Открытие памятника 14 января 1977 года Общий вид, 1978 год Панорама, 1978 год Бюст С.В.Ильюшина, 1982 год Бюст С.В.Ильюшина, 1990 год Бюст С.В.Ильюшина, 1990 год Общий вид, на заднем плане - здание Вологодской областной картинной галереи, 2022 год Вид сквера с перекрёстка улиц Октябрьская и Мира, 2022 год Общий вид, на заднем плане - здание Вологодской областной картинной галереи, 2022 год Общий вид, 2022 год Бюст на пьедестале, 2022 год Вид сзади, в сторону улицы Мира, 2022 год Общий вид, 2022 год Надпись на пьедестале, 2022 год Бюст, вид сбоку, 2022 год Бюст, вид в фас, 2022 год Бюст, вид сбоку, 2022 год Бюст, вид сзади, 2022 год

Краткая информация

  • Адрес: пересечение ул. Мира и Октябрьской
  • Номер в госреестре: 351711292300005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: монументы и памятные знаки
  • Датировка: XX
  • Материал: иное
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: муниципальная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 15 июля 1985 г. № 328 "О постановке на государственную охрану местного значения мемориальных памятников истории и культуры в г. Вологде"

История создания

Памятник уроженцу Вологодчины выдающемуся авиаконструктору Сергею Владимировичу Ильюшину установлен прижизненно в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР в честь выдающихся заслуг авиаконструктора перед Родиной. Право на прижизненную установку бронзового бюста на родине дважды Героев и описание типового памятника как составная часть системы государственных наград были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 11.06.1973 №390.

Торжественное открытие памятника состоялось 14 января 1977 года. Его авторы – скульптор О.М. Манизер и архитектор И.Е. Рожин. Памятник изготовлен на ленинградском заводе «Монументскульптура».

Архитектурные особенности (описание) объекта

Памятник установлен перед зданием на улице Мира, 34. Он представляет собой бронзовый бюст С.В. Ильюшина, поставленный на высокий гранитный постамент. На постаменте размещён отлитый из бронзы рельефный текст: «Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор, академик Ильюшин Сергей Владимирович за выдающиеся заслуги в деле создания новых самолётов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1957 года награждён второй Золотой медалью "Серп и молот"». 

События и лица, связанные с объектом

Сергей Владимирович Ильюшин (1894–1977) – уроженец Вологодчины, выдающийся авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный член АН СССР (1968), генерал-полковник-­инженер, доктор технических наук (1940), профессор (1948), депутат Верховного Совета СССР I–VII созывов (1937–1970).

Родился 18 (30 н.ст.) марта 1894 года в деревне Дилялево Березниковской волости Вологодского уезда, в большой крестьянской семье. Его родители – Анна Васильевна и Владимир Иванович Ильюшины. В 1901–1905 годах учился в земской школе в селе Березник. Трудовую деятельность начал в 1909 году чернорабочим на Яковлевской фабрике в Костромской губернии. В 1910–1911 годах работал в Санкт­-Петербурге на Тентелевском, Невском (Семянниковском) заводах, Комендантском аэродроме. К этому времени относится его первое знакомство с авиацией. В 1912 году работал на Амурской железной дороге, в 1913–1914 годах – на Балтийском судоремонтном заводе в Ревеле (ныне Таллин). В 1914 году призван на военную службу. В 1915–1916 годах – нижний чин, писарь управления вологодского воинского начальника. Затем – ангарный рабочий, помощник авиамоториста на Комендантском аэродроме в Петрограде. В 1917 году Ильюшин сдал экзамен на звание пилота-­авиатора.

В 1918 году С.В. Ильюшин вернулся на Вологодчину. Работал в губернском совете коммунального хозяйства. В мае 1919 года был мобилизован в Рабоче­-крестьянскую Красную армию. Служил авиамехаником 6­-го авиапоезда VI армии, военкомом 2-­го авиационного парка авиационно-ремонтных частей Кавказского фронта, начальником 15-­го авиапоезда IX Кубанской армии.

Осенью 1921 года откомандирован на учёбу в Москву во вновь организованный Институт инженеров Красного воздушного флота (позднее Военно-­воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского). Во время учёбы началось формирование Ильюшина как конструктора. В 1923–1925 годах он сконструировал несколько планёров, последний из которых – «Москва» – получил первый приз за продолжительность полёта на соревнованиях в Германии.

Окончив в 1926 году академию и став военным инженером-­механиком воздушного флота, Ильюшин руководил самолёто­строительной секцией Научно­-технического комитета Военно-­воздушных сил СССР. В 1931 году возглавил конструкторское бюро Центрального аэрогидродинамического института, а в 1933 году – Центральное конструкторское бюро при московском заводе имени В.Р. Менжинского, где одновременно руководил одной из бригад. В 1935 году эта бригада была преобразована в Опытное кон­структорское бюро, главным конструктором которого был назначен Ильюшин. В 1956–1970 годах он – генеральный конструктор.

В середине 1930-­х годов под руководством Ильюшина были разработаны два варианта двухмоторного бомбардировщика – ЦКБ­-26 и ЦКБ­-30 (ДБ­-3, ДБ­-3б). На обеих машинах летал прославленный лётчик­-испытатель В.К. Коккинаки, установивший в конце 1930-­х годов несколько мировых рекордов высоты и дальности полёта. В предвоенные годы продолжалась упорная работа по совершенствованию бомбардировщика, появлялись новые его модификации. С 1940 года предпочтение отдается ДБ-­3Ф, который в марте 1942 года был переименован в Ил­-4. Бомбардировщики, сконструированные под руководством Ильюшина, прославились в годы Великой Отечественной войны. На ДБ­-3Ф уже в первые месяцы войны лётчики под командованием уроженца Вологодчины Е.Н. Преображенского совершали дерзкие налёты на Берлин.

Бронированный штурмовик Ил-­2, опытный образец которого был построен в 1939 году, во время Великой Отечественной войны положил начало новому роду боевой авиации, тесно взаимо­действующему с наземными войсками. В нём удалось достичь гармоничного сочетания манёвренности и скорости, мощного вооружения и броневой защиты. В этом самолёте, предназначенном для действия по наземным целям с малых высот, мотор, радиаторы, кабина лётчика и другие жизненно важные части были защищены стальной бронёй. В результате самолёт стал напоминать летающий танк, которому не страшен пулемётный и ружейный огонь. Это грозное оружие переднего края гитлеровцы называли «чёрной смертью». Ил-­2 стал самым массовым советским самолётом военного времени. Позднее были созданы штурмовики Ил­-10, Ил­-16, реактивный Ил-­40.

В 1948 году в Опытном конструкторском бюро С.В. Ильюшина был построен первый выпускавшийся серийно советский реактивный бомбардировщик Ил-­28. Этот самолёт долгое время состоял на вооружении, на нём проходили обучение и тренировку многие лётчики-­бомбардировщики.

С.В. Ильюшин ярко проявил себя и как конструктор пассажирских самолётов. Первым в их ряду стал Ил-12, серийное производство которого началось в 1946 году. Этот самолёт с двумя поршневыми двигателями отличался надёжностью и экономично­стью. Вслед за ним в 1950­-е–1960-­е годы на гражданских воздушных линиях появились другие самолёты, более мощные и скоростные, с большей вместимостью. Ил­-14 был схож с Ил­-12, но имел более мощные двигатели воздушного охлаждения. Многоместный Ил­-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями стал одним из самых массовых и долго эксплуатируемых самолётов отечественной гражданской авиации. Это был первый советский пассажирский самолёт, пользовавшийся широким спросом на мировом рынке. Реактивный трансатлантический лайнер Ил­-62, на многие годы ставший флагманом «Аэрофлота», стал каче­ственно новым достижением. Этот самолёт получил сертификат на право полётов в США, открытие прямого воздушного сообщения Москва – Нью­-Йорк показало конкурентоспособность «Аэрофлота» на дальних международных трассах. За самолёт Ил­-62 Ильюшин отмечен Золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ).

Знаменитый авиакон­структор награждён восемью орденами Ленина (1937, 1941, два – 1945, 1954, 1957, 1964, 1974), орденом Октябрьской Революции (1969), орденом Трудового Красного Знамени (1939), орденом Суворова II (1944) и I (1945) степеней, двумя орденами Красного Знамени (1944, 1950), двумя орденами Красной Звезды (1933, 1967), многочисленными медалями. Он – лауреат семи Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971).

22 сентября 1964 года решением исполкома Вологодского городского Совета депутатов трудящихся С.В. Ильюшину присвоено звание «Почётный гражданин города Вологды». В ответ на это С.В. Ильюшин написал землякам: «Уважаемые товарищи вологжане! Примите от меня сердечный привет и самые добрые пожелания. Город Вологда мне, как и вам, родной и любимый. Я ежегодно посещаю свой Вологодский край, и нет для меня местности краше».

С.В. Ильюшин – целая эпоха в отечественном самолётостроении. О работе конструктора он любил говорить: «Надо делать так, чтобы любой самый опытный и придирчивый специалист мог сказать: лучше не сделаешь».

Скончался С.В. Ильюшин 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 14 июля 1977 году совхоз «Березниковский» управления сельского хозяйства Вологодского райисполкома с центром в деревне Березник Вологодского района был переименован в совхоз имени С.В. Ильюшина (с 29 декабря 1992 года – ТОО им. С.В. Ильюшина, с 29 декабря 1998 года по настоящее время – СХПК «Ильюшинский»). Имя Ильюшина носит одна из вологодских улиц, на которой в 1984 году установлен на постамент самолёт Ил­-28У, являющийся объектом культурного наследия регионального значения. На площадке перед зданием Вологодского аэропорта в 1986 году в качестве памятника установлен на вечную стоянку выпущенный в 1963 году самолёт Ил­-18В с бортовым номером СССР-75518, 20 лет работавший на линиях «Аэрофлота» и снимавшийся в фильме «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970).

Источники и литература
  • Асташенков П.Т. Конструктор легендарных Илов. М., 1970.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры / [Р.П. Биланчук, М.В. Васильева, И.Б. Воронин, Ф.Я. Коновалов, М.А. Крутиков, И.П. Кукушкин, А.И. Меньшиков, Л.С. Панов, О.А. Плех, А.В. Суворов, Н.Г. Шоломова, П.А. Шпрыгов], [гл. ред. А.В. Суворов]. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: Древности Севера, 2022. С. 166–167.
  • Вологда в минувшем тысячелетии: человек в истории города / [Аникина А.А., Балакшин Р.А., Баранов С.А. и др.; главный редактор Ю.К.Некрасов] Вологда: Древности Севера, 2007. С. 118–119.
  • Вологодские зори. М., 1987. С. 472–473.
  • ВГИАХМЗ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 81, 100.
  • Имена вологжан в науке и технике. Архангельск, 1968. С. 92–94.
  • Коновалов Ф.Я. Ильюшин Сергей Владимирович // Выдающиеся вологжане: биографические очерки. Вологда, 2005. С. 239–244.
  • Непряхин П. Конструктору легендарных Илов [Репортаж об открытии бюста] // Красный Север. 1977. 15 января. С. 1.
  • Паспорт памятника истории и культуры // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
  • Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. 2-­е изд. М., 1980. С. 82–99.
  • Пономарёв А.Н. Конструктор С.В. Ильюшин. М., 1988.
  • Стубарев А.Д. Конструктор легендарных «Илов» // Дорогие сердцу места. Архангельск, 1979. С. 112–116.
  • СХПК «Ильюшинский» (группа ВКонтакте).
  • Учёный и конструктор С.В. Ильюшин. М., 1978.

 

Авторы фотографий:

Г.В. Суворова

Исторические фотографии:

Э.В. Крестьянинов, А.С. Муханов

Документы