Краткая информация
- Адрес: ул. Засодимского, д. 14б
- Номер в госреестре: 351410075010006
- Категория: федеральное значение
- Вид ОКН: памятник
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
- Датировка: XVII
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: удовлетворительное
- Собственность: федеральная
- Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
История создания
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) здание церкви датировано 1698 годом.
В конце XVII века небогатому Ильинского монастырю удалось накопить средства и в 1698 году игумен с братией обратились к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу с челобитной, в которой просили благословить их на строительство вместо прежнего обветшалого деревянного нового каменного холодного Ильинского храма с приделом во имя святого Алексия, человека Божия. Согласно рапорту 1760 года протопопа Стефана Иоаннова, «церковь каменная святаго славнаго пророка Божия Илии в Ильинском монастыре, в трапезе с приделом, зачата строить наместо деревянной в 7206-м, а окончена и освящена в 7220-м годех», то есть строительство каменной Ильинской церкви продолжалось с 1698 по 1712 год (ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 120об.). Строительство затянулось на 14 лет, поскольку в 1699 году государево жалованье с обители было снято и монастырь остался на собственном содержании.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Церковь во имя святого пророка Илии вместе с церковью Варлаама Хутынского входит в ансамбль Ильинского монастыря. Ильинская церковь представляет собой двусветный одноглавый четверик храма с пятигранной апсидой и невысокой трапезной. Главное архитектурное достоинство здания храма в его нынешнем виде усматривают в простоте и строгости форм. Гладкие стены почти кубического объёма храма не имеют вертикальных членений за исключением плоских угловых пилястр, что соответствует его бесстолпной конструкции. Горизонтальные членения сводятся к цоколю и широкому карнизу с поребриком, отделяющему плоскость стен от ряда из четырёх закомар, достаточно сильно выраженных в рельефе. Над четырёхскатной крышей храма возвышается гладкий цилиндрический барабан, прорезанный четырьмя узкими окнами без обрамлений, имеющий валик в основании и завершённый скромным карнизом. На главном южном фасаде гладь стен прорезана четырьмя окнами, по два в первом и втором свете; нижние окна явно растёсаны, а верхние, вероятно, сохранили первоначальные размеры. Заметно, что выступающая над плоскостью стены часть первоначального скромного рельефного обрамления оконных проёмов была срублена при ремонтах. На северном фасаде во втором свете есть лишь одно окно в центре фасада. При самых скромных размерах церковь производит величественное впечатление «монолита».
Искусствовед Г.К. Лукомский в 1914 году описал эту церковь так: «На зелёной лужайке, окружённой маленькими убогими серыми домиками и развесистыми деревьями, стоит белый кубический храмик, покрытый простой крышей, на которой всего одна скромная главка – куполок её сочный, большой, синий; закомары по верху стен и простая пятигранная апсида – вот и вся архитектура церкви. Но, однако, облик её очень характерен для времени (1698 г.), и она своею пропорциональностью и скромностью производит большее впечатление, нежели мнoгиe другие храмы, залепленные орнаментами».
Перестройки, утраты, реставрационные работы
К концу XIX века здание церкви пришло в аварийное состояние. От сырости страдал и четырёхъярусный барочный иконостас второй половины XVIII века. Губернская строительная комиссия в 1894 году обследовала здание и нашла, что трещины в сводах и выпадение участков кирпичной кладки являются следствием неглубокого заложения фундамента. Обсуждался вариант полной перестройки здания, но в итоге решили ограничиться ремонтом, который выполнили в 1904 году. Придельные престолы в честь Преполовения и Алексия, человека Божия, были упразднены. В ходе ремонта «некрасивый, позднейший» по мнению строителей прямоугольный алтарь заменили пятиугольной апсидой увеличенной высоты с большими окнами, было переделано и крыльцо (см.: Евдокимов, с. 22–23).
После закрытия храм был лишён главы, вместо которой на барабане несколько десятилетий существовала коническая консервационная кровля.
В начале 1970-х годов в ходе реставрации восстановлена глава храма с крестом.
События и лица, связанные с объектом
Первоначально церковь являлась монастырской. Как считает профессор, доктор исторических наук Марина Сергеевна Черкасова, «на возможность существования Ильинского монастыря ещё в XV веке указывает одна из его церквей – во имя Варлаама Хутынского, культ которого именно в этом столетии распространялся из Новгорода. Наиболее ранние свидетельства его существования относятся к 1550–1560-м годам. Первое (не бесспорное) связано с сюжетом о принесении в 1554 году списка иконы Николы Великорецкого с Вятки в Вологду и помещении его в Ильинском монастыре на Старом торгу». Около 1568 года Ильинский монастырь, в котором тогда был игумен и 23 монаха, получил от Ивана Грозного жалованную ружную грамоту, определявшую размеры хлебного и соляного содержания монастырской братии, которые в 1627 году были подтверждены грамотой царя Михаила Фёдоровича. Обе грамоты утрачены, но они упомянуты в указной грамоте царя Алексея Михайловича 1646 года, хранившейся в Ильинской церкви (Евдокимов, с. 16; Черкасова, с. 101). Ильинский монастырь был известен в разное время с характеристиками «на Старом торгу», «на Горах», «в Каменье», «Кобылкин».
Ильинский монастырь жил бедно. В 1610 году ему активно начал помогать богатый вологодский посадский человек Кондратий Акишев. За два года Акишевым на собственные средства были построены новая деревянная Ильинская церковь и кельи для братии (Щукин, № 25, с. 240). Однако в сентябре 1612 года во время Вологодского разорения «польские и литовские люди с черкасы и казаками и русскими ворами» «в том Ильинском монастыре храм во имя Варлаама Хутынского чюдотворца и кельи пожгли, и старцев побили, и многих людей посекли, и образы местные и пелены обобрали» (Суворов, №15, с. 312). После этих событий стараниями Акишева было восстановлено убранство Ильинского храма, возобновлён деревянный тёплый храм, построены новые деревянные кельи и монастырская ограда. Это строительство продолжалось с 1613 по 1619 год. Однако, несмотря на попечительскую деятельность, Акишеву пришлось столкнуться со своекорыстным игуменом монастыря Серапионом, который не постеснялся использовать монастырскую казну в личных целях и писать на благотворителя доносы. Видимо, не без влияния Серапиона земские старосты обложили Акишева дополнительными налогами, а воевода князь Борис Хилков посадил его в тюрьму. Лишь вмешательство царя Михаила Фёдоровича после челобитной разрешило этот конфликт, и Серапион был отстранён от должности (Суворов, №15, с. 311–315).
Пострижеником Ильинского монастыря был преподобный Марк Белавинский, в 1630 году удалившийся до конца жизни в уединение на остров на Белавинском озере на территории современного Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области. На острове на месте жительства Марка, где почивают его мощи, существовала Белавинская Богоявленская пустынь, в 1801 году приписанная к тоже островному Спасо-Каменному монастырю.
В 1699 году государево жалованье с Ильинской обители было снято, монастырь остался на собственном содержании и его стала покидать братия. В 1738 году в обители остался один игумен, и монастырь упразднили, а обе его церкви были обращены в приходские.
Ильинская церковь имела у вологжан два обиходных названия: «что в Горах» и «что в Каменье». Согласно преданию, происхождение последнего названия связано с тем, что долгое время значительное пространство от берега реки до Владимирской церкви было покрыто заготовленным при Иване Грозном камнем, предназначенным для строительства крепостной стены. Это предание получило подтверждение в ходе археологических раскопок на прилегающей местности. Например, в 2022 году при раскопках у реставрирующегося дома Засецких на улице Ленинградской, 12 (в 110 м к юго-востоку от храма) на всей площади раскопа выявлен отложившийся в середине XVI века слой белого камня толщиной в несколько десятков сантиметров. Интересно, что этим слоем камня было перекрыто приходское кладбище с несколькими десятками погребений, ориентированных аналогично храму Ильи Пророка в Каменье.
В начале 1920-х годов в церкви служили обновленческие священники, однако в 1924 году приходской общиной был приглашён протоиерей Алексей Углицкий, поддерживавший Патриарха. 20 марта 1929 года церковь была закрыта.
В 1930-е годы здесь располагался архив, а в 1950–70-е годы – книжный склад.
В начале 1970-х годов храм был отреставрирован, восстановлена глава с крестом.
С 1985 года в здании размещаются мастерские Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Источники и литература
- Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.
- Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022.
- Рапорт 1760 года протопопа Стефана Иоаннова // Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 120об.
- Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921. С. 16, 22–23.
- Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007. С. 587–606.
- История православных храмов и монастырей Вологды / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда: Древности Севера, 2022). С. 96–98.
- Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С. 133.
- Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914.
- Махлина А. Следы некрополя XVI века обнаружили археологи у дома Засецких // Cultinfo : Культура в Вологодской области (сайт).
- Сазонов А.И. Вологда. Каменная летопись. 4-з изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2020.
- Сборник истории старых улиц города Вологды.
- Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 281.
- Суворов Н.И. Церковь св. Илии пророка в г. Вологде // Вологодские епархиальные ведомости. 1880. Прибавления. № 14. С. 284–298. Приложения к описанию Ильинской церкви. № 15. С. 311–324.
- Фехнер М.В. Вологда. М., 1958. С. 120.
- Церковь Ильи Пророка «что на Каменье». Паспорт памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
- Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 101.
- Щукин П. О бывшем Ильинском монастыре в Вологде // Вологодские губернские ведомости. 1849. № 25 Часть неофициальная. С. 239–241. [окончание] Вологодские губернские ведомости. 1849. № 26. С. 251–254.
Авторы фотографий:
А.В. Суворов, И.Б. Воронин, Ю.А. Судакова
Исторические фотографии:
А.И. Финогенов, Г.Г. Щапин
Документы
- Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"
- Паспорт памятника истории и культуры "ц. Ильи Пророка на Каменьи". Дата составления: 01.02.1951
- Паспорт памятника истории и культуры "ц. Ильи Пророка, На Камени". Дата составления: 28.12.1961
- Паспорт памятника истории и культуры "Ансамбль бывшего Ильинского монастыря. Церковь Ильи Пророка, "что на Каменьи". Дата составления: октябрь 1983 г.
- Учетная карточка памятника истории и культуры "Ансамбль бывшего Ильинского монастыря. Церковь Ильи Пророка, "что на Каменьи". Дата составления: октябрь 1983 г.