Знаменные группы с боевыми знаменами частей Череповецко-Вологодского дивизионного района противовоздушной обороны на открытии памятника 20 июля 1984 года Ветераны-зенитчики на открытии памятника 20 июля 1984 года Передовица газеты «Время» (органа парткома, комитета ВЛКСМ, профкома и администрации Вологодского оптико-механического завода имени 60-летия Союза СССР) от 2 августа 1984 года с репортажем об открытии памятника Дом, ранее находившийся на месте установленного орудия, 1960-1970-е годы Общий вид Общий вид Надпись на постаменте памятника Информационный стенд Общий вид Вид сбоку Вид сбоку Вид сзади

Краткая информация

  • Адрес: ул. Зосимовская
  • Номер в госреестре: 351711292180005
  • Категория: региональное значение
  • Вид ОКН: памятник
  • Тип ОКН: монументы и памятные знаки
  • Датировка: XX
  • Материал: иное
  • Состояние памятника: хорошее
  • Собственность: муниципальная
  • Документ о постановке на учет: Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 15 июля 1985 г. № 328 "О постановке на государственную охрану местного значения мемориальных памятников истории и культуры в г. Вологде"

История создания

Памятник воздвигнут в ознаменование боевых заслуг воинов Череповецко-Вологодского дивизионного района противовоздушной обороны (ЧВДР ПВО) и в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. В начале 1980-х годов идея его создания была поддержана председателем вологодского горисполкома В.Д. Парменовым. 20 июля 1984 года на торжественном митинге по случаю открытия памятника присутствовали ветераны ЧВДР ПВО (впоследствии – 79-я дивизия ПВО), представители партийных и советских органов, общественных организаций, воины Вологодского гарнизона и жители города. Генерал-майор в отставке Т.Р. Пекарский, в годы войны защищавший вологодское небо, по поручению Волгоградского горисполкома привез и передал на вечное хранение жителям Вологды землю с Мамаева кургана – возвышенности на правом берегу Волги, где в ходе Сталинградской битвы шли ожесточённые бои, находятся братские могилы советских воинов и воздвигнут знаменитый мемориальный комплекс. Капсула с землёй с Мамаева кургана была заложена в основание памятника ветеранами 74-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Памятник представляет собой 85-мм зенитное орудие образца 1939 года, поднятое на невысокий бетонный постамент в форме усечённого конуса. На лицевой восточной стороне постамента в углублении в виде пятиконечной звезды прикреплён металлический картуш с надписью: «Отважным зенитчикам – стражам вологодского неба в годы Великой Отечественной войны».

Установлен памятник в сквере по улице Копанке между улицами Зосимовской (в момент установки памятника – улица Калинина) и Галкинской. Памятник хорошо воспринимается со стороны улиц Зосимовской, Галкинской и Копанки. Объект культурного наследия формирует сложившийся силуэт в развёртке указанных улиц. Граница его территории установлена на основании разработанной научно-проектной документации «Проект зон охраны памятников истории и культуры города Вологды», выполненной федеральным государственным унитарным предприятием Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация», утверждённой Постановлением Правительства Вологодской области №2087 от 29.12.2009 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ».

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Осуществлялось благоустройство территории, покраска орудия и постамента.

События и лица, связанные с объектом

85-мм зенитная пушка образца 1939 года использовалась в годы Великой Отечественной войны и долго состояла на вооружении после её окончания. Пушка разработана конструкторским бюро завода № 8 в г. Калининграде (ныне г. Королёв) Московской области (ведущий конструктор Г.Д. Дорохин). В 1939 году новое орудие с заводским обозначением 52-К было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.». На начало Великой Отечественной войны имелось 3082 таких орудия. В 1944 году в серийное производство пошло усовершенствованное орудие, получившее заводской индекс КС-12. Предназначенные для борьбы с авиацией противника, воздушными десантами, для стрельбы по огневым точкам противника, эти орудия с успехом применялись и для уничтожения танков.

Место для памятника выбрано неслучайно. Во время Великой Отечественной войны где-то здесь занимали боевую позицию зенитчики, прикрывавшие железнодорожный вокзал и локомотивное депо от самолетов противника. Штаб ЧВДР располагался в здании Клуба имени 10-летия Октябрьской революции (позднее – Дворец культуры железнодорожников). Здесь же находился штаб 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО.

ЧВДР ПВО был сформирован 25 ноября 1941 года на основании Постановления Государственного комитета обороны № ГКО-874сс от 9 ноября 1941 года «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Союза», приказа Народного комиссариата обороны СССР № 00113 от 24 ноября 1941 года и приказа войскам ПВО территории страны от 19 ноября 1941 года. В дивизионный район входили западная половина Вологодской, южная часть Архангельской и северная часть Ярославской областей. Протяженность границ дивизионного района составляла с севера на юг 320 км, с запада на восток более 500 км. Штаб района находился в Вологде. Границы ЧВДР ПВО включали населённые пункты Вытегра, Кадуй, Весьегонск, Грязовец, Солигалич, Усть-Шеноша, Охтома, Няндома. 

Командующим ЧВДР ПВО в ноябре 1041 года был назначен генерал-майор артиллерии А.В. Герасимов. В апреле 1942 года в командование ЧВДР ПВО вступил полковник П.А. Кривко.

В состав ЧВДР ПВО, как свидетельствует полковник П.В. Щекочихин, «вошли три отдельных зенитных артиллерийских дивизиона (55 озад ПВО, командир майор Г.И. Саванович, 74 озад ПВО, командир майор А.П. Минько, комиссар старший политрук М.П.Койнов, 272 озад ПВО, командир майор М.П. Плаксицкий, комиссар старший политрук П.П. Иванченко); две отдельных зенитных батареи малого калибра, одна зенитно-пулемётная рота, три отдельных зенитно-пулеметных взвода. Всего в районе имелось 4157 офицеров, сержантов и солдат. На вооружении частей и подразделений находилось двенадцать 85-мм и двадцать 76-мм орудий, двадцать 37-мм орудий, 68 зенитных пулемётов». Кроме того, в дивизионном районе для своевременного обнаружения вражеских самолетов, оповещения, определения их типа, высоты и направления полёта имелся 13-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) четырёхротного состава. В конце ноября 1941 года началось формирование ещё двух отдельных батальонов ВНОС (106 и 107). В книге полковника П.В. Щекочихина сказано, что «всего в дивизионном районе было развёрнуто 212 наблюдательных постов, из них 17, дислокация которых проходила на наиболее вероятных маршрутах полёта авиации противника вдоль железной дороги Вологда–Тихвин, а также по Мариинской водной системе (в период навигации), были вооружены спаренными и счетверёнными зенитными пулеметами».

С 26 ноября 1941 года по 9 ноября 1943 года в оперативном подчинении района находилась 148 истребительная авиационная дивизия ПВО. В состав дивизии в разное время входили: 283-й истребительный авиационный полк (2-го формирования) (с 26 ноября 1941 года по 9 января 1942 года), впоследствии переименованный в 740-й истребительный авиационный полк (вчпп 42086) (с 9 января 1942 года по 18 ноября 1943 года); 731-й истребительный авиационный полк (с 1 декабря 1941 года по 10 июня 1942 года); 964-й истребительный авиационный полк (вчпп 42090) (с 10 июля 1942 года по 4 июня 1943 года, и с 9 ноября 1943 года по 28 апреля 1944 года).

С 25 ноября 1941 года по 29 июня 1943 года ЧВДР ПВО находился в оперативном подчинении Архангельского военного округа; с 29 июня 1943 года по 21 апреля 1944 года – в составе Западного фронта ПВО (1-го формирования); с 21 апреля 1944 года по 28 апреля 1944 года – в составе Северного фронта ПВО.

«Начиная с августа 1941 года ВВС противника активизируют свои действия по Северной и Октябрьской железным дорогам, разведывая перевозки по ним, подвергая бомбардировочным ударам (одиночными и группами до 20 самолетов) эшелоны с войсками и военными грузами 7-й, 54-й армий Ленинградского фронта, – сообщается в отчёте о боевых действиях ЧВДР ПВО. – Полёты производились на высотах от бреющего до 5000 метров преимущественно в светлое время суток многими типами самолетов. К 25.11.41 г. противник одиночными и группами до трёх самолётов Юнкерс-88 производит систематический контроль перевозок по Северной железной дороге на участке Ефимовская – Тихвин – Вологда – Грязовец. Попутно с разведкой одиночные самолёты бомбардируют и обстреливают ... эшелоны на железнодорожных станциях и в пути следования. Базирование авиации противника (аэродромы в районах Петрозаводск, Красногвардейск, Псков) вполне позволяло противнику действовать по железнодорожным объектам в границах дивизионного района всеми типами самолетов, в любое время суток, однако прикрытие разведчиков и бомбардировщиков истребителями не производилось» (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 13646. Оп. 20246. Д. 10. Т. 1. Л. 5). Большинство самолетов противника, появлявшихся над территорией, обороняемой ЧВДР ПВО, проводили разведывательные полеты (немецкая аэрофотосъемка Вологды 1941 года с обозначением объектов, представляющих интерес для противника). С начала 1942 года разведка, как правило, велась круглосуточно одиночными самолетами типа Юнкерс-88, Хейнкель-111, Дорнье-215, на высотах: ночью – 1000–3000 метров, днём – 5000–8000 метров.

Перед частями соединения ПВО стояла задача обеспечения бесперебойной работы Северной железной дороги, водных путей сообщения и других важных прифронтовых объектов. Бойцы ЧВДР ПВО прикрывали от налётов немецко-фашистской авиации железнодорожные станции, мосты через реки, гидросооружения, противодействовали в границах дислокации района осуществлению авиационной разведки, высадке воздушных десантов, сохранили от разрушения и уничтожения вражеской авиацией важные народно-хозяйственные объекты. Основные объекты прикрытия в границах Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО перечислены в отчёте о боевых действиях: «Объекты прикрытия в границах Др [дивизионного района] ПВО на 25.11.41 г. имели важное стратегическое значение. Северная железная дорога до освобождения Кировской железной дороги и разгрома немцев под Ленинградом являлась единственной железнодорожной магистралью, питавшей Карельский, Волховский и Ленинградский фронты, по которой осуществлялась, кроме того, перевозка импортных грузов из Архангельска вглубь страны... Станции погрузки и выгрузки войск, армейские базы снабжения (Грязовец, Вологда, Череповец, Кадуй, Бабаево, Ефимовская), железнодорожный узел Вологда, а после освобождения – и Тихвин, являлись важнейшими объектами в границах Др ПВО, которые необходимо было тщательно прикрывать с воздуха. Наличие крупных железнодорожных мостов через реки Сухона, Вологда, Шексна, Ягорба, Суда, Соминка, Сясь, а также объекты Северо-Двинской и Мариинской водных систем в границах дивизии, по которым в период навигации осуществлялось питание 7-й отдельной армии и Северного флота, а также сплав леса вглубь страны, – требовали большого количества средств ПВО для их надёжной обороны с воздуха» (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 13646. Оп. 20246. Д. 10. Т. 1. Л. 6). Прикрывая от авианалётов железнодорожные и водные пути сообщения, бойцы ЧВДР ПВО тем самым обеспечивали надежную защиту коммуникаций советских войск.

В 1942–1943 годах состав ЧВДР ПВО пополнился двумя отдельными зенитно-артиллерийскими дивизионами среднего калибра, двумя отдельными артиллерийскими дивизиона малого калибра, 183-м и 191-м отдельными зенитными бронепоездами, 121-й и 122-й отдельными батареями СОН-2 (станция орудийной наводки – первая серийно выпускавшаяся в СССР радиолокационная станция орудийной наводки, по показаниям которой мог производиться прицельный огонь зенитной артиллерии). Однако, «несмотря на пополнение Др ПВО частями, – отмечалось в отчете ЧВДР ПВО, – для надёжного прикрытия важнейших объектов средств ПВО было далеко недостаточно, массированного огня ни в одном пункте создать не представлялось возможности, дислокация средств ПВО, в большинстве своём, была побатарейно и повзводно, что в основном влияло на эффективность стрельбы».

Согласно Приложению № 1 «Перечень соединений и частей ПВО, входящих в состав Западного фронта ПВО» к Постановлению ГКО № 3660сс от 29 июня 1943 года, в состав Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО входили пять отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов среднего калибра, два отдельных зенитных бронепоезда, два отдельных дивизиона малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА), две отдельных батареи МЗА, две отдельных зенитно-пулеметных роты, три отдельных зенитно-пулеметных взвода, два отдельных батальона ВНОС, две отдельные батареи СОН-2, истребительная авиадивизия и батальон аэродромного обслуживания. На вооружении в районе числилось 62 орудия среднего калибра, 36 орудий МЗА, 68 зенитных пулеметов, 27 исправных самолётов-истребителей.

На 15 сентября 1943 года в Вологде дислоцировались: управление и штаб Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО; взвод связи управления и артиллерийско-ремонтная мастерская района; 272, 194, 413 отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы; 21-я отдельная батарея малокалиберной зенитной артиллерии; 29-й отдельный зенитный пулемётный батальон; 106-й отдельный батальон ВНОС (командный пункт); 121-я отдельная батарея СОН-2; Управление 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО; 300-я отдельная рота связи; военно-полевая почта № 06810. В городе зенитчики прежде всего охраняли имевшие стратегическое значение объекты железнодорожной станции (локомотивное депо, вокзал), паровозовагоноремонтный завод, нефтебазу, обком, горком. В 1941–1944 годах небо над Вологдой защищал 740-й истребительный авиационный полк ЧВДР ПВО, который с земли прикрывал 74-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Вражеская авиация неоднократно предпринимала попытки нанести авиационные удары по Вологде, но благодаря зенитчикам за годы войны на Вологду не упала ни одна авиационная бомба.

За время Великой Отечественной войны в пределах дивизионного района было зафиксировано свыше 1000 самолетов противника, в зону огня наших средств противовоздушной обороны входило 310 самолетов противника, 20 самолетов было уничтожено, отмечено 48 бомбардировок.

28 апреля 1944 года на основании Постановления № ГКО-5508сс от 29 марта 1944 года Череповецко-Вологодский дивизионный район ПВО был преобразован в 79-ю дивизию ПВО, которая в связи с ликвидацией непосредственно угрозы воздушных налётов на Вологду, Череповец, объекты Северной железной дороги и гидротехнические сооружения Мариинской водной системы в июне–июле 1944 года была передислоцирована в Петрозаводск.

Источники и литература

Авторы фотографий:

А.А. Бобков, А.В. Стёпина, Ю.А. Судакова