Фото начала XX века Общий вид, 1967 год Восточный фасад, 1977 год Восточный фасад, 1977 год Алтарь, вид с юга, 1977 год Северный фасад трапезной, 1977 год Вид алтаря с северо-востока, 1977 год Северный фасад с северо-востока, 1977 год Южный фасад с юго-востока, 1977 год Общий вид с севера, 1977 год Колокольня, вид с северо-востока, 1977 год Верхние ярусы колокольни с юго-запада, 1977 год Колокольня, вид с запада, 1977 год Колокольня, вид с юго-востока, 1977 год Колокольня, вид с запада, 1977 год Вазон в нише на втором ярусе колокольни, обработанном лучевым рустом, с юга, 1977 год Завершение южного фасада четверика храма, 1977 год Окна южного фасада подклетного этажа, с юго-запада, 1977 год Деталь северного фасада – строенные полуколонки второго этажа четверика храма, 1977 год Интерьер первого яруса колокольни, 1977 год Интерьер первого яруса колокольни, 1977 год Интерьер первого яруса колокольни, 1977 год Интерьер, подклетный этаж, северо-западный угол, 1977 год Интерьер, подклетный этаж, вид в сторону алтарей, 1977 год Интерьер, алтарь в подклетном этаже, смотровая яма для автомобилей, 1977 год Интерьер, подклетный этаж, вид в сторону алтаря, 1977 год Интерьер, подклетный этаж, вид в торону южной стены, 1977 год Интерьер, подклетный этаж, юго-западный угол, 1977 год Трапезная, 1977 год Интерьер, восточная стена, 1977 г. Интерьер, северная стена колокольни, 1977 год Интерьер трапезной, 1977 год Общий вид. Фото конца ХХ века Общий вид с северо-востока, 2008 год Общий вид с юго-востока, 2008 год Общий вид с юго-запада, 2009 год Общий вид с юго-востока, 2011 год Верхние ярусы колокольни, с юга. 2011 год Декор южного фасада, с юго-востока, 2010-е годы Общий вид с северо-востока, 2010-е годы Общий вид с юго-востока, 2016 год Интерьер подклета, южная апсида, 2016 год Интерьер подклета, алтари, 2016 год Алтарная часть, 2018 год Информационная надпись и временное закрытие оконного проёма, 2016 год Общий вид с севера, 2022 год Верхние ярусы колокольни, с юга, 2018 год Общий вид с севера, 2021 год Алтарь, 2022 год Общий вид археологических раскопок в алтарной части храма, вид сверху, 2022 год Археологические раскопки в северной алтарной апсиде (участок 12), достигнут материк. Вид сверху, 2022 год. Археологические раскопки в основном объёме храма у восточной стены (участок 16), расчищены деревянные конструкции. Вид с запада, 2022 год. Общий вид в ходе реставрации с северо-востока, 2023 год Общий вид в ходе реставрации с северо-востока, 2023 год Общий вид с юго-запада, 2023 год Начало перекладки алтарных апсид, 2023 год Юго-восточный угол четверика храма после демонтажа части кладки алтарных апсид, с юга, 2023 год Восточная стена в ходе реставрации, с юго-востока, 2023 год Перекладка алтарных апсид и укрепление треснувшей восточной стены, 2023 год Перекладка алтарных апсид, 2023 год Перекладка алтарных апсид, 2023 год Храм в ходе перекладки алтарных апсид, с северо-востока, 2023 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Бурмагиных, 17
  • Номер в госреестре: 351410117740005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: неудовлетворительное
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. № 434 "О постановке под госохрану памятников истории и культуры"

История создания

Церковь Святителя Николая Чудотворца называли также церковью Николы на Горе, Николы Золотые Кресты. Указание в названии церкви "на Горе" связано с местностью, где она расположена, – это высокий участок правого берега у излучины реки Вологды, в XIII–XVI веках занятый первой вологодской крепостью (Вологодское городище). Второе название церкви – "Золотые Кресты" (или "у Золотых Крестов") – объясняется её нахождением вблизи Горнего Успенского женского монастыря, кресты главного Успенского храма которого, возможно, были вызолочены в XVII веке. По прошествии многих лет во втором названии Никольской церкви предлог "у" был утрачен, и, вероятно, таким образом храм в народной молве "приобрёл" никогда не имевшиеся у него золочёные кресты.

До возведения каменного здесь стоял деревянный храм. В писцовой книге Вологды 1627/28 года упоминаются стоящие рядом две церкви, холодная и тёплая: Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста – "обе древяны клецки".

В 1655 году "посадцкие люди никольския прихоженя, что на Горе", обратились к архиепископу Вологодскому и Великопермскому с необычной просьбой: "Есть де на Вологде на посаде государево богомолье – ружная церковь Сретения Господня в огороде, мала и ветха гораздо и без паперти, кровля и углы огнили; а поставлена без монастыря [т. е. без ограды], погребения родительского у тое церкви никакого нет и прихожан нет же ни одного двора<…>, и стоит де та церковь ныне без попа и без пения впусте", поэтому они просят "пожаловать велеть тое бесприходную и ветхую церковь Сретения Господня перевести со всем строением к церкви к Николе Чудотворцу и к Иоанну Златоусту, к ним, прихожанам, на Гору и велеть бы поставить вново деревянную церковь" (Суворов, с. 108–111). Прихожан Никольской церкви, а в её приходе тогда насчитывалось всего пять дворов, конечно, интересовали не ветхая деревянная постройка Сретенской церкви, а "государево жалованье" (руга), которое давалось священникам этой церкви, а также "мост плаучей", находившийся "под Ямскою деревнею под Григорьевским на усть реки Тошни", с которого собирался в пользу Сретенской церкви "мостовой доход" (то есть пошлина). Архиепископ на такой "перенос" дал своё благословение, и была выстроена новая деревянная церковь с тремя престолами: Николая Чудотворца (главный), Сретения Господня (просуществовал до 1884 года и затем был переосвящён в честь Всех Святых) и Иоанна Златоуста.

Через полвека началось возведение каменной церкви. Согласно рапорту протопопа Стефана Иоаннова от 1 сентября 1760 года, "церковь каменная Сретения Господня, внизу тёплая Николая Чудотворца с приделом иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, зачата строить наместо деревянной в 1705­-м, а окончена и освящена в 1714-м годех".

 Архитектурные особенности (описание) объекта

Все объёмы двухэтажной Никольской церкви – массивный высокий четверик с двусветным верхним храмом, двухапсидная алтарная часть, трапезная, паперть с колокольней – поставлены на подклет. На дореволюционных снимках видно, что четверик церкви был завершён четырехскатной кровлей с возвышающейся над ней одной главой на тонком барабане, а апсиды перекрыты барочными ребристыми куполами. К традициям древнерусского зодчества тяготеют кокошники, завершающие стены четверика, карнизы с кирпичным поребриком, плоские лопатки, пучки полуколонок по углам нижней части четверика, следы стёсанного декора наличников окон храма – это оформление выполнено в стиле московского узорочья.

С западной стороны к храму примыкает более поздняя трёхъярусная колокольня, выстроенная в стиле ампир. Несмотря на полуразрушенное состояние, колокольня и сегодня выглядит нарядно благодаря рустовке второго яруса, расходящейся лучами от глубоких ниш с вазонами. Ярус звона цилиндрический, декорирован спаренными колоннами тосканского ордера.

В начале XX века известный петербургский искусствовед Г.К. Лукомский описывал эту церковь следующим образом: «Точная дата построения её не установлена, но во всяком случае, не позже начала XVIII столетия. Колокольня возведена позднее церкви. Церковь представляет собой очень высокий куб в три этажа – наличники окон мало типичны для стиля, но о конце XVII столетия заставляют вспомнить закомары (на этот раз очень узенькие). Главка одна. Особенно интересна колокольня, вторым своим ярусом, в котором помещена ниша, окружённая лучеобразной рустовкой; в нише – ваза (урна). Над входом в церковь – старинная икона в серебряном окладе. Хорош иконостас из двух полукружий. В верхней церкви прелестный иконостас с колонками и с высокими фронтончиками поверху. Но ужасны все фрески в церкви. Паникадило прекрасное, не старинное, но отличного рисунка».

Специалисты, составлявшие охранно-учётную документацию на здание как объект культурного наследия, так оценили художественную значимость храма: "Церковь Николы на Горе является одной из наиболее ранних церквей Вологды, выполненных в стиле барокко, сочетающемся здесь с древнерусскими элементами в декоре. Представляет значительный интерес своеобразием архитектурно-пространственного решения. Оригинальна архитектура поздней ампирной колокольни. Интересны сохранившиеся элементы интерьера".

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В первой трети XIX века вместо существовавшей у юго-западного угла храма шатровой колокольни построена новая ампирная колокольня, расположенная уже по оси храма.

В XIX веке окна храма были увеличены, большая часть рельефного кирпичного барочного декора стёсана и заменена суховатым классицистическим.

После закрытия храма 8 февраля 1930 года в ходе субботника по "разоружению колоколен" с церкви сняли колокола, которые были сданы в переработку как цветной металл. Вот как рассказано об этом в заметке, подписанной "Вас. Энский" на последней шестой странице номера газеты "Красный Север" от 11 февраля 1930 года "Разоружение колоколен": «В этот день разоружили дюжину колоколен. "Никола Чудотворец на Глинках" мигом очистился от всей звонкой "мелочи". За ним сдали валюту <…> "Никола Золотые Кресты" и другие "чудотворцы". Старуха Вологда помолодела сразу на несколько лет. Испокон веков заведённый нерушимый обычай в угоду жиреющей поповщине получил увесистый пинок. Колокольчики отзвонили свою бесконечную обедню». В советское время глава и завершение колокольни были разрушены, интерьеры уничтожены. В интерьере появилось много перегородок, часть проёмов была заложена, были пробиты новые, в том числе для въезда автомобилей внутрь здания.

С 2010-х годов здание пустовало и, частично лишившись к этому времени кровли и остекления окон, разрушалось. Стены и своды здания были покрыты многочисленными трещинами, колокольня отклонилась к западу, кладка алтарных апсид деструктурирована, давно не крашенные стены лишились не только побелки, но и известковой затирки.

В 2008 году на памятнике проведён комплекс первоочерёдных противоаварийных работ. Во второй половине 2010-х годов после передачи церкви верующим на здании были установлены временные противоаварийные кровли, закрыты оконные проёмы. В 2018 году частично обрушилась кладка стен и сводов алтаря, деструктурированная в предшествующее десятилетие вследствие отсутствия кровли.

Разработан научно обоснованный проект реставрации храма, работы в рамках которого начаты в 2021 году.

В 2021–2022 годах сотрудниками ООО «Вологодская археология» под руководством А.С. Угланова проведены раскопки общей площадью 134 кв.м. Работы связаны с предусмотренной проектом реставрации необходимостью укрепления фундаментов алтарной части храма. Цель работ – изучение на участке реставрационных работ культурного слоя памятника археологии «Городище XII–XV вв. – место основания города Вологды». Изучены непотревоженные культурные слои XIV–XIX веков, в которых найдены, в частности, сгоревшие остатки предшествовавшего деревянного храма.

События и лица, связанные с объектом

В начале XX века в церкви были престолы святителя Николая Чудотворца (главный), святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Всех Святых, Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Кирилла Новоезерского.

26 января 1930 года Вологодским горсоветом было принято решение о закрытии Никольской церкви и ряда других, мотивировавшееся, в частности, тем, что "религиозные общины совершенно не производили никакого ремонта и очень плохо отапливали" здания, что грозило их разрушением в перспективе. 6 апреля того же 1930 года было принято решение о сносе здания, которое по каким-то причинам не было выполнено. После закрытия храма здание использовалось под общежитие, а затем под мастерские и гаражи ДОСААФ.

В 2015 году церковь Святителя Николая Чудотворца передана общине верующих, которые начали службы в выстроенном рядом небольшом деревянном здании. 

В 2020-е годы приходом начата комплексная реставрация храма.

Источники и литература

 

Авторы фотографий:

М. Климов, А.И. Меньшиков, А.В. Суворов, А.С. Угланов

Исторические фотографии:

Ю.Н. Бусурин

Документы