Общий вид, 2016 год Вид с северо-востока, 2007 год Западный фасад, 2011 год Алтарная часть, процесс реставрации, 2011 год Интерьер церкви, 2011 год Интерьер церкви, 2011 год Антипиевская церковь, начало ХХ века (из книги Б. И. Дунаева «Северно-русское церковное и гражданское зодчество. Город Вологда») Колокольня церкви Антипия, 1980-е годы Общий вид с юга, 1981 год Вид с северо-запада, 1981 год Восточный фасад, 1981 год Вид с северо-востока, 1981 год Южный фасад колокольни, 1981 год Верхние ярусы колокольни, 1981 год Южный фасад храма, 1981 год Декор центрального окна апсиды, 1981 год Северо-восточная грань апсиды, 1981 год Восьмерик храма, 1981 год Переход от четверика к ротонде, 1981 год Интерьер третьего яруса колокольни, 1981 год Интерьер храма, 1981 год Проёмы трапезной, 1981 год Фрагменты декора апсиды, 1981 год Наличник окна храма, 1981 год Окно храма, 1981 год Вид с юго-запада, 1986 год Вид с юго-востока, 1986 год Вид с юго-запада, 1986 год 2-ой ярус колокольни Фрагмент 2-го яруса колокольни, 1986 год Решётка в проёме звона колокольни, 1986 год Окно в полуярусе колокольни, 1986 год Вид с юга, 1986 год Вид с северо-запада, 1986 год Южный фасад храма, 1986 год Окно 1-го яруса света на южном фасаде, 1986 год Барабан храма, 1986 год Апсида, 1986 год Фрагмент апсиды, 1986 год Карниз апсиды, 1986 год Вид с запада, 1986 год Фрагмент интерьера храма, 1986 год

Краткая информация

  • Адрес: пер. Чернышевского, 10
  • Номер в госреестре: 351410118250005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: памятник градостроительства и архитектуры
  • Датировка: XVIII
  • Материал: кирпич
  • Состояние памятника: удовлетворительное
  • Собственность: частная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 г. № 434 "О постановке под госохрану памятников истории и культуры"

История создания

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) церковь во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского датируется второй половиной XVIII века. Анализ ряда источников позволяет уточнить эту датировку.Первоначально храм построен для отправления богослужения по усопшим. В мае 1772 года после разразившейся в России эпидемии чумы, которая унесла многие жизни, Сенат издал указ «Об учреждении кладбищ в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажень». В целях недопущения распространения болезней запрещалось дальнейшее использование кладбищ, расположенных непосредственно в городах. В связи с этим были устроены кладбища за пределами территории Вологды, в том числе кладбище в заречной части города. Для отправления богослужения на этом кладбище в 1777 году и возвели церковь во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского. Церковь называли и Воскресенско-Антипиевской, так как престол холодного храма был освящен в честь Воскресения Христова, а придел в трапезной – во имя священномученика Антипы Пергамского. 

Архитектурные особенности (описание) объекта

Холодный храм, обновленный в традициях допетровской архитектуры с элементами барокко и классицизма, представляет собой приземистый двухсветный четверик с фронтонами и сферическим куполом, несущим восьмигранный барабан с миниатюрной шарообразной позолоченной главкой. В четверике располагалась холодная церковь с главным престолом во имя Воскресения Христова. Удлиненный прямоугольный теплый храм был значительно ниже холодного. Большая ампирная колокольня виднелась издалека. Ее верхний круглый ярус, украшенный декоративными арочками, стоял на массивном четверике, уходившим основанием в западную стену теплой церкви. 

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Летом 1847 года произведена реконструкция храма. До основания были разобраны зимняя церковь с колокольней и отстроены заново. Храм значительно расширили, в нем были устроены приделы в честь Казанской иконы Божией Матери (по правую сторону) и священномученика Антипы Пергамского (по левую сторону). 

В 1895 году были объединены помещения теплого и холодного храмов.

После закрытия церкви в 1930 году храм и колокольню лишили крестов и завершений.

В 2008 году начались работы по реставрации церкви, прерванные отсутствием финансирования. Здание церкви находится в процессе восстановления.

События и лица, связанные с объектом

В  начале XIX века жилые дома вплотную приблизились к кладбищу, что послужило поводом к его закрытию. Для жителей Заречья было обустроено новое место для захоронений, получившее название Введенского кладбища, а Антипиевский храм в 1819 году стал приходским, что потребовало его переустройства. Изначально задумывавшийся как кладбищенский, он был небольшим. Несмотря на то, что приход находился на самой окраине, в храме было тесно, особенно в праздничные дни. В  связи с этим летом 1847 года произвели его реконструкцию.

Летом 1867 года теплый храм был расписан под наблюдением академика живописи Платона Семёновича Тюрина, который безвозмездно «написал над западными дверьми по штукатурке под скульптуру изображение Царя Славы, несомого Серафимом». К  сожалению, роспись до настоящего времени не сохранилась.

К концу XIX века численность прихожан возросла настолько, что церковь даже в обычные воскресные дни с трудом вмещала желающих помолиться. Это обстоятельство, скорее всего, и стало причиной объединения в 1895 году помещений теплого и холодного храмов.

К началу XX века в церкви было три престола: во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского (главный), Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери.

В 1930 году Антипиевскую церковь закрыли. Несколько икон из церкви были переданы в музей.

В советское время здание использовалось для различных целей: как склад военного ведомства, мастерские и даже гараж машин «Скорой помощи». 

В 1999 году храм возвращен Церкви. В  2008 году начались работы по восстановлению его исторического облика. Первоначально храм был приписан к церкви Николы во Владычной слободе. В 2014 году создан самостоятельный приход Антипиевской церкви.В храме регулярно проходят богослужения.

Из летописи Антипиевской церкви:  

"(1869 год) «Приход населяют большею частью мещане, затем по численности населения стоят чиновники и нижние отставные военные чины… Церковное богослужение посещается прихожанами не очень усердно, даже в воскресные и праздничные дни церковь бывает далеко не полна. Особенно равнодушие к церковному богослужению заметно в сословии чиновников… Причиной этому может служить передвижная жизнь большей части прихожан: многие живут на квартирах, многие из прихожан имеют маленькие дома, которые продают нередко, или имея в виду купить лучшие, или не имея возможности владеть домами, или по другим причинам. Затем класс чиновников еще более по роду своей специальности склонен к передвижению... При такой общественной жизни очень заметен недостаток общения между жителями одного прихода. Здесь положительно можно сказать, что половина прихожан не знают друг друга, хотя и весь приход состоит из 500 душ обоего пола, а домовладельцев считается до 50. 

О материальных средствах прихожан можно положительно сказать, что все, за весьма малым исключением, имеют очень скудное состояние… Самое местоположение прихода может то же доказать. Состоятельный человек в редких случаях живет на окраине города, но всегда в центре его. А приход находится близ выгонной городской земли, находится в самой малолюдной части города и удален и от рынка, и от присутственных мест, и от реки...» 

(1894 год) «Народ здесь добрый, отзывчивый и, главное, любящий церковь (а за нею и служителей ее). Здесь все, от малого до великого, весьма усердно посещают храм, особенно накануне и в дни праздничные и воскресные, имеют добрый, благочестивый обычай в трудных и радостных обстоятельствах жизни прибегать к Богу, Божией Матери, святым угодникам (особенно к небесному покровителю храма священномученику Антипе)... Отрадны эти явления в жизни приходских людей, жаль лишь одного: храм наш, разделенный на теплый (зимний) и летний (холодный), когда богослужение совершается в одной половине, тесен и малопоместителен, в зимнюю пору, не только в дни великих или храмовых праздников, но и в обычные воскресные дни, с трудом вмещает желающих помолиться..."

Цит. по: Старая Вологда, XII – начало XX  в. : сборник документов и материалов. Вологда, 2004. С. 409–410. 

Источники и литература

  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, канд. ист. наук Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, канд. ист. наук О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 313–314.
  • Засецкий А.А. Историческия и топографическия известия по древности о России, и частно о городе Вологде и его уезде и о состоянии онагопо ныне... М., 1780. С.80.
  • История православных храмов и монастырей / [Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.], [гл. ред. А.В. Камкин]. Вологда: Древности Севера, 2014 (2-е изд. Вологда:Древности Севера, 2022). С.141–142.
  • Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 276–277.
  •  Освящение храма при вологодской градской Антипьевской церкви, 1847 года ноября 16 дня // Вологодские губернские ведомости. 1847. № 51.
  • Работы на четверике Антипьевского храма Вологды проводят реставраторы // Вологда.РФ [сетевое издание].
  • Разные известия по епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1868. №1. С.3.
  • Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930‑х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 265, 279, 281.
  • Старая Вологда, XII – начало XX века: сб. документов и материалов / гл. ред. Ф.Я.Коновалов. Вологда, 2004. С.409.
  • Храм священномученика Антипы г. Вологды [официальная группа Вконтакте]
  • Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Вологодская епархия / руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин. Вологда: Древности Севера, 2020.
Авторы фотографий:

И.Б. Воронин, А.И. Меньшиков

Исторические фотографиии:

И.Б. Медведев, А.И. Финогенов

Документы