Общий вид с юго-востока, начало XX века Вологда. Пристань северного пароходного общества. 1910-е годы Южный фасад, 1945 год (ВГИАХМЗ, НВ 5189-322) Фрагмент северного фасада, 1976 год Фрагмент южного фасада, 1976 год Юго-восточный фасад, 1976 год Фрагмент северного фасада, 1976 год Общий вид, 1976 год Фрагмент северного фасада, 1976 год Общий вид с северо-востока, 1986 год Вид с северо-востока, 1986 год Вид с северо-востока, 1986 год Северный фасад, 1986 год Вид с севера, 1986 год Коклюшки и фриз четверика храма, 1986 год Окно на западном фасаде, храма, 1986 год Окно на южном фасаде храма, 1986 год Окно апсиды, 1986 год Окно 2-го света на южном фасаде, 1986 год Окно апсиды, 1986 год Интерьер подклета, 1986 год Интерьер подклета, 1986 год Интерьер второго этажа, 1986 год Пол в подклете, 1986 год Апсида 2-го этажа, 1986 год Северный фасад, 2022 год Северный фасад, 2022 год Северный фасад, 2022 год Общий вид, 2022 год Северный фасад, 2022 год Северный фасад, 2022 год Южный фасад, 2022 год Южный фасад, 2022 год Дворовый фасад, 2022 год Декор бокового фасада, 2022 год Информационная надпись и часть бокового фасада, 2022 год Информационная надпись, 2022 год Декор бокового фасада, 2022 год Восточный фасад, 2022 год Восточный и южный фасады, 2022 год Южный фасад, 2022 год Декор южного фасада, 2022 год Дворовый фасад, 2022 год Крыльцо церкви, 2022 год Декор наличников, 2022 год

Краткая информация

  • Адрес: Советский пр., д. 37
  • Номер в госреестре: 351410092480006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: неудовлетворительное
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

История создания

Деревянная Кирилловская церковь появилась в Рощенье не позднее XVI века, так как в писцовой книге Вологды 1627/28 года здесь уже упоминается место церковное, «что была церковь преподобнаго Кирила, Белозерского чудотворца». В переписной книге Вологды 1646 года восстановленный храм описан как деревянная постройка с имитацией внешних форм, свойственных каменным церквям: «древяна вверх, на каменное дело, о девяти главах».

В рапорте протопопа церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Стефана Иоаннова от 1 сентября 1760 года есть сведения о времени строительства каменного здания Кирилловского храма: «Церковь каменная преподобнаго отца нашего Кирилла, Белоезерского чудотворца, в трапезе с приделами святых чудотворцев безсребренников Козмы и Домиана, да святые великомученицы Варвары, да в паперти придел же Собор святаго славнаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, зачата строить наместо деревянной, згоревшей в 1711-м, а окончена и освящена в 1724-м годех». Данный источник позволяет уточнить датировку учётно-охранной документации, составленной при постановке этого памятника архитектуры на государственную охрану, где время его появления отнесено к концу XVIII века.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Архитектура храма Кирилла Белозерского следует традициям московского узорочья. Основной объём храма представляет собой высокий двусветныйный бесстолпный четверик, покрытый восьмигранным куполом с одной световой главой, к которому с востока примыкает более узкая прямоугольная апсида, а с противоположной стороны – вытянутая трапезная. Храм расположен на подклетном этаже. Стройная шатровая колокольня выходила к Московской улице (ныне Советский проспект). К колокольне был пристроен двухэтажный притвор, вобравший её основание. Особый интерес представляет сохранившийся до наших дней декор фасадов: богатое убранство окон («пламенеющие» завершения наличников окон, полуколонки с бусинами,  и т. д.), пучки строенных полуколонн по углам и посредине плоскости стен четверика, кокошников, профилированный карниз с фризом, включающий ряд обрамлённых валиками квадратных нишек с круглыми углублениями. На стенах холодного храма под побелкой сохранилась живопись XIX века.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

В конце XVIII века церковь сильно перестроили: с западной стороны храма появились большая трапезная с двумя маленькими главками над ней и двухэтажный притвор, включивший основание колокольни. В середине XIX века было изменено оформление трапезной.

После закрытия храма и приспособления его под мастерские сначала церковь лишили глав и колокольни, а к 1973 году в ходе реконструкции предприятия вплотную к зданию был пристроен крупный четырёхэтажный производственный корпус, полностью закрывший обзор храма со стороны Советского проспекта. Вокруг здания существуют разновременные пристройки. Часть проёмов заложена, часть окон растёсана или превращена в дверные.

События и лица, связанные с объектом

На средней оси восточного фасада четверика имеется ниша, в которой когда-то находилась икона Кирилла Белозерского 1624 года (ныне хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике).

С 1835 года к Кирилловскому храму был приписан располагавшийся неподалёку храм Феодора Стратилата в Новинках.

30 декабря 1866 года случился большой пожар, в ходе которого в тёплом и холодном храмах были уничтожены иконостасы, большие паникадила и другая церковная утварь, стенная живопись, деревянные полы и оконные рамы. Потребовалось несколько лет, чтобы восстановить церковь и возобновить богослужения.

В церкви Кирилла Белозерского помимо располагавшегося в холодном храме главного престола были находившиеся в тёплом храме престолы во имя Космы и Дамиана, великомученицы Варвары, Собора Иоанна Предтечи (к 1900 году перосвящён в память преподобного Павла Препростого).

24 декабря 1918 года закрыли холодный храм Кирилло-Белозерской церкви. В 1926 году после закрытия Спасо-Всеградского собора в тёплую церковь Кирилла Белозерского в Рощенье была перенесена почитавшаяся чудотворной икона Всемилостивого Спаса, написанная местным иконописцем 23 октября 1654 года для обыденного храма Спаса Всемилостивого, построенного 18 октября 1654 года для избавления Вологды от эпидемии. В конце 1926 года икона была передана в Вологодский государственный объединённый музей.

Полностью церковь была закрыта 9 февраля 1928 года в связи с ходатайством биржи труда о предоставлении помещения для трудоустройства безработных. 26 мая 1930 года образована артель «Красный полиграфист», объединившая артели «Колорит» и «Хромолитограф» и «коллектив безработных». В здании церкви были размещены литографическое, пакетно-коробочное и обойное производства. В полностью ручном производстве в одну смену работало до 160–180 человек. Вручную приводились в движение литографическая и бумагорезательная машина, конвертный пресс. Обои после печати вручную развешивались для сушки и затем свивались в куски. В месяц вырабатывалось до 10 тысяч кусков обоев, 50 тысяч коробок, до миллиона конвертов. После Великой Отечественной войны производство расширялось, вырос выпуск обоев и было освоено производство тетрадей для записи. В 1956 году было организовано производство чемоданов, которое существовало до 1963 года (выпускалось до 30 тысяч чемоданов в год). В 1958–1965 годы было установлено новое оборудование: машины для тиснения обоев, бумагокрасильная, проволокошвейная, листорезальная и другие машины и станки; освоено производство новых видов обоев, папок для бумаг, обложек для тетрадей, шахматных досок, общих тетрадей и тетрадей для рисования. 15 октября 1960 года постановлением Вологодского совнархоза от №174 артель была переименована в Вологодскую обойно-полиграфическую фабрику, а 20 января 1964 года – в Вологодскую обойную фабрику, занимавшуюся только производством обоев. Вологодская обойная фабрика располагалась в здании до банкротства и ликвидации в 2002 году.

22 июня 2016 года у стен храма был отслужен первый молебен. Летом 2017 года храм передан образованному приходу, началось его восстановление.

Источники и литература

Авторы фотографий:

И.Б. Воронин, А. Кот, А.В. Суворов

Исторические фотографии:

Э.Э. Наседкин, А.И. Финогенов

Документы