Фото начала ХХ века из книги Б.И. Дунаева «Северно-русское церковное и гражданское зодчество. Город Вологда» (Москва, 1914) Общий вид с юго-запада, 1948 год Южный фасад, 1962 год Ильинская церковь до реставрации. Фото 1970 года Фото 1970-х годов Фото 1970-х годов Общий вид с северо-запада, 1983 год Общий вид с юго-востока, 1983 год Общий вид с северо-запада, 1983 год Апсида, вид с северо-запада, 1983 год Трапезная и притвор, с юго-запада, 1983 год Притвор, западный фасад, 1983 год Окна первого света храма (заметно, что декор окон срублен). Фото 1983 года Окна второго света храма, 1983 год Карниз апсиды, 1983 год Цоколь храма, 1983 год Световой барабан, 1983 год Крест на главе храма, 1983 год Навершие наличников окон второго яруса храма (заметно, что выступающая над плоскостью стены часть декора срублена). Фото 1983 года Кокошники, 1983 год Свод четверика храма, 1983 год Юго-восточный фасад, 2009 год Юго-восточный фасад, 2010-е годы Северо-западный фасад, 2010-е годы Юго-восточный фасад, 2018 год Вид с северо-запада, 2018 год Вид с юго-востока, 2018 год Апсида церкви Ильи пророка, 2018 год Двери церкви Ильи Пророка, 2018 год

Краткая информация

  • Адрес: ул. Засодимского, д. 14б
  • Номер в госреестре: 351410075010006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: удовлетворительное
  • Собственность: федеральная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) здание церкви датировано 1698 годом.

В конце XVII века небогатому Ильинского монастырю удалось накопить средства и в 1698 году игумен с братией обратились к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу с челобитной, в которой просили благословить их на строительство вместо прежнего обветшалого деревянного нового каменного холодного Ильинского храма с приделом во имя святого Алексия, человека Божия. Согласно рапорту 1760 года протопопа Стефана Иоаннова, «церковь каменная святаго славнаго пророка Божия Илии в Ильинском монастыре, в трапезе с приделом, зачата строить наместо деревянной в 7206-м, а окончена и освящена в 7220-м годех», то есть строительство каменной Ильинской церкви продолжалось с 1698 по 1712 год (ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 120об.). Строительство затянулось на 14 лет, поскольку в 1699 году государево жалованье с обители было снято и монастырь остался на собственном содержании.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Церковь во имя святого пророка Илии вместе с церковью Варлаама Хутынского входит в ансамбль Ильинского монастыря. Ильинская церковь представляет собой двусветный одноглавый четверик храма с пятигранной апсидой и невысокой трапезной. Главное архитектурное достоинство здания храма в его нынешнем виде усматривают в простоте и строгости форм. Гладкие стены почти кубического объёма храма не имеют вертикальных членений за исключением плоских угловых пилястр, что соответствует его бесстолпной конструкции. Горизонтальные членения сводятся к цоколю и широкому карнизу с поребриком, отделяющему плоскость стен от ряда из четырёх закомар, достаточно сильно выраженных в рельефе. Над четырёхскатной крышей храма возвышается гладкий цилиндрический барабан, прорезанный четырьмя узкими окнами без обрамлений, имеющий валик в основании и завершённый скромным карнизом. На главном южном фасаде гладь стен прорезана четырьмя окнами, по два в первом и втором свете; нижние окна явно растёсаны, а верхние, вероятно, сохранили первоначальные размеры. Заметно, что выступающая над плоскостью стены часть первоначального скромного рельефного обрамления оконных проёмов была срублена при ремонтах. На северном фасаде во втором свете есть лишь одно окно в центре фасада. При самых скромных размерах церковь производит величественное впечатление «монолита».

Искусствовед Г.К. Лукомский в 1914 году описал эту церковь так: «На зелёной лужайке, окружённой маленькими убогими серыми домиками и развесистыми деревьями, стоит белый кубический храмик, покрытый простой крышей, на которой всего одна скромная главка – куполок её сочный, большой, синий; закомары по верху стен и простая пятигранная апсида – вот и вся архитектура церкви. Но, однако, облик её очень характерен для времени (1698 г.), и она своею пропорциональностью и скромностью производит большее впечатление, нежели мнoгиe другие храмы, залепленные орнаментами».

Перестройки, утраты, реставрационные работы

К концу XIX века здание церкви пришло в аварийное состояние. От сырости страдал и четырёхъярусный барочный иконостас второй половины XVIII века. Губернская строительная комиссия в 1894 году обследовала здание и нашла, что трещины в сводах и выпадение участков кирпичной кладки являются следствием неглубокого заложения фундамента. Обсуждался вариант полной перестройки здания, но в итоге решили ограничиться ремонтом, который выполнили в 1904 году. Придельные престолы в честь Преполовения и Алексия, человека Божия, были упразднены. В ходе ремонта «некрасивый, позднейший» по мнению строителей прямоугольный алтарь заменили пятиугольной апсидой увеличенной высоты с большими окнами, было переделано и крыльцо (см.: Евдокимов, с. 22–23).

После закрытия храм был лишён главы, вместо которой на барабане несколько десятилетий существовала коническая консервационная кровля.

В начале 1970-х годов в ходе реставрации восстановлена глава храма с крестом.

События и лица, связанные с объектом

Первоначально церковь являлась монастырской. Как считает профессор, доктор исторических наук Марина Сергеевна Черкасова, «на возможность существования Ильинского монастыря ещё в XV веке указывает одна из его церквей – во имя Варлаама Хутынского, культ которого именно в этом столетии распространялся из Новгорода. Наиболее ранние свидетельства его существования относятся к 1550–1560-м годам. Первое (не бесспорное) связано с сюжетом о принесении в 1554 году списка иконы Николы Великорецкого с Вятки в Вологду и помещении его в Ильинском монастыре на Старом торгу». Около 1568 года Ильинский монастырь, в котором тогда был игумен и 23 монаха, получил от Ивана Грозного жалованную ружную грамоту, определявшую размеры хлебного и соляного содержания монастырской братии, которые в 1627 году были подтверждены грамотой царя Михаила Фёдоровича. Обе грамоты утрачены, но они упомянуты в указной грамоте царя Алексея Михайловича 1646 года, хранившейся в Ильинской церкви (Евдокимов, с. 16; Черкасова, с. 101). Ильинский монастырь был известен в разное время с характеристиками «на Старом торгу», «на Горах», «в Каменье», «Кобылкин».

Ильинский монастырь жил бедно. В 1610 году ему активно начал помогать богатый вологодский посадский человек Кондратий Акишев. За два года Акишевым на собственные средства были построены новая деревянная Ильинская церковь и кельи для братии (Щукин, № 25, с. 240). Однако в сентябре 1612 года во время Вологодского разорения «польские и литовские люди с черкасы и казаками и русскими ворами» «в том Ильинском монастыре храм во имя Варлаама Хутынского чюдотворца и кельи пожгли, и старцев побили, и многих людей посекли, и образы местные и пелены обобрали» (Суворов, №15, с. 312). После этих событий стараниями Акишева было восстановлено убранство Ильинского храма, возобновлён деревянный тёплый храм, построены новые деревянные кельи и монастырская ограда. Это строительство продолжалось с 1613 по 1619 год. Однако, несмотря на попечительскую деятельность, Акишеву пришлось столкнуться со своекорыстным игуменом монастыря Серапионом, который не постеснялся использовать монастырскую казну в личных целях и писать на благотворителя доносы. Видимо, не без влияния Серапиона земские старосты обложили Акишева дополнительными налогами, а воевода князь Борис Хилков посадил его в тюрьму. Лишь вмешательство царя Михаила Фёдоровича после челобитной разрешило этот конфликт, и Серапион был отстранён от должности (Суворов, №15, с. 311–315).

Пострижеником Ильинского монастыря был преподобный Марк Белавинский, в 1630 году удалившийся до конца жизни в уединение на остров на Белавинском озере на территории современного Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области. На острове на месте жительства Марка, где почивают его мощи, существовала Белавинская Богоявленская пустынь, в 1801 году приписанная к тоже островному Спасо-Каменному монастырю.

В 1699 году государево жалованье с Ильинской обители было снято, монастырь остался на собственном содержании и его стала покидать братия. В 1738 году в обители остался один игумен, и монастырь упразднили, а обе его церкви были обращены в приходские.

Ильинская церковь имела у вологжан два обиходных названия: «что в Горах» и «что в Каменье». Согласно преданию, происхождение последнего названия связано с тем, что долгое время значительное пространство от берега реки до Владимирской церкви было покрыто заготовленным при Иване Грозном камнем, предназначенным для строительства крепостной стены. Это предание получило подтверждение в ходе археологических раскопок на прилегающей местности. Например, в 2022 году при раскопках у реставрирующегося дома Засецких на улице Ленинградской, 12 (в 110 м к юго-востоку от храма) на всей площади раскопа выявлен отложившийся в середине XVI века слой белого камня толщиной в несколько десятков сантиметров. Интересно, что этим слоем камня было перекрыто приходское кладбище с несколькими десятками погребений, ориентированных аналогично храму Ильи Пророка в Каменье.

В начале 1920-х годов в церкви служили обновленческие священники, однако в 1924 году приходской общиной был приглашён протоиерей Алексей Углицкий, поддерживавший Патриарха. 20 марта 1929 года церковь была закрыта.

В 1930-е годы здесь располагался архив, а в 1950–70-е годы – книжный склад.

В начале 1970-х годов храм был отреставрирован, восстановлена глава с крестом.

С 1985 года в здании размещаются мастерские Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

 

Источники и литература
Авторы фотографий:

А.В. Суворов, И.Б. Воронин, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

А.И. Финогенов, Г.Г. Щапин