Краткая информация
- Адрес: Первомайская, д. 12
- Номер в госреестре: 351410051080006
- Категория: федеральное значение
- Вид ОКН: памятник
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
- Датировка: XVIII
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: хорошее
- Собственность: федеральная
- Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
История создания
Первые упоминания о располагавшейся на посаде Покровской церкви выявлены в исторических источниках начала XVII века. Согласно окладной книге 1618 года, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в пригородной слободе Козлёна «сожгли литовские и воровские люди в Вологодский розгром», то есть в 1612 году. К 1626 году эту церковь восстановили, о чём свидетельствует писцовая книга Вологды 1627/28 года. Известно, что в 1682 году взамен обветшавшей было возведено новое здание Покровской церкви, тоже деревянное.
В 1704 году прихожане, тревожимые частыми пожарами, обратились к архиепископу Гавриилу с просьбой разрешить строительство каменной холодной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», на защиту которой надеялись как на «прекрепкую стену и забрало» от бедствий. 8 июня 1710 года новая каменная холодная церковь, построенная рядом с деревянным Покровским храмом, была освящена. Она возводилась силами многих горожан, «дабы град сей, и все в нем обитающие людие, и домы их, и всякие здание хранимы были от всяких наветов и зол, наипаче же от внезапного грех ради бывающего огненного запаления, и от зельного вод и ветров стремления, и от разбиения всяких сплавных судов, и полагаемых в них вещей от истопления, и от всяких бедств». В начале XVIII века в приходе храма было 52 двора.
Между 1713 и 1720 годами холодный храм расписан артелью ярославских мастеров во главе с Фёдором Фёдоровым. В середине XIX века фрески были поновлены, а в конце XIX – начале XX века в храме появились росписи местного мастера М.В. Алексеева. В центре свода изображен Христос, на его гранях – праздники, на стенах – евангельские сюжеты христологического цикла, деяния апостолов, апокрифические легенды об иконе Римской Богоматери.
В 1730 году деревянную Покровскую церковь разобрали и начали строительство каменного тёплого храма, примыкающего с запада к холодной церкви. Над престолами тёплого храма были сооружены две миниатюрные главки, а с запада над входом устроена шатровая колокольня на необычно высоком восьмигранном столпе.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Покровский храм по композиции сходен с вологодскими церквями Иоанна Предтечи в Рощенье и Власиевской в Обухове. Здание холодного храма состоит из двусветного четверика, на который поставлен восьмерик. Венчает церковь купол с одной луковичной главой. С запада к холодному храму примыкает покрытая двускатной кровлей невысокая трапезная, в которой находится тёплый храм. Над престолами тёплого храма имеюются две миниатюрные главки, а с запада над входом возвышается колокольня. Над алтарём холодного храма возведён аттик-кокошник, увенчанный миниатюрной главкой, акцентирующий внимание на находившейся здесь в киоте древней чтимой иконе Спаса Нерукотворного.
Храм ценен прежде всего росписями холодного храма, сохранившимися практически полностью. Искусствовед Г.К. Лукомский (1914) так описал впечатление от фресок: «Чудесные картины богатой композиции... Особенно хорош ряд изображений, идущий поверх восьмиугольных окон барабана. Вот, например, Распятие – выполненное в традициях XVII века (как, впрочем, и многие иные сюжеты росписи) – необычайно красив фон изображения, представляющий город за высокими стенами: выглядывают дома – а направо и налево от горы солнце и луна на тёмно-синем фоне. Все сюжеты из Евангелия трактованы немного в характере гротеска: движения приняли очень беспокойный вид, фигуры изгибаются, почти кривляются, скачут, извиваются… Есть очаровывающие своей экспрессией композиции, несомненно, позаимствованные в основе из иностранных источников».
Перестройки, утраты, реставрационные работы
В 1902–1909 годах западная часть здания подверглась перестройке: тёплый храм был значительно увеличен в высоту, получив окна второго света, и удлинён к западу. Для реализации этого замысла была полностью разобрана изначальная колокольня и взамен неё над новым западным входом в храм построена новая колокольня, имитирующая шатровую, декорированная сходно со зданием, однако элементы декора воспроизведены упрощённо и в суховатом виде.
После закрытия храма в феврале-марте 1930 года с колокольни храма были сброшены колокола. Главу холодного храма лишили креста, были демонтированы главки над тёплым храмом, алтарём и колокольней. К зданию было сделано несколько деревянных пристроек, территория храма была обнесена дощатым забором.
В начале 1970-х и в 1985–1987 годах здание было отреставрировано.
В действующем храме в 1998 году установлен новый тябловый иконостас в холодном храме, в тёплом храме выполнена стенопись (работа вологодского иконописца Александра Юрьевича Демидова).
События и лица, связанные с объектом
С Покровской церковью в XIX веке был связан благочестивый обычай, описанный историком Н.И. Суворовым: «В канун 16 августа после вечернего богослужения ежегодно совершается под открытым небом <…> водосвятное молебствие пред древней иконой Спаса Нерукотворного Образа, находящейся на внешней стороне алтаря холодной церкви. В объяснении этого обычая народное предание говорит, что в старину вологодские купцы, отправляя весной свои товары на судах к г. Архангельску и вообще отправляясь в путь по торговым делам, всегда совершали молебствие перед этой иконой». В подтверждение этого предания Н.И. Суворов опубликовал «Общественный договор вологжан, писанный 15 декабря 1710 года о ежегодной даче из Вологодской земской избы деревянного масла в лампады к местным иконам Покрово-Козлёнской церкви».
30 января 1930 года храм Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне был закрыт. Однако в марте 1930 года Главнаукой было направлено письмо о необходимости безусловного сохранения холодного храма с ценными росписями, для чего его предлагалось изолировать перегородкой от трапезной, которая могла быть использована в хозяйственных целях.
В начале 1930-х в здании помещался один из пересыльных пунктов для раскулаченных, которые ютились на устроенных в несколько ярусов дощатых нарах. Здание храма, находящееся между железнодорожным вокзалом и речной пристанью, служило транзитным пунктом, откуда спецпереселенцев на баржах отправляли дальше на Север.
С конца 1930-х годов здание использовалось как производственное и складское помещение. В 1950–1981 годы в здании размещался сборный пункт областного военкомата.
В 1985 году пустовавшее несколько лет здание было передано на баланс управления культуры Вологодского облисполкома и отреставрировано, в нём предполагалось создать филиал Вологодского государственного музея-заповедника, демонстрировать фрески холодного храма и размещать выставки в отапливаемой трапезной. Летом 1986 года именно на территории вокруг Покровского храма и затем внутри него были проведены первые в Вологде инициативные общественные субботники, направленные на возрождение храмов (и реставрацию памятников истории и культуры вообще). Субботники продолжались здесь до 1 августа 1987 года. Движение добровольных помощников реставраторов сформировалось по инициативе редактора областной газеты «Вологодский комсомолец» Владимира Валентиновича Кудрявцева, оно объединило молодёжь и представителей творческой и технической интеллигенции города.
В 1991 году храм в числе первых был возвращен верующим; первый молебен был совершён в нём 14 октября 1991 года. Сейчас в храме, как и в начале XX века, три престола: в холодном храме – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в тёплом – священномученика Антипы, епископа Пергама, и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Источники и литература
- Балакшин Р.А. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлёне: (историко-церковный путеводитель): 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа посвящается / изд. общины ц. Покрова Богородицы на Козлёне; авт.-сост. Р. Балакшин. Вологда , 2000. 112 с.
- Вернуть красоту [о субботниках на территории Покровского храма] // Красный Север. 1986, 4 августа. № 185. С. 2.
- Вологда в воспоминаниях и путевых записках, конец XVIII – начало XX в. Вологда, 1997. С. 76.
- Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. 2-е изд. Вологда, 2006. С. 73.
- Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 36–37.
- История православных храмов и монастырей Вологды / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда:Древности Севера, 2022). С. 103–105.
- Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С. 126.
- Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920-х–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 263, 265, 280–281.
- Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда, 1890. С. 154–145, 323.
- Суворов Н.И. Один из древних благочестивых обычаев в гор. Вологде (дополнение к истории Покровской Козленской церкви) // Вологодские епархиальные ведомости. № 24. С. 397.
- Суворов Н.И. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлёне, в г. Вологде // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. №1. С. 5, 9, 11.
- Фалин Н.В. Топографическое описание города Вологды в XVII веке [Электронный ресурс].
- Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
- Церковь Покрова на Козлёне (Первомайская, 12Б): учётная карточка // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
Воспоминания вологжан
Экскурсовод, коренной вологжанин Александр Иринеевич Сазонов вспоминает:
«Часто туристы спрашивают меня: «А сколько в Вологде было церквей?» Имеется ввиду – до революции. Отвечаю, что из почти шести десятков вологодских храмов за годы советской власти около трети снесено до основания, а с дюжину обезглавленных ещё можно восстановить. Поэтому, чтобы представить вид православной Вологды столетней давности, всё, что увидите с крестами, смело умножайте на два – тогда картина будет соответствовать исторической.
Но и в наше время, где бы я ни жил в Вологде, – на улице Первомайской, затем в Заречье, затем на улице Мальцева, везде я видел из окна дома церковную главку. И это неслучайно! Считается, что до утверждения Екатериной Великой регулярной планировки нескольких сотен российских городов, в том числе и Вологды, никаких градских правил в России-матушке не было. Это не так. Кормчая книга из Византии пришла на Русь давно. В ней в разделе «Закон градский» говорится о том, что строить свой дом надо так, чтобы он не заслонял вид из окна соседа (скажите, кто сейчас думает о красоте видов?) и не застраивал улицу. Это делалось и для того, чтобы, выйдя со двора на улицу и оглядевшись по сторонам, ты бы нашёл, на что лоб перекрестить!
Еду на туристическом автобусе к обелиску 800-летия Вологды по улице Ударников и на горизонте вижу церковь Сретения, никакого отношения к этой улице не имеющей – она за рекой. Но улица не случайно ведёт к храму! Несколько лет назад в начале улицы Мира снесли здание спортобщества «Труд». Мэр города Сергей Александрович Воропанов говорил мне, что пока он на этом посту, ничего там строиться не будет. Хорошо бы – ведь в перспективе и этой улицы открывается вид на церкви Димитрия Прилуцкого.
Каждый день, выходя со двора дома на улице Первомайской, в квартале слева я видел старый вокзал, а справа перспективу квартала замыкала церковь Покрова на Козлёне. Благодаря этим двум ориентирам улица воспринималась небольшой, уютной и архитектурно завершённой. В моё детство и молодость церковь была закрыта, с боковых сторон огорожена забором; а с алтарной её стороны размещалась деревянная постройка, в которой одно время принимали от населения стеклотару.
В этом храме крестили в мою маму Ираиду Александровну Сазонову, в нём отпевали бабушку Надежду Алексеевну Замятину. Занявшись семейной генеалогией, с удивлением узнал, что у Покрова венчали отца бабушки, моего прадеда Алексея Васильевича Попова. Было это в апреле 1896 года.
Тем не менее, при взгляде на храм у меня, как, думаю, и у многих моих ровесников-вологжан, чаще возникают не духовные, а армейские ассоциации. В 1974 году я прошёл здесь медкомиссию в сборном пункте военкомата – и вперед, в Ракетные войска!»
Супруги Сазоновы на улице Первомайской |
Портрет Алексея Васильевича Попова, прадеда А.И. Сазонова |
Авторы фотографий:
А.А. Голубева, Ю.А. Судакова
Исторические фотографии:
В.Н. Лебедев, Н. Ленский
Документы
- Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
- Приказ № 15769-р от 13.11.2015 г. Министерства культуры РФ "О регистрации ОКН в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации"
- Приказ 66-0/01-08 от 15.12.2021 г. Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области "Об утверждении предмета охраны"
- Паспорт памятника истории и культуры "ц. Покрова Богородицы на Козлене". Дата составления: 01.02.1951. Составитель: Георгиевская
- Паспорт памятника истории и культуры "ц. Покрова Богородицы на Козлене". Дата составления: февраль 1962 г. Составитель: Лебедев
- План и схема фотофиксации памятника истории и культуры "Церковь Покрова "в Козлене". Дата составления: 1974 г. Составители: Финогенов А.И., Антипова Е.А.
- Учетная карточка памятника истории и культуры "Церковь Покрова в Козлене". Дата составления: сентябрь 1984 г. Составитель: искусствовед Финогенов А.И.