Краткая информация
- Адрес: ул. Гоголя, 1
- Номер в госреестре: 351410118100005
- Категория: региональное значение
- Вид ОКН: памятник
- Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
- Датировка: XVIII
- Материал: кирпич
- Состояние памятника: неудовлетворительное
- Собственность: частная
- Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. № 434 "О постановке под госохрану памятников истории и культуры"
История создания
Появление церкви во имя великомученика Георгия Победоносца на Наволоке связывают с преданием, запечатлённым в составленном в XVI веке Житии Димитрия Прилуцкого. Согласно житию, основание деревянной церкви на этом участке Заречья относится ко времени прихода преподобного Димитрия в Вологду, то есть ко второй половине XIV века.
В писцовой книге Вологды 1627/28 года на месте Георгиевской церкви после нападения на город интернациональной шайки во главе с поляками в сентябре 1612 года значится пепелище: "Место церковное, что была церковь великомученика Георгия, в длину 48 сажен, поперег 49 сажен, а церковь сгорела в Вологоцкое разоренье". В этом же источнике упомянут другой храм этого прихода – "церковь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев древяна клецки, а в церквах Божие милосердие образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, а земли под церковью и около церкви в длину 12 сажен, поперег тож, у церкви служит поп Иван".
В переписной книге Вологды 1646 года на этом месте уже значатся каменная "церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа каменная о трёх верхах" (видимо, это и есть сохранившееся до наших дней здание – в этом случае в переписной книге речь шла о трёх шатрах, которые могли располагаться на возвышенной части храма, имеющей необычную форму) и "церковь Страстотерпца Христова Георгия древяна об одиннатцати верхах на каменное дело" (речь идёт о какой-то сложной по композиции деревянной постройке с 11 главами, построенной в подражание каменному храму). Смена посвящения главного престола церкви Афанасия и Кирилла могла произойти после постройки каменного храма.
Согласно рапорту протоиерея Стефана Иоаннова 1760 года, хранящемуся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника, в 1655 году началось строительство каменной церкви Богоявления с приделом во имя великомученика Георгия. Строился храм долго – его освящение произошло только в 1677 году. В этом же документе сказано, что рядом с этим храмом в это время уже стояла "другая церковь каменная ж Одигитрия Пресвятыя Богородицы, с приделом Афонасия и Кирилла Александрийских чудотворцев, а когда оная церковь зачата строится, и окончена, и освящена, о том знательства никакова при той церкви не отыскано".
Таким образом, строительство каменного здания сохранившейся до наших дней тёплой церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, судя по сохранившимся историческим источникам, относится к первой половине XVII века. Это хорошо согласуется с общей оценкой значимости памятника, которая дана в его паспорте: здание церкви, сооружённое "в традициях вологодского зодчества XVI–XVII вв.", выделяется "сравнительно редким пространственным решением основного объёма, в декоре которого использованы архаичные для своего времени приёмы".
Архитектурные особенности (описание) объекта
В дореволюционное время ансамбль церквей Георгиевского прихода, расположенный на берегу реки Вологды, являлся значимой частью панорамы Заречья. Неслучайно в переписной книге Вологды 1711–1712 годов вся эта часть Заречья называется Георгиевским берегом. Комплекс состоял из двух храмов одного прихода: не сохранившегося крупного Георгиевского (холодного) и сохранившегося Кирилло-Афанасиевского (тёплого).
Церковь святителей Афанасия и Кирилла стоит при пересечении сегодняшней набережной VI Армии и ул. Гоголя. Здание сильно пострадало в годы советской власти. Искусствовед Г.К. Лукомский, заставший здание до постигших его утрат, в 1914 году описал церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла как "удлинённый корпус, предалтарная часть которого возвышается в виде продолговатого четверика, покрытого крышею барочного профиля. Стены этой подымающейся части обработаны арочками и пилястрами. Но самая интересная часть храма не эти стены, хотя они и украшены богатыми, тоже барочными, наличниками окон, а глухой фонарь, стоящий на куполе. Его архитектура очень курьёзна и изображает пятикупольный храмик в миниатюрном виде". Фасад церкви украшала фреска с изображением великомученика Георгия. В интерьере своды были украшены лепными орнаментами, в храме находился небольшой иконостас барочной архитектуры.
В паспорте церкви дано нижеследующее развёрнутое описание: "Одноэтажная на подклете церковь, сооружённая в традициях вологодского зодчества своего времени, сложена из кирпича, покрыта снаружи известковой обмазкой и побелена. Здание имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой и трапезной с папертью. Массивный, ориентированный по поперечной оси, односветный четверик храма завершен пучинистой крышей. Прямоугольная в плане апсида и квадратная трапезная, воспринимающаяся вместе с папертью как единый протяжённый объём, по ширине равны четверику храма, а по высоте значительно уступают ему.
Оформление фасадов, выполненное с использованием тёсаного и лекального кирпича, характеризуется сдержанной трактовкой декоративных форм. Фасады равномерно расчленены в простенках между окнами тонкими пилястрами, по которым раскрепованы междуэтажный и венчающие карнизы, обладающие упрощённым рисунком. Фасады четверика храма – северный и южный в два прясла, восточный и западный в три – завершены большими ложными закомарами, придающими зданию несколько архаичный для своего времени облик. В основании ложных закомар проходит тонкий профиль, а боковые фасады четверика разделены карнизом на два яруса. В основном этаже на боковых фасадах храма размещено по два окна, на апсиде – по одному, а на её восточном фасаде – три. Боковые фасады трапезной и паперти имеют симметричные композиции с тремя оконными проёмами. На западном фасаде, завершённом в центре треугольным щипцом, по сторонам дверного проёма находятся два окна. В подклете расположено несколько разновременных проёмов. Прямоугольные окна основного этажа заключены в массивные рамочные наличники, являющиеся наиболее разработанным элементом фасадного декора здания. Каннелированные пилястры наличников, опирающиеся на небольшие кронштейны, украшены стилизованными ионическими капителями, над которыми раскрепованы многообломные профили широкого горизонтального навершия. Широкий с лучковой перемычкой дверной проём на западном фасаде имеет плоское килевидное обрамление.
В интерьере в основном этаже храм объединяется с апсидой тремя широкими арочными проходами. Трапезная представляет собой одностолпную палату, из которой в паперть ведут три дверных проёма. В паперти по сторонам центральной части, в которой находилась широкая лестница, с юга расположено одно большое помещение, с севера – два. Апсида перекрыта лотковым сводом с распалубками. В паперти одно помещение перекрыто полулотковым сводом, остальные помещения – коробовыми сводами. В подклете помещение под апсидой перекрыто полулотковым сводом с распалубками, под храмом – монастырским сводом, под папертью – коробовыми сводами. В одностолпной палате под трапезной первоначальное перекрытие не сохранилось. От прежней декоративной отделки интерьера на откосах некоторых окон основного этажа уцелели остатки штукатурных панелей".
Уничтоженная в советское время соседняя холодная Георгиевская церковь представляла собой поставленный на подклетный этаж очень крупный кубический объём, увенчанный пятью большими главами. С трёх сторон храм окружали открытые галереи, позднее заложенные: этот архитектурный приём в Вологде имеет единственную аналогию – более древний Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря. Лаконичный декор фасадов церкви напоминал ярославские архитектурные памятники XVII века. Стены церкви, разделённые лопатками, не были покрыты сверху карнизом, а так же как у вологодского Софийского собора непосредственно завершались полукружиями закомар. Внутри четырёхстолпный храм был расписан, но древние фрески были уничтожены при ремонте 1880-х годов. Колокольня XVIII века, соединённая с храмом галереей, была многоярусной: на четверик основания были установлены два восьмерика – глухой и с аркадой звона. Высокий шлемообразный купол с округлыми слуховыми окнами увенчивался восьмигранником с миниатюрной главкой и крестом. К началу XX века в Георгиевском храме было три престола: во имя великомученика Георгия Победоносца (главный), в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Перестройки, утраты, реставрационные работы
Первоначально завершавшие храм (как явствует из его старейшего описания) три каменных шатра были заменены в XVIII веке миниатюрным пятиглавым завершением. В советское время здание храма святителей Афанасия и Кирилла было лишено и этого завершения. За десятилетия использования здания как производственного к нему со всех сторон были сделаны обширные пристройки, часть старых проёмов заложили, а некоторые, напротив, расширили, было прорублено несколько новых проёмов, в интерьере устроены перегородки, перекрытия, лестницы, в основном этаже в храме и трапезной сводчатые перекрытия частично заменены плоскими потолками, поверхности стен частично покрыты поздней штукатуркой.
В 2019 году началось восстановление храма. Проект комплексной реставрации здания выполнен под руководством профессора ВоГУ, кандидата архитектуры Ирины Константиновны Белоярской. Реставрационные работы, которые стартовали в апреле 2020 года, предполагается завершить в 2025 году; они ведутся ООО "БизнесКонсалт" под руководством архитектора-реставратора Владимира Николаевича Лукина.
События и лица, связанные с объектом
По всей видимости, на протяжении XVII века посвящение главного престола тёплой церкви Георгиевского прихода менялось: в начале века она фигурирует в документах как церковь Афанасия и Кирилла, затем становится Богоявленской и после этого какое-то время главным считался престол в честь иконы Божией Матери "Одигитрия". К началу XX века в Кирилло-Афанасиевской церкви были три престола: в честь святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских (главный); Богоявления; великомученика Димитрия Солунского.
К XIX веку Георгиевский приход стал малолюдным и обладал весьма скромными возможностями даже для поддержания зданий храмов. В 1847 году почётный гражданин города Вологды Николай Иванович Скулябин решил учредить на свои средства благотворительное заведение – Дом призрения бедных граждан, передав для него особняк, располагавшийся в приходе Георгиевской церкви неподалёку от неё (ныне набережная VI Армии, 63), и выделив для обеспечения деятельности учреждения крупный капитал. Купец 1-й гильдии Скулябин сумел накопить солидное состояние. С 1817 года он неоднократно занимал выборные должности гражданской службы Вологды, в том числе и пост городского головы. Торжественное открытие благотворительного учреждения 21 марта 1848 года началось с крестного хода из Спасо-Всеградского собора к Георгиевской церкви, в приходе которой находилась богадельня. Чтимый обыденный образ Спасителя в процессии нёс сам учредитель. В храме Георгия Победоносца преосвященным Евлампием, епископом Вологодским и Устюжским в присутствии губернатора С.Г. Волховского и именитых горожан была совершена божественная литургия. После этого было освящено здание богадельни. Завершением торжества стал праздничный обед.
В утверждённом 9 января 1848 года императором Николаем I "Положении о Доме призрения бедных граждан в г. Вологде, учреждённом на средства вологодского купца Н.И. Скулябина" были такие пункты: "1. В губернском городе Вологде, в каменном доме, для сего вполне устроенном и жертвуемом почётным гражданином 1-й гильдии купцом Николаем Скулябиным, учреждается Дом призрения для престарелых граждан сего города, преимущественно из купеческого, мещанского и ремесленного сословий<…> 6. По смежности Дома призрения бедных с малоприходною Георгиевскою церковию оная с разрешения Святейшего Синода предоставляется в распоряжение сего богоугодного заведения, на каковой конец купец Скулябин на содержание этой церкви и на жалованье священнику с причтом предназначает проценты с жертвуемого им капитала в 8 тыс. руб. серебром". С этого времени до 1918 года церкви Георгиевского прихода являлись домовыми церквями Дома призрения бедных граждан в городе Вологде, известного по имени учредителя как Скулябинская богадельня.
После закрытия в 1918 году Скулябинской богадельни вновь был создан Георгиевский приход. В июне 1929 года закрыли тёплую церковь, а в январе 1930 года – холодную. Оба здания были отданы под производственные нужды: в холодном храме расположилась валяльная мастерская, а в тёплом – столярная фабрика. Несмотря на архитектурную и историческую ценность, в 1936 году Георгиевскую церковь разобрали на кирпич. В 1951 году при разборе цокольной части церкви Георгия рабочие обнаружили огромный клад монетного серебра XVII века, включавший свыше 46 тысяч монет копеечного достоинства и 22 серебряных талера, переданный в Вологодский государственный музей. Несколько десятилетий этот клад являлся самым многочисленным из найденных на территории России.
В тёплой церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла с 1940 года работала мастерская артели "Венстул", позже реоганизованная в артель "Мебельщик" (с 1954 года); участок №3 Вологодской мебельной фабрики, Вологодского мебельного комбината (с 1963 года); цех №3 (затем фабрика №3) Вологодского производственно-мебельного объединения "Прогресс" (с 1964 года).
В 2015 году на смежной территории началось строительство жилого комплекса "Георгиевский" и инициативная группа граждан решила возродить в храме приходскую жизнь и восстановить его. Богоявленская церковь несколько лет была приписана к Лазаревскому приходу, а в марте 2018 года образован самостоятельный приход. На средства благотворителей и грантов ведутся реставрационные работы, в которых активное участие принимают волонтёры.
Источники и литература
- Белоярская И.К. Исследования церкви Богоявления Георгиевского прихода Вологды по вновь выявленным архивным сведениям и натурным данным // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №2(43). – С. 136–155 [Электронный ресурс].
- ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 121 об.
- Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 312–313.
- Гришина С. В Вологде реставрируют Богоявленскую церковь, единственную сохранившуюся из комплекса Георгиевских церквей // Cultinfo. Культура в Вологодской области (сайт). (22.06.2020 г.).
- Скулябин Николай Иванович, 1791–1851 // Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. 2-е изд. Вологда, 2006. С. 58–59.
- История православных храмов и монастырей Вологды / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.]; [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда, 2022). С. 64.
- Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С. 15, 150.
- Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб., 1914. С. 112.
- Паспорт памятника истории и культуры "Церковь Георгия". Дата составления: декабрь 1977 г. // Архив АУК ВО "Вологдареставрация", отдел учёта.
- Паспорт памятника истории и культуры "Церковь Георгия на Наволоке". Дата составления: 20.12.2006 // Архив АУК ВО "Вологдареставрация", отдел учёта.
- Переписная книга Вологды 1946 года // Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII века: в 2 т. / подг. И.В. Пугач, М.С. Черкасова. М., 2008. Т. 1. С. 62.
- Переписная книга Вологды 1711–1712 годов // Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII века: в 2 т. / подг. И.В. Пугач, М.С. Черкасова. М., 2008. Т. 2. С. 148.
- Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2-е. СПб., 1849. Т. 23. Л. 121об.
- Православный приход храма Богоявления г. Вологда (группа ВКонтакте).
- Скулябинский дом призрения бедных граждан в г. Вологде // Вологодские губернские ведомости. 1848. Часть неофициальная. № 13. С. 145–149.
- Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920-х–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 264, 265, 270, 280–281.
- Церковно-исторический атлас Вологодской области: в 2 т. Вологда, 2007. Т. 1. С. 166.
- Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
- Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 438.
Авторы фотографий:
О.В. Корнеева
Исторические фотографии:
С.В. Гельфер, Э.Э. Наседкин
Документы
- Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. № 434 "О постановке под госохрану памятников истории и культуры"
- Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Церковь Георгиевская, XVIII в." от 16.02.2018 г.
- Учетная карточка памятника истории и культуры "Церковь Св. Георгия". Дата составления: 17.09.1974
- Паспорт памятника истории и культуры "Церковь Георгия". Дата составления: декабрь 1977 г.
- Учетная карточка памятника истории и культуры "Церковь Георгия на Наволоке". Дата составления: 20.12.2006
- Паспорт памятника истории и культуры "Церковь Георгия на Наволоке". Дата составления: 20.12.2006
- Приказ № 15743-р от 13.11.2015 г. Министерства культуры РФ о регистрации ОКН