожгли литовские и воровские люди вВологодскийрозгром», то есть в 1612 году. К 1626 году церковь восстановили, о чём свидетельствует писцовая книга Вологды 1627/28 года. В 1682 году взамен старой обветшавшей было возведено новое здание Покровской церкви, тоже деревянное.

В 1704 году прихожане, тревожимые частыми пожарами, обратились к архиепископу Гавриилу с просьбой разрешить строительство каменной холодной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», на защиту которой надеялись как на «прекрепкую стену и забрало» от бедствий. 8 июня 1710 года новая каменная холодная церковь, построенная рядом с деревянным Покровским храмом, была освящена.Она возводилась силами всех горожан, «дабы град сей, и все в нем обитающие людие, и домы их, и всякие здание хранимы были от всяких наветов и зол, наипаче же от внезапного грех ради бывающего огненного запаления, и от зельного вод и ветров стремления, и от разбиения всяких сплавных судов, и полагаемых в них вещей отистопления, и от всяких бедств».

Между 1713 и 1720 годамихолодный храм расписан артелью ярославских мастеров во главе с Фёдором Фёдоровым. В середине XIX века фрески были поновлены, а в конце XIX – начале XX века в храме появились росписи местного мастера М. В. Алексеева. В центре свода изображен Христос, на его гранях – праздники, на стенах – евангельские ия апостолов, апокрифические легенды об иконеРимской Богоматери.

В 1730 году деревянную Покровскую церковь разобрали иначали строительство каменного теплого храма, примыкающего с запада к холодной церкви. Над престолами теплого храмабыли сооружены две миниатюрные главки, а с запада над входомустроена шатровая колокольня на необычно высоком восьмигранном столпе.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Покровский храм по композиции напоминает церкви Иоанна Предтечи в Рощенье и Власиевскую в Обухове.Здание состоит из двусветного четверика, на который поставлен восьмерик. Венчает церковь купол с одной луковичной главой. Над престолами теплого храма были сооружены еще две миниатюрные главки, а с запада над входом построена шатровая колокольня.

Искусствовед Г.К. Лукомский так описал впечатление от фресок: «Чудесные картины богатой композиции... Особенно хорош ряд изображений, идущий поверх восьмиугольных окон барабана. Вот, например, Распятие – выполненное в традициях XVII века (как, впрочем, и многие иные сюжеты росписи) – необычайно красив фон изображения, представляющий город за высокими стенами: выглядывают дома – а направо и налево от горы солнце и луна на темно-синем фоне. Все сюжеты из Евангелия трактованы немного в характере гротеска: движения приняли очень беспокойный вид, фигуры изгибаются, почти кривляются, скачут, извиваются… Есть очаровывающие своей экспрессией композиции, несомненно, позаимствованные в основе из иностранных источников…». 

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В 1902–1909 годах здание подверглось перестройке: теплыйхрам был увеличен в высоту и удлинен к западу, получил окна второго света, построена новая колокольня, на аттике над алтаремвозведена небольшая главка.

После закрытия в 1930-м году храм лишили крестов.

В 1985 году здание было отреставрировано.

События и лица, связанные с объектом

В 1930 году Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне был закрыт. В начале 1930-х здесь помещался пересыльный пункт для раскулаченных, которые ютились на нарах в несколько ярусов. Церковь служила транзитным пунктом между железнодорожным вокзалом и пристанью, откуда переселенцев на баржах отправляли дальше на север.

С конца 1930-х годов здание использовалось как производственное и складское помещение. Позднее до 1981 года здесь размещался призывной пункт областного военкомата.

В 1985 году здание было передано на баланс управления культуры и отреставрировано, в нём предполагалось разместить филиал музея.

В 1991 году храм в числе первых был возвращен верующим. Сейчас в нём, как и в начале XX века, три престола: в холодном храме – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, втеплом – священномученика Антипы, епископа Пергама, и иконы БожиейМатери «Неопалимая Купина».

Источники и литература

  • Балакшин Р.А. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлене: (историко-церковный путеводитель): 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа посвящается / изд. общины Ц. Покрова Богородицы на Козлене; авт.-сост. Р. Балакшин. Вологда , 2000. 112 с.
  • Вологда в воспоминаниях и путевых записках, конец XVIII – начало XX в. Вологда, 1997. С.76.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. 2-е изд. Вологда, 2006. С.73.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, канд. ист. наук Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, канд. ист. наук О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 36–37.
  • История православных храмов и монастырей / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда:Древности Севера, 2022). С.103–105.
  • Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С.126.
  • Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С.263, 265, 280–281.
  • Суворов Н.И. Один из древних благочестивых обычаев в гор. Вологде (дополнение к истории Покровской Козленской церкви) // Вологодские епархиальные ведомости. № 24. С.397.
  • Суворов Н.И. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлене, в г. Вологде // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. №1. С.5, 9, 11.
  • Фалин Н.В. Топографическое описание города Вологды в XVII веке [Электронный ресурс].
  • Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
  • Церковь Покрова на Козлене (Первомайская, 12Б): учетная карточка // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета.

Воспоминания вологжан

Александр Сазонов вспоминает:

«Часто туристы спрашивают меня: «А сколько в Вологде было церквей?» Имеется ввиду – до революции. Отвечаю, что из почти шести десятков вологодских храмов за годы советской власти более трети снесено до основания, с дюжину можно восстановить, поэтому, чтобы представить вид православной Вологды столетней давности, все, что видите с крестами, смело умножайте как минимум на два. Тогда картина будет соответствовать исторической.
Но и в наше время, где бы я ни жил в Вологде, – на Первомайской, в Заречье, на Мальцева, везде я видел из окна дома церковную главку. И это не случайно! Считается, что до утверждения Екатериной Великой регулярной планировки нескольких сотен российских городов, в том числе и Вологды, никаких градских правил в России-матушке не было. Это не так. Кормчая книга из Византии пришла на Русь давно. В разделе «Закон градский» говорится о том, что строить свой дом надо так, чтобы дым из твоей трубы не заслонял вид из окна соседа (скажите, кто сейчас думает о красоте видов?), чтобы выйдя со двора на улицу и оглядевшись по сторонам, ты бы нашел, куда лоб перекрестить!
Еду на туристическом автобусе к обелиску 800-летия Вологды по улице Ударников и на горизонте вижу церковь Сретения, никакого отношения к этой улице не имеющей. Но улица не случайно ведет к храму! Несколько лет назад в начале улицы Мира снесли здание спортобщества «Труд». Мэр города Сергей Александрович Воропанов говорил мне, что пока он на этом посту, ничего там строиться не будет. Хорошо бы, – тогда в перспективе улицы откроется вид на кресты церкви Димитрия Прилуцкого.
Каждый день, выходя со двора дома на улице Первомайской, в квартале слева я видел старый вокзал, а справа перспективу квартала замыкала церковь Покрова на Козлёне. Благодаря этим двум ориентирам улица воспринималась небольшой, уютной и архитектурно завершенной. В мое детство и молодость церковь была закрыта, с боковых сторон огорожена забором; а с алтарной ее стороны размещалась деревянная постройка, в которой одно время принимали от населения стеклотару.
В этом храме крестили в мою маму Иду (Ираиду) Александровну Сазонову, в нем отпевали бабушку Надежду Алексеевну Замятину. Занявшись семейной генеалогией, с удивлением узнал, что у Покрова венчали отца бабушки, моего прадеда Алексея Васильевича Попова. Было это в апреле 1896-го года.
Тем не менее, при взгляде на храм у меня, как, думаю, и у многих моих ровесников, чаще возникают не духовные, а армейские ассоциации. В 1974 году прошел здесь медкомиссию в сборном пункте военкомата – и вперед в Ракетные войска!»

Супруги Сазоновы на улице Первомайской
Портрет Алексея Васильевича Попова, прадеда А.И. Сазонова
Авторы фотографий:

А.А. Голубева, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

В.Н. Лебедев, Н. Ленский

Документы