Общий вид с северо-востока, конец XIX века Общий вид с востока, начало ХХ века Общий вид, начало ХХ века Алтарная часть, начало ХХ века Церковь Николы на Глинках, начало XX века (ВГИАХМЗ, ВОКМ 694-95) Вид на церковь Николы на Глинках с левого берега реки Содимы, начало XX века Общий вид с юго-востока, 1985 год Восточный фасад, 1985 год Общий вид с северо-запада, 1985 год Апсида теплого храма, 1985 год Окна холодного храма, 1985 год Поребрик четверика храма, 1985 год Апсида холодного храма, 1985 год Карниз апсиды второго этажа, 1985 год Карниз четверика храма, 1985 год Фрагмент интерьера теплого храма, 1985 год Интерьер трапезной, первый этаж, 1985 год Алтарная часть Общий вид Северный фасад Общий вид с улицы Мира Главный фасад Главный фасад Южный фасад Южный фасад, вид со стороны улицы Предтеченской Алтарная часть Южный фасад

Краткая информация

  • Адрес: ул. Предтеченская, 74
  • Номер в госреестре: 35-171690
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области 13-О/01-13 от 31.12.2019

История создания

Появление храма Николы на Глинках, по всей видимости, было связано с возникновением пригородной «Розсыльщичьей» слободы. Историки полагают, что здесь, по берегу речки Соди[е]мы, пролегала старая Московская дорога, выходившая далее на Пошехонский тракт. После переноса центра города на новое место в середине XVI века переместился и выезд из Вологды на Москву. Старая Разсыльщичья слобода осталась в стороне от нового пути.

До 1676 года здесь стояли два небольших деревянных слободских храма: Николаевский и Флоро-Лаврской. Они упоминаются, в частности, в писцовой книге Вологды 1627/28 года: «...за речкою за Золотухою, да за речкою Содемкою в Старой Разсыльщичье слободе церковь Николы Чудотворца, другая церковь Флора и Лавра, обе деревяныклетцки…». Главным в слободе, видимо, был храм Флора и Лавра, так как в документах первой половины XVII века приход именуется Фроловским (от русского имени Фрол, производного от латинского имени Флор).

В 1640-х годах, как предполагал историк-крае­вед Н. И. Суворов, один из храмов по причине ветхости был разобран, и с этого времени в окладных книгах вологодских архиепископов стал фигурировать Никольский храм в «Розсыльщичьей» слободе. Название «на Глинках» закрепилось за церковью уже в XVIII веке. Полагают, что оно связано с находившимися недалеко от нее глиняными отвалами, оставшимися от земляных работ времен царя Ивана Грозного, повелевшего «копать Шограш и Содемку реку», чтобы окружить строящуюся крепость рвом с водой.

Строительство каменной церкви во имя Всех Святых с престолами во имя Николая Чудотворца и святых мучеников Флора и Лавра на основании приписки на копии благословенной грамоты, хранившейся в ризнице церкви, датируют 1676 годом. Однако, согласно рапорту протопопа Стефана Иоаннова от 1 сентября 1760  года, «церковь каменная Всех святых  …  зачата строить в 1656-м, а окончена и освящена в 1664-м году». 

Архитектурные особенности (описание) объекта

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Глинках некогда располагалась на своеобразном мысе, образованном слиянием рек Соди[е]мы, Чернавки и Копанки, образующих в дальнейшем своем течении реку Золотуху, выкопанную по повелению Ивана Грозного.

Ныне своим западным фасадом церковь обращена к улице Мира, а южным – к улице Предтеченской.В архитектуре церкви можно проследить элементы первоначального декора и композиции, характерные дня русского зодчества второй полови­ны XVII века, а так же мотивы и приемы позднего классицизма.

Сложная конфигурация плана строится по принципу продольно-осевой композиции. Живописен силуэт здания со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. Основной высотной доминантой сооружения является круглаяколокольня, увенчанная сферическим куполом и высоким шпилем. Чуть ниже по высоте двухэтажный в три света четверик храмас луковичной маковкой и кованным крестом. К нему с востока при­мыкает в первом этаже развитая двухчастная алтарная часть, значительно превышающая по ширине четверик храма, во втором этаже – небольшая пятиграннаяапсида. Примыкающая к четверику двухэтажная прямоугольная в плане трапезная шире его,  вытянутый по оси север-юг первый ярус колокольнитак же прямоугольный, шире трапезной. Каждый объ­ем перекрыт самостоятельной железной кровлей, четверик – четырехскатной, трапезная –двухскатной, первый ярус колокольни – вальмовой.

Декоративное убранство фасадов скромно и лаконично. Оконные прое­мы прямоугольные во втором этаже обработаны рамочными наличниками. Углы закреплены широкими лопатками. Боковые фасады четверика храма были разделены лопатками на три прясла (срублены до уровня окон второго света). Под окнами первого света четверика проходит лента пореб­рика, заключенная между двумя валиками. Апсиды первого этажа имеют разные размеры (южная больше северной) и разделены на фасаде в месте соприкосновения трехчетвертной колонкой.Нарядно выглядит граненая апсида второго этажа. Углы ее закреплены узкими лопатками, прямоугольные окна обрамлены рамочными наличниками, над которыми помещены полочки. Карниз украшен лентой консолей. Верхние час­ти стен всех объемов завершены широким большого выноса карнизом, раскрепованным на ло­патках. Вход в здание располагается с западного фасада.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Начиная с XVIII века церковь Николая Чудотворца не раз перестраивалась. До нашего времени от первоначальной постройки сохранились лишь общие очертания храма и, возможно, две полукруглые алтарные апсиды нижнего этажа, где находилась теплая церковь с престолами во имя Николая Чудотворца и святых мучеников Флора и Лавра.

В XVIII векесооружена существующая пятигранная апсида верхнего храма (он освящен в честь Всех Святых).

До 1770 года двусветный четверик холодного храма был увенчан пяти­главием. С запада к основному объему примыкала четырехгранная колокольня с шатровым завершением и небольшая паперть с лестницей на второй этаж.Во второй половине XVIII века в своде церкви появились трещины, и по благословению епископа Иосифа верхнюю часть храма перестроили. Тогда же разобрали полукружия закомар, венчавших его стены.

В начале XIX столетия вместо нижних круглых и верхних щелевидных были пробиты широкие оконные проемы. Возможно, в это же время церковь лишилась и остального декора стен. От первоначального убранства остался лишь меж­этажный пояс из поребрика, заключенного между двумя валиками. 

В 1862 году была разобрана первоначальная паперть и колокольня. На их месте построили в классическом стиле широкую двухэтажную трапезную и возвышающуюся над ней круглую колокольню, увенчанную сферическим куполом и высоким шпилем.В таком виде храм существовал до 1930‑х годов.

9 февраля 1930 года со звонницы были сброшены колокола.На протяжении XX века здание обросло пристройками, глава и колокольня были разобраны, входы на первый и второй этажи устроили через растесанные окна, а западный вход заложили.

В конце XXвека, после возрождения прихода храма, здание постепенно стало приобретать облик конца XIX века. Была восстановлена главка на центральной части храма, и на нее установлен кованый крест, найденный в развалинах Покровской церкви в Вологодском районе. В 2006 году на прежнем месте восстановлена колокольня. Выполнены работы по отделке фасадов и убранству храма.

События и лица, связанные с объектом

С 1773 по 1781 год при храме существовало городское кладбище. При церкви Николая Чудотворца находилась богадельня, в  которой призревались женщины из духовного сословия. При этой богадельне была деревянная часовня, в которой находился чудотворный образ Божией Матери Казанской. Согласно преданию, перед вторжением Наполеона в Россию одной из благочестивых прихожанок храма во сне явился иконописный образ Божией Матери. Богородица предупреждала женщину о приближавшемся великом народном бедствии и наказании за грехи. В период войны 1812 года к иконе началось активное паломничество. После изгнания Наполеона из Москвы образ Божией Матери был торжественно перенесен из часовни в Глинковскую церковь. Во время эпидемии холеры 1830–1831 годов почитаемую икону ежедневно носили по домам горожан для молебнов. Образ прославился чудотворениями и стал особо почитаться вологжанами. 

В конце 1929 года Никольский храм закрыли под предлогом организации в здании Дома пионеров для детей железнодорожников. Община, взяв с собой чтимую икону Казанской Божией Матери, перешла в Богородице-Рождественскую церковь. Весной 1930 года храм рекомендовали разобрать, но здание сохранили и использовали сначала в качестве места содержания высланных раскулаченных крестьян, потом как общежитие. В 1933 году его переоборудовали под баню. После вой­ны здесь находился склад макулатуры, затем – мастерские и склад психиатрической больницы. 

В 1995 году был возрожден приход храма Николая Чудотворца на Глинках.

17 декабря 2009 года престол нижнего храма вновь освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, а 22 декабря 2012 года верхний храм освятили в честь Всех Святых. Иконы для новых иконостасов написаны выпускниками иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре.

Источники и литература

  • ВГИАХМЗ.Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 120.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, канд. ист. наук Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, канд. ист. наук О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 376–379.
  • Воронин И.Б. Этюды по Вологдоведению // Древности Севера.
  • ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 809. Л. 282
  • История православных храмов и монастырей / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда:Древности Севера, 2022). С. 76–78.
  • Красный Север. 1930. 11 февраля.С. 6.
  • Муромцев И. Церковь Николая Чудотворцана Глинках // ВГВ. 1848. № 2.С. 17.
  • Спасенкова И. В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930‑х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3.С. 263–264, 281.
  • Суворов Н. И. Церковь Св. НиколаяЧудотворца, что на Глинках, в Вологде // ВЕВ. 1879. № 13.С. 291–292.
  • Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
  • Церковь Николы «в Глинках»: паспорт памятника истории и культуры // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета.
Авторы фотографий:

А.В. Стёпина, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

А.И. Финогенов