Кирилло-Афанасиевская (слева) и Георгиевская (справа) церкви, начало ХХ века (ВГИАХМЗ, ВОКМ 17628-1) Вид на церкви Георгиевского прихода 
из-за реки Вологды, начало ХХ века Фото начала XX века из книги Г.К. Лукомского Фото начала XX века из книги Г.К. Лукомского Общий вид, 1976 год Фрагмент четверика, 1976 год Восточный фасад, 1976 год Южный фасад четверика, 1976 год Фрагмент южного фасада, 1976 год Южный фасад трапезной, 1976 год Фрагмент южного фасада, 1976 год Окно трапезной второго этажа, 1976 год Фрагмент западного фасада, 1976 год Общий вид с северо-запада, 2006 год Общий вид с северо-востока, 2006 год Восточный фасад, 2006 год Общий вид южного фасада, 2006 год Фрагмент южного фасада трапезной, 2006 год Окно на южном фасаде трапезной, 2006 год Фрагмент северного фасада трапезной. Окно. Вид из поздней пристройки, 2006 год Фрагмент интерьера подклета в помещении с поздней перегородкой, 2006 год Фрагмент интерьера подклета под храмом. Свод с распалубками, 2006 год Фрагмент интерьера подклета под папертью. Свод с распалубками, 2006 год Фрагмент интерьера подклета под храмом. Поздний свод Менье, 2006 год Фрагмент интерьера храма. Западная стена, 2006 год Фрагмент интерьера трапезной у южной стены, 2006 год Фрагмент интерьера храма, юго-западный угол, 2006 год Общий вид, 2014 год Общий вид, 2017 год Юго-восточный фасад Юго-восточный фасад Юго-западный фасад Юго-западный фасад Северо-западный фасад Фреска на юго-западном фасаде Декоративный элемент фасада Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви, 2022 год Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви Интерьер Георгиевской церкви

Краткая информация

  • Адрес: ул. Гоголя, 1
  • Номер в госреестре: 351410118100005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: неудовлетворительное
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. № 434 "О постановке под госохрану памятников истории и культуры"

История создания

Появление церкви во имя великомученика Георгия Победоносца на Наволоке связывают с преданием, запечатлённым в составленном в XVI веке Житии Димитрия Прилуцкого. Согласно житию, основание деревянной церкви на этом участке Заречья относится ко времени прихода преподобного Димитрия в Вологду, то есть ко второй половине XIV века.

В писцовой книге Вологды 1627/28 года на месте Георгиевской церкви после нападения на город интернациональной шайки во главе с поляками в сентябре 1612 года значится пепелище: "Место церковное, что была церковь великомученика Георгия, в длину 48 сажен, поперег 49 сажен, а церковь сгорела в Вологоцкое разоренье". В этом же источнике упомянут другой храм этого прихода – "церковь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев древяна клецки, а в церквах Божие милосердие образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, а земли под церковью и около церкви в длину 12 сажен, поперег тож, у церкви служит поп Иван".

В переписной книге Вологды 1646 года на этом месте уже значатся каменная "церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа каменная о трёх верхах" (видимо, это и есть сохранившееся до наших дней здание – в этом случае в переписной книге речь шла о трёх шатрах, которые могли располагаться на возвышенной части храма, имеющей необычную форму) и "церковь Страстотерпца Христова Георгия древяна об одиннатцати верхах на каменное дело" (речь идёт о какой-то сложной по композиции деревянной постройке с 11 главами, построенной в подражание каменному храму). Смена посвящения главного престола церкви Афанасия и Кирилла могла произойти после постройки каменного храма.

Согласно рапорту протоиерея Стефана Иоаннова 1760 года, хранящемуся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника, в 1655 году началось строительство каменной церкви Богоявления с приделом во имя великомученика Георгия. Строился храм долго – его освящение произошло только в 1677 году. В этом же документе сказано, что рядом с этим храмом в это время уже стояла "другая церковь каменная ж Одигитрия Пресвятыя Богородицы, с приделом Афонасия и Кирилла Александрийских чудотворцев, а когда оная церковь зачата строится, и окончена, и освящена, о том знательства никакова при той церкви не отыскано".

Таким образом, строительство каменного здания сохранившейся до наших дней тёплой церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, судя по сохранившимся историческим источникам, относится к первой половине XVII века. Это хорошо согласуется с общей оценкой значимости памятника, которая дана в его паспорте: здание церкви, сооружённое "в традициях вологодского зодчества XVI–XVII вв.", выделяется "сравнительно редким пространственным решением основного объёма, в декоре которого использованы архаичные для своего времени приёмы".

Архитектурные особенности (описание) объекта

В дореволюционное время ансамбль церквей Георгиевского прихода, расположенный на берегу реки Вологды, являлся значимой частью панорамы Заречья. Неслучайно в переписной книге Вологды 1711–1712 годов вся эта часть Заречья называется Георгиевским берегом. Комплекс состоял из двух храмов одного прихода: не сохранившегося крупного Георгиевского (холодного) и сохранившегося Кирилло-­Афанасиевского (тёплого).

Церковь святителей Афанасия и Кирилла стоит при пересечении сегодняшней набережной VI Армии и ул. Гоголя. Здание сильно пострадало в годы советской власти. Искусствовед Г.К. Лукомский, заставший здание до постигших его утрат, в 1914 году описал церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла как "удлинённый корпус, предалтарная часть которого возвышается в виде продолговатого четверика, покрытого крышею барочного профиля. Стены этой подымающейся части обработаны арочками и пилястрами. Но самая интересная часть храма не эти стены, хотя они и украшены богатыми, тоже барочными, наличниками окон, а глухой фонарь, стоящий на куполе. Его архитектура очень курьёзна и изображает пятикупольный храмик в миниатюрном виде". Фасад церкви украшала фреска с изображением великомученика Георгия. В интерьере своды были украшены лепными орнаментами, в храме находился небольшой иконостас барочной архитектуры.

В паспорте церкви дано нижеследующее развёрнутое описание: "Одноэтажная на подклете церковь, сооружённая в традициях вологодского зодчества своего времени, сложена из кирпича, покрыта снаружи известковой обмазкой и побелена. Здание имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой и трапезной с папертью. Массивный, ориентированный по поперечной оси, односветный четверик храма завершен пучинистой крышей. Прямоугольная в плане апсида и квадратная трапезная, воспринимающаяся вместе с папертью как единый протяжённый объём, по ширине равны четверику храма, а по высоте значительно уступают ему.

Оформление фасадов, выполненное с использованием тёсаного и лекального кирпича, характеризуется сдержанной трактовкой декоративных форм. Фасады равномерно расчленены в простенках между окнами тонкими пилястрами, по которым раскрепованы междуэтажный и венчающие карнизы, обладающие упрощённым рисунком. Фасады четверика храма – северный и южный в два прясла, восточный и западный в три – завершены большими ложными закомарами, придающими зданию несколько архаичный для своего времени облик. В основании ложных закомар проходит тонкий профиль, а боковые фасады четверика разделены карнизом на два яруса. В основном этаже на боковых фасадах храма размещено по два окна, на апсиде – по одному, а на её восточном фасаде – три. Боковые фасады трапезной и паперти имеют симметричные композиции с тремя оконными проёмами. На западном фасаде, завершённом в центре треугольным щипцом, по сторонам дверного проёма находятся два окна. В подклете расположено несколько разновременных проёмов. Прямоугольные окна основного этажа заключены в массивные рамочные наличники, являющиеся наиболее разработанным элементом фасадного декора здания. Каннелированные пилястры наличников, опирающиеся на небольшие кронштейны, украшены стилизованными ионическими капителями, над которыми раскрепованы многообломные профили широкого горизонтального навершия. Широкий с лучковой перемычкой дверной проём на западном фасаде имеет плоское килевидное обрамление.

В интерьере в основном этаже храм объединяется с апсидой тремя широкими арочными проходами. Трапезная представляет собой одностолпную палату, из которой в паперть ведут три дверных проёма. В паперти по сторонам центральной части, в которой находилась широкая лестница, с юга расположено одно большое помещение, с севера – два. Апсида перекрыта лотковым сводом с распалубками. В паперти одно помещение перекрыто полулотковым сводом, остальные помещения – коробовыми сводами. В подклете помещение под апсидой перекрыто полулотковым сводом с распалубками, под храмом – монастырским сводом, под папертью – коробовыми сводами. В одностолпной палате под трапезной первоначальное перекрытие не сохранилось. От прежней декоративной отделки интерьера на откосах некоторых окон основного этажа уцелели остатки штукатурных панелей".

Уничтоженная в советское время соседняя холодная Георгиевская церковь представляла собой поставленный на подклетный этаж очень крупный кубический объём, увенчанный пятью большими главами. С трёх сторон храм окружали открытые галереи, позднее заложенные: этот архитектурный приём в Вологде имеет единственную аналогию – более древний Спасский собор Спасо-­Прилуцкого монастыря. Лаконичный декор фасадов церкви напоминал ярославские архитектурные памятники XVII века. Стены церкви, разделённые лопатками, не были покрыты сверху карнизом, а так же как у вологодского Софийского собора непосредственно завершались полукружиями закомар. Внутри четырёхстолпный храм был расписан, но древние фрески были уничтожены при ремонте 1880-х годов. Колокольня XVIII века, соединённая с храмом галереей, была многоярусной: на четверик основания были установлены два восьмерика – глухой и с аркадой звона. Высокий шлемообразный купол с округлыми слуховыми окнами увенчивался восьмигранником с миниатюрной главкой и крестом. К началу XX века в Георгиевском храме было три престола: во имя великомученика Георгия Победоносца (главный), в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Первоначально завершавшие храм (как явствует из его старейшего описания) три каменных шатра были заменены в XVIII веке миниатюрным пятиглавым завершением. В советское время здание храма святителей Афанасия и Кирилла было лишено и этого завершения. За десятилетия использования здания как производственного к нему со всех сторон были сделаны обширные пристройки, часть старых проёмов заложили, а некоторые, напротив, расширили, было прорублено несколько новых проёмов, в интерьере устроены перегородки, перекрытия, лестницы, в основном этаже в храме и трапезной сводчатые перекрытия частично заменены плоскими потолками, поверхности стен частично покрыты поздней штукатуркой.

В 2019 году началось восстановление храма. Проект комплексной реставрации здания выполнен под руководством профессора ВоГУ, кандидата архитектуры Ирины Константиновны Белоярской. Реставрационные работы, которые стартовали в апреле 2020 года, предполагается завершить в 2025 году; они ведутся ООО "БизнесКонсалт" под руководством архитектора-реставратора Владимира Николаевича Лукина.

События и лица, связанные с объектом

По всей видимости, на протяжении XVII века посвящение главного престола тёплой церкви Георгиевского прихода менялось: в начале века она фигурирует в документах как церковь Афанасия и Кирилла, затем становится Богоявленской и после этого какое-то время главным считался престол в честь иконы Божией Матери "Одигитрия". К началу XX века в Кирилло-Афанасиевской церкви были три престола: в честь святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских (главный); Богоявления; великомученика Димитрия Солунского.

К XIX веку Георгиевский приход стал малолюдным и обладал весьма скромными возможностями даже для поддержания зданий храмов. В 1847 году почётный гражданин города Вологды Николай Иванович Скулябин решил учредить на свои средства благотворительное заведение – Дом призрения бедных граждан, передав для него особняк, располагавшийся в приходе Георгиевской церкви неподалёку от неё (ныне набережная VI Армии, 63), и выделив для обеспечения деятельности учреждения крупный капитал. Купец 1-й гильдии Скулябин сумел накопить солидное состояние. С 1817 года он неоднократно занимал выборные должности гражданской службы Вологды, в том числе и пост городского головы. Торжественное открытие благотворительного учреждения 21 марта 1848 года началось с крестного хода из Спасо-Всеградского собора к Георгиевской церкви, в приходе которой находилась богадельня. Чтимый обыденный образ Спасителя в процессии нёс сам учредитель. В храме Георгия Победоносца преосвященным Евлампием, епископом Вологодским и Устюжским в присутствии губернатора С.Г. Волховского и именитых горожан была совершена божественная литургия. После этого было освящено здание богадельни. Завершением торжества стал праздничный обед.

В утверждённом 9 января 1848 года императором Николаем I "Положении о Доме призрения бедных граждан в г. Вологде, учреждённом на средства вологодского купца Н.И. Скулябина" были такие пункты: "1. В губернском городе Вологде, в каменном доме, для сего вполне устроенном и жертвуемом почётным гражданином 1-й гильдии купцом Николаем Скулябиным, учреждается Дом призрения для престарелых граждан сего города, преимущественно из купеческого, мещанского и ремесленного сословий<…> 6. По смежности Дома призрения бедных с малоприходною Георгиевскою церковию оная с разрешения Святейшего Синода предоставляется в распоряжение сего богоугодного заведения, на каковой конец купец Скулябин на содержание этой церкви и на жалованье священнику с причтом предназначает проценты с жертвуемого им капитала в 8 тыс. руб. серебром". С этого времени до 1918 года церкви Георгиевского прихода являлись домовыми церквями Дома призрения бедных граждан в городе Вологде, известного по имени учредителя как Скулябинская богадельня.

После закрытия в 1918 году Скулябинской богадельни вновь был создан Георгиевский приход. В июне 1929 года закрыли тёплую церковь, а в январе 1930 года – холодную. Оба здания были отданы под производственные нужды: в холодном храме расположилась валяльная мастерская, а в тёплом – столярная фабрика. Несмотря на архитектурную и историческую ценность, в 1936 году Георгиевскую церковь разобрали на кирпич. В 1951 году при разборе цокольной части церкви Георгия рабочие обнаружили огромный клад монетного серебра XVII века, включавший свыше 46 тысяч монет копеечного достоинства и 22 серебряных талера, переданный в Вологодский государственный музей. Несколько десятилетий этот клад являлся самым многочисленным из найденных на территории России.

В тёплой церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла с 1940 года работала мастерская артели "Венстул", позже реоганизованная в артель "Мебельщик" (с 1954 года); участок №3 Вологодской мебельной фабрики, Вологодского мебельного комбината (с 1963 года); цех №3 (затем фабрика №3) Вологодского производственно-мебельного объединения "Прогресс" (с 1964 года).

В 2015 году на смежной территории началось строительство жилого комплекса "Георгиевский" и инициативная группа граждан решила возродить в храме приходскую жизнь и восстановить его. Богоявленская церковь несколько лет была приписана к Лазаревскому приходу, а в марте 2018 года образован самостоятельный приход. На средства благотворителей и грантов ведутся реставрационные работы, в которых активное участие принимают волонтёры.

 

Источники и литература

 

Авторы фотографий:

О.В. Корнеева

Исторические фотографии:

С.В. Гельфер, Э.Э. Наседкин