Вид с юга, 1883 год. Фото И.Ф. Барщевского Юго-восточный фасад, (ВГИАХМЗ, НВ 5189-637) Вид с северо-востока (репродукция из книги Г.К. Лукомского, 1914 год) Западный фасад (репродукция из книги Б.И. Дунаева, 1914 год) Иконостас холодной церкви (репродукция из книги Г.К. Лукомского, 1914 год) Общий вид, 1967 год Декор дверей и портала Декор наличников Общий вид с северо-востока, 1984 год Общий вид с юго-востока, 1984 год Общий вид колокольни, 1984 год Южный фасад четверика храма, 1984 год Крыльцо, 1984 год Столбы крыльца, 1984 год Крыльцо, гирька, 1984 год Ползучая арка лестницы и парапет, 1984 год Вход в притвор 1-го этажа, 1984 год Портал тёплого храма, 1984 год Западный фасад четверика храма, 1984 год Колокольня, ярус звона, 1984 год Наличники окон 2-го света четверика храма, 1984 год Наличники окон 1-го света четверика храма, 1984 год Наличники окна 2-го света притвора, северный фасад, 1984 год Лестница, вид сверху, 1984 год Потолок верхней церкви, 1984 год Общий вид, 2022 год Информационные надписи, 2022 год Главный фасад, 2022 год Северо-западный фасад, 2022 год Декор северо-западного фасада, 2022 год Декор северо-западного фасада, 2022 год Декор колокольни и главного фасада, 2022 год Вид на колокольню и северо-западный фасад, 2022 год Декор колокольни, северо-западного и северо-восточного фасадов, 2022 год Главы Цареконстантиновской церкви, 2022 год Декор главного фасада и барабанов церкви, 2022 год Декор колокольни, 2022 год Декор колокольни, 2022 год Алтарная часть, 2022 год Декор бокового фасада, 2022 год Декор крыльца, 2022 год Декор крыльца, 2022 год Декоративные элементы фасада, 2022 год Декоративные элементы фасада, 2022 год Декоративные элементы фасада, 2022 год Декор наличников, 2022 год Декор наличников, 2022 год Декор наличников, 2022 год Декор бокового фасада и икона в стене церкви, 2022 год Декор наличника двери, 2022 год Общий вид со стороны улицы Пролетарской, с запада, 2023 год

Краткая информация

  • Адрес: пр. Победы, 85
  • Номер в госреестре: 351410074240006
  • Категория: федеральное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"

История создания

Основание церкви традиционно связывается с местом сретения (встречи) вологжанами местной святыни – почитаемой чудотворной иконы Димитрия Прилуцкого. Существует две версии датировки этого события. По одной, общепринятой – встреча происходила в 1503 году, когда икону (или её список) возвратил в Спасо-Прилуцкий монастырь Иван III, по особому откровению бравший её с собой в поход на Казань. По другой – икону вернул в Вологду в 1580 году Иван IV, и это было связано с её «участием» в походе на Казань 1552 года. Исследователь Н.К. Голейзовский высказал предположение, что первая дата могла распространиться из-за ошибки писца, перепутавшего похожие буквы цифири; по его версии, икона могла прибыть в Вологду не в 1503 (7011), а в 1580 (7088) году. С этой иконой было связано и первое посвящение этой церкви – Димитрию Прилуцкому. А поскольку в Вологде были две церкви с таким посвящением (была ещё и на Наволоке), то обычно уточнялось: церковь Димитрия Прилуцкого «в Кобылкине улице».

Время строительства существующего каменного здания церкви указано в списке церквей Вологды, датированном 1 сентября 1760 года: «Церковь каменная святых и равноапостольных царей Константина и Елены с приделами иже во святых отца нашего Филиппа, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца, внизу тёплая преподобнаго отца нашего Димитрия Прилуцкого чудотворца, с приделом преподобнаго Кирилла Белоезерского чудотворца, зачата строить наместо деревянной в 1657-м, а окончена и освящена в 1664-м годех». В переписной книге 1691 года храм именуется церковью «Димитрия Прилуцкого и Царя Константина в Кобылкине улице».

Архитектурные особенности (описание) объекта

Удачно найденные пропорции и почти полная сохранность старых форм привлекает к церкви внимание специалистов по русской архитектуре. В путеводителе Г.Н. Бочарова и В.П. Выголова «Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск» Цареконстантиновская церковь названа «великолепным образцом того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое развитие во второй половине XVII века». Изысканный декор придаёт церкви нарядный вид: пучки из трёх полуколонн, членящие стены; фигурные оконные наличники со стрельчатым верхом; широкий карниз и два яруса кокошников над ним, опоясывающие верх здания; изящные небольшие главы, основания барабанов которых тоже украшают кокошники. От крыльца, примыкающего к западной стороне здания, так и веет духом XVII века. Его крышу поддерживают массивные кубышчатые столбы, соединяющие их двойные арки украшены висячими гирьками. К юго-западному углу церкви примыкает стройная шатровая колокольня.

В редко обновлявшемся интерьере церкви долго сохранялся старинный иконостас с уникальными древними иконами.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Долгое время церковь находилась на краю города, и бедность прихода оградила её от поновлений и перестроек. В советское время здание несколько раз реставрировалось.

События и лица, связанные с объектом

К началу ХХ века церковь имела три престола: в верхнем храме – во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем храме на южной стороне – во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, на северной – во имя семи отроков Эфесских.

В 1898–1911 годах священником в церкви Константина и Елены служил краевед и фотограф-любитель Сергей Арсеньевич Непеин (1870–1911).

24 февраля 1930 года Цареконстантиновская церковь была закрыта, наиболее ценные иконы из храма были перенесены в музей (ныне – Вологодский государственный и архитектурный и художественный музей-заповедник). В здании в разное время размещались учреждения культуры и трикотажная фабрика.

В 1997 году храм возвращён верующим. В 1998 году возобновились регулярные богослужения в нижней церкви. С 2008 года действует и верхняя церковь. Престолы храма освящены так же, как в начале ХХ века. В 2001 году возрождена оборвавшаяся в советское время четырёхсотлетняя традиция крестных ходов в память сретения иконы Димитрия Прилуцкого. 10 апреля 2008 года на колокольню подняты восемь колоколов весом от 10 до 430 кг, отлитых в городе Тутаеве Ярославской области.

Из воспоминаний Степана Петровича Шевырёва

Степан Петрович Шевырёв (1806–1864) – филолог, искусствовед, литературный критик, профессор Московского университета. В июле 1847 года во время путешествия в Кирилло-Белозерский монастырь провёл два дня в Вологде.

«На другом краю города, довольно обширного и разбросанного, как все наши древние города, находится древняя церковь во имя свв. Елены и Константина. Спутник мой и руководитель с особенною любовью говорил об этой церкви, с которою соединены все его детские воспоминания как с приходскою церковью его дома. Взошед в неё и рассмотрев её иконы, я понял, каким образом могла она воспитать в человеке образованном чувство любви и благоговения к древней нашей святыне. Сюда не проник дух подновления. Бедность храма и причта оградила неприкосновенностью её заветные иконы. Серебро и золото не закрыли их святолепных ликов. Здесь всё веет духом нетронутой древности. Иконостас чрезвычайно примечателен. Кроме того, много других икон. В нижней церкви есть такие, которые не на местах своих. Иные с надписями. Вот для примера: "Изволением Отца и споспешением Сына и совершением Святого Духа написался сей святый образ по обещанию вологоцких посацких людей Кощиевых. Писал иконописец Иван Григорьев 1710 г." Образ представляет Иисуса Христа. Помню икону, на которой вместе изображены пр. Игнатий, Александр Свирский, Димитрий Прилуцкий, Сергий Радонежский и другие святые. В сей-то сокровищнице древнего иконописания поразила меня превосходная икона св. Феодора Стратилата. Она близко и верно сделана. Величавый лик воина носит на себе следы древнего, но живого искусства, и обнаруживает кисть мастера, разумевшего святое дело иконописания. Это величие соединено здесь с необыкновенною лёгкостью и грациею…»

Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850.

Источники и литература

Авторы фотографий:

И.Б. Воронин, Г.В. Огурцов, Ю.А. Судакова

Исторические фотографии:

И.Ф. Барщевский, С.А. Непеин, В.В. Сокирко, А.И. Финогенов